Актуализация профессионального развития персонала в системе менеджмента современной организации

Актуализация профессионального развития персонала в системе менеджмента современной организации

В представленной статье авторами определены основные подходы к трактовке понятий «персонал», «развитие персонала», определены основные цели и задачи развития персонала, установлена взаимосвязь между профессиональным развитием персонала организации и подсистемами управления персоналом организации, охарактеризованы методы профессионального развития персонала и показана роль развития персонала в системе менеджмента организации.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 9 (54), февраль ‘22

Дата публицакии 23.02.2022

Поделиться

Персонал организации являются основным конкурентным преимуществом для любого хозяйствующего субъекта, его стратегическим ресурсом. Поскольку в персонале заключен тот потенциал, который определяет успешность и результативность работы предприятия.

В этой связи развитие персонала выступает важнейшим инструментом управления кадрами современной организации, базовыми инвестициями в будущее.

Успешная работа любого предприятия определяется, прежде всего, уровнем развития его персонала. В настоящих условиях быстрого устаревания теоретических знаний и умений, а также необходимости постоянного совершенствования практических навыков растет необходимость постоянного повышения уровня квалификации персонала организации, что обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта на рынке и дает ему конкурентные преимущества перед другими субъектами.

Реалии современной организации хозяйственной практики постоянно подтверждают факт того, что важнейшим стратегическим ресурсом субъектов хозяйствования является персонал, объединяющий свой потенциал для достижения наилучшей результативности своей работы, и как следствие обеспечивает повышение эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с этой концепцией, персонал организации становится не менее значимым ее ресурсом, чем материальные, финансовые и другие виды ресурсов. При этом управление кадрам осуществляется в основном через административные механизмы (полномочия, принципы, методы, функции), а персонифицикация каждого работника организации реализуется через его должностные полномочия.

Основные определения категории «персонал» организации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Исследование авторских определений понятия персонал организации

 

Кадровый менеджмент характеризует персонал организации, как социально-экономическую категорию, выражающую социальную общность персонала конкретной организации. Понятие персонала организации, на наш взгляд, должно также содержать акцент на определяющую роль отдельной личности, т.е. конкретного работника в социально-экономической системе субъекта хозяйственных отношений.

Развитие персонала в современных условиях приобретает для большинства российских организаций особое значение. Это связано с повышением требований к уровню компетенции персонала, к их профессиональным знаниям и навыкам.

Все вышесказанное требует исследование теоретических подходов к понятию «развитие персонала». Проведенные исследования данной категории позволили установить существующие отличия в трактовках данного понятия среди различных ученых (табл. 2).

Таблица 2

Определения понятия «развития персонала» в авторских трактовках

 

Многие ученые отечественные ученые, отмечают, что проведение организационных изменений и стремление к росту конкурентоспособности субъекта хозяйствования на рынке ведут к необходимости совершенствования кадрового менеджмента, в т.ч. на основе проведения хорошо спланированной и четко организованной работы по развитию персонала [5].

Несомненно, что данное направление кадровой работы будет сопряжено с дополнительными затратами, однако вложения в развитие персонала компании будет способствовать повышению мотивации труда, снижению текучести кадров, росту заинтересованности в результатах своего труда и работе организации в целом.

Мы считаем, что должным образом проводимая кадровая работа по развитию персонала будет способствовать не только росту конкурентоспособности самой организации, но и повысит конкурентоспособность каждого сотрудника на рынке труда, поскольку полученные знания, навыки и опыт в итоге дадут персоналу дополнительные преференции для профессионального роста, которыми сотрудники смогут воспользоваться, не только работая в данной организации, но и вне нее.

По нашему мнению, развитие персонала организации можно рассматривать, как в узком, так и в широком смыслах данной категории.

В узком смысле данной категории следует понимать непосредственный процесс обучения сотрудников, т.е. получение ими основных профессиональных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.

В расширенном смысле данная категория раскрывается, как потребность в обучении, как правило, связанном с углублением базовых профессиональных знаний и навыков в целях продвижения по карьерной лестнице, а также совершенствования профессиональной подготовки в рамках занимаемой должности.

На наш взгляд, основная цель развития персонала организации состоит в перманентном повышении профессионального потенциала кадров. В связи с чем, следует выделить следующие цели развития персонала организации, представленные на рисунке 1.

Рис. 1. Основные цели развития персонала организации

 

Выше указанные цели позволяют выделить главную цель, состоящую в обеспечении организации квалифицированным персоналом, готовым к эффективному профессиональному выполнению своих должностных обязанностей в соответствии с поставленными задачами и стратегией развития организации.

Исходя главной цели развития персонала организации, можно сформулировать следующие задачи развития персонала, реализующие выполнение данной основной цели:

– повышение профессионального уровня персонала, его квалификации для повышения качественных и увеличения количественных параметров труда;

– профессиональная подготовка кадров, обучение современным, а также инновационным технологиям, профессиональная переподготовка персонала организации;

– повышение коммуникативных способностей персонала организации, умения работы в команде;

– формирование ответственности сотрудников за результат собственной и коллективной работы;

– управление карьерным ростом персонала организации и др.

Развитие персонала организации может быть общим и профессиональным.

Общее развития персонала связано с повышением общекультурных, социальных, адаптационных навыков работы.

В свою очередь профессиональное развитие персонала представляет собой процесс подготовки сотрудников к осуществлению новых должностных обязанностей, производственных функций, профессиональных задач.

В таблице 3 представлена взаимосвязь между профессиональным развитием персонала организации с подсистемами управления персоналом организации.

Таблица 3

Функциональная связь профессионального развития персонала

с подсистемами управления персоналом организации

 

На сегодняшний день система развития персонала организации представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий управления персоналом, включающих обучение, профессиональную адаптацию сотрудников, их служебно-профессиональное развитие, управление деловой карьерой и работу с кадровым резервом [10].

Методы профессионального развития персонала представлены в таблице 4.

Таблица 4

Методы профессионального развития персонала

 

Таким образом, эффективное функционирование каждого субъекта хозяйствования непосредственно связано с качеством управления различными ресурсами организации, и в том числе трудовыми. Внедрение новых технологий в кадровый менеджмент в целях повышения эффективности управляющей системы привело к необходимости развития персонала, представляющее собой процесс общего и профессионального развития личности персонала организации, в итоге направленный на повышение эффективности трудовой деятельности каждого сотрудника и всего коллектива в целом.

Список литературы

  1. Бурганова, Н.Т. Управление развитием персонала предприятия / Н.Т. Бурганова // Автомобильная промышленность. Москва: Технический журнал. – 2015. – №1. – С. 5-7.
  2. Роздольская, И. В. Проблемы формирования и развития конкурентных преимуществ персонала в системе менеджмента качества организации: Монография. / И.В. Роздольская, Е.Н. Висторобская. – Белгород : Издательство БУКЭП, 2013. – 190 с.
  3. Сапукова, Г.Р. Теоретические основы технологий управления развитием персонала / Г.Р. Сапукова // В сборнике: Социально-трудовые отношения. – 2015. – С. 115-126.
  4. Снитко, Л.Т. Трудовой потенциал предприятия и его оценка / Л.Т. Снитко, К.В. Труфанова. – Текст : непосредственный // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2011. – № 3 (39). – С. 140-145.
  5. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом : учебное пособие / А.П. Егоршин. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 352 с.
  6. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом : учебник / А.Я. Кибанов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 440 с.
  7. Маслова, В.М. Различные подходы к обучению и развитию персонала компании / В.М. Маслова // Дельта науки. – 2015. – № 2. – С. 10-16.
  8. Минева, О.К. Современные подходы к развитию персонала в России / О.К. Минева, О.П. Ходенкова, Т.М. Храмова, Ю.С. Войнова // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2015. – № 4 (32). – С. 22-34.
  9. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом : учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. – Люберцы : Юрайт, 2019. – 513 c.
  10. Пихтовников, Ю.В. Управление развитием персонала: зарубежный опыт / Ю.В. Пихтовников // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2015. – № 6. – С. 52-56.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary