Несомненно, ключевой ценностью в государстве является жизнь любого человека, но имущественные права граждан, страдающие в результате произошедших чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), также требуют определенной защиты обеспечения со стороны государственных органов и должностных лиц.
Как справедливо обращают внимание отдельные представители гражданско-правовой науки, законодательное внедрение категории «имущественное право», было осуществлено не очень удачно ввиду следующих причин [2, с. 316]:
1) отсутствия в законодательстве определения данного понятия;
2) коллизии норм нормативно-правовых актов;
3) нарушения логико-правовой конструкции понятия «имущественное право».
Так, следуя строгой формально-правовой логике ст. 128 ГК РФ [1], с одной точки зрения, имущественные права являются объектом гражданских прав, что, по сути, аксиоматично, с другой, они включены в состав иного имущества: «иное имущество, в том числе имущественные права», ежели они были самостоятельными, законодатель применил иной прием юридической техники, осуществив перечисление.
Представители гражданско-правовой доктрины не проявляют единодушия относительно вопроса определения правовой природы имущественных прав. Существуют две основные позиции, где первая состоит в том, что имущественное право может содержать в себе как имущество, так и право, вторая позиция отрицает существование «права на право», с чем следует согласиться и разделить данный подход, поскольку «право» не абстракция в чистом виде, а явление всегда связанное с объектами материального мира, например, с имуществом.
Среди признаков имущественного права следует выделить следующее:
1) принадлежность прав конкретному участнику гражданско-правовых отношений;
2) понимание в качестве средства реализации имущественного интереса. Так, лицо намеревается обрести имущественное право и всеми силами старается его сохранить (хотя, мы понимаем, что собственник вещи может распорядиться ей таким образом, в следствие чего она будет уничтожена, однако этот исход вытекает из права на ее распоряжение), огородить от притязаний третьих лиц путем самозащиты;
3) имущественные права связаны с оборотоспособностью вещи, где последняя может быть отчуждена в пользу иных лиц, по общему правилу, путем заключения сделок. Однако, в отдельных случаях возможно принудительное изъятие для исполнения обязанности уплаты алиментов, налогов, сборов, штрафов и иных обязательных платежей;
4) имущественные права подлежат стоимостной оценке, осуществляемой на денежной основе, как универсального измерения гражданско-правовых ценностей имущественного характера.
Основной классификацией имущественных прав является их дифференциация на основании природного признака - вещные, обязательственные, исключительные права, подробно, на которых, мы останавливаться не будем, а лишь установим их объем, и, опосредованно, через него - содержание. В рассматриваемом контексте нас наиболее интересует вещное право.
Такая категория как «вещное право», законодателем используется также как и «имущественные права», не активно, поэтому, целесообразно начать поиск его объема в тех немногочисленных нормах, которые содержат в своей конструкции «вещное право», а именно со ст. 216 ГК РФ, исходя из смысла которой, к числу вещных прав относится [1]:
1) право собственности (выводы подтверждаются смыслом п. 1 ст. 209 ГК РФ и прямым указанием на принадлежность к вещным правам в п. 1 ст. 216 ГК РФ);
2) право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
3) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
4) сервитуты (собственно, сервитут (ранее наименовался частным сервитутом) и публичный сервитут);
5) право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом.
Следует разделить точку зрения тех авторов, которые сетуют на то, что перечень вещных прав не ограничивается лишь теми из них, которые отражены в ст. 216 ГК РФ, на что мы ответим утвердительно, ведь для этого, законодатель предусмотрел определенные предпосылки: согласно п. 2 ст. 216 ГК РФ, вещными правами могут являться те из них, которые не наделяют своего обладателя полной властью над вещью (триадой, образующей право собственности); вследствие того, что законодатель не закрепил понятие вещного права, его перечень, по сути, остается не до конца определенным, отсюда отдельные ограниченные имущественные права могут предусматриваться нормативно-правовыми актами гражданского и иного отраслевого законодательства и реализовываться в соответствии с ними. Отсюда, вещные права можно определить как разнородную группу правомочий собственника, пользователя и владельца в различных их сочетаниях или в отсутствие такового реализуемых применительно к предмету правоотношения - имуществу [3, с. 141].
Существующий механизм правового регулирования имеет ряд недостатков, которые сказываются на обеспечении защиты имущественных прав граждан при ЧС различного характера.
Ключевые проблемы в защите нарушенных имущественных прав граждан при вышеупомянутых ЧС можно объяснить тем, что порой такие ЧС возникают не только в связи с событиями, неподвластными воле человека, но и при прямом участии человека в их происшествии.
Фактически, такие проблемы как ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами и иными государственными органами, учреждениями, их халатным отношением к своей деятельности ввиду огромной ответственности для профилактики, предупреждения, выявления и ликвидации ЧС стоит выделить в отдельный состав преступления и разработать отдельную статью в содержании Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), ввиду того, что порой те последствия, которые происходят в результате ЧС по вине одного человека или организации, носят настолько масштабный характер, что помимо главной утраты - человеческой жизни и здоровья, масштабы имущественного вреда также составляют огромные суммы.
Таким образом, те последствия, которые обычно происходят в результате ЧС, влекут за собой неэффективную и несопоставимую ответственность таких должностных лиц.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Рос. газ. - 1994. - 8 дек.
- Асадова Л.Н. Нарушение и защита имущественных прав граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера // Молодой ученый. 2021. № 20 (362). С. 315-319.
- Попова О.П. Особенности имущественных прав как объектов гражданских прав // Актуальные вопросы юридической науки и практики. - Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. С. 141-150.