РОЛЬ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА, ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИИ

РОЛЬ ПРОДУКЦИИ ЖИВОТНОВОДСТВА В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА, ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИИ

Авторы публикации

Рубрика

Пищевая промышленность

Просмотры

85

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 6 (51), февраль ‘22

Дата публикации 06.02.2022

Поделиться

Одним из наиболее ценных продуктов питания человека поистине является мясо. Оно необходимо человеку как основа для построения тканей организмом, для таких процессов как: синтез и обмен веществ, источник энергии. И даже исторические факты подчеркивают значимость мяса для здоровья человека, но различные научные исследования ставили под сомнения целесообразность потребления мяса в рационе человека. В данной статье рассмотрены такие вопросы : как мясо влияет на изменение климата, как введение дополнительного налога на мясо изменит нормы потребления, возможные альтернативы мяса.

Мясо считается одним из самых полноценных пищевых продуктов, придающим материал для роста мышц, так необходимый нашему телу, а также обеспечивающим организм силой и жизненной энергией [1].

Одним из основных питательных веществ, необходимых для жизни человека, является белок (протеин). Именно протеины дают около 15% от общества количества пищевой энергии, которую человек получает в день. Это количество может показаться не достаточным, но белок представляет собой крайне необходимый строительный материал. Белки необходимо получать с пищей ежедневно, поскольку их запасы в организме не образуются самостоятельно. Количество белка зависит от ценности конкретного пищевого белка, т.е. от его аминокислотного состава. Аминокислоты определяют структуру и функцию белка. В этом отношении необходимо, чтобы основную часть пищевых белков составляли белки животного происхождения, а именно: яйца, молочные изделия, мясо птицы, постная свинина, баранина, говядина, рыба и т.д. Из этих источников человек может получить всё необходимое с минимальными энергетическими затратами. Составляя свой рацион, нужно помнить, чтобы не менее 75% рациона составляли продукты растительного происхождения, а 25% отводилось на долю продуктов животного происхождения [1].

Наибольший удельный вес затрат на производство продовольствия приходится на долю мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, круп, макаронных и кондитерский изделий.

Главной задачей мясного подкомплекса -  удовлетворение потребностей внутреннего продовольственного рынка в мясе мясопродуктах и увеличение экспорта конкурентоспособности мясной продукции на внешний рынок.

На данный момент во многих странах обсуждается идея ввести налог на мясо. Среди них, в частности, США, Великобритания, Швеция, Дания. В прошлом году такие предложения высказывались и в России. Можно предположить, что дополнительный налог, как правило, приводит к снижению употребления продукта. Спрос снижается из-за роста розничной цены и снижения воспринимаемой полезности, ведь дополнительный налог ставит продукт в один ряд с такими доказано вредными субстанциями, как алкоголь и табак. Уровень потребления мяса зависит, прежде всего, от дохода. Эта зависимость прослеживается во многих научных работах и статьях, например, в справке австралийского правительства по потреблению мяса, где растущие доходы названы основным драйвером роста потребления.

Введение налога может снизить соотношение факта и нормы потребления. Растительные суррогаты (альтернативное мясо) в массовом порядке мясо заменить навряд ли смогут. Они относительно дорогие, и их состав слишком сложен, что отпугивает потребителей, которые не хотят покупать ультра-переработанные продукты. Логично предположить, что недостаток мяса в потребительской корзине в части домохозяйств будет возмещен, главным образом, хлебными продуктами, картофелем, растительным маслом – то есть, теми продуктами, которых и так зачастую потребляется слишком много. Потребление незаменимых (не синтезируемых организмом) аминокислот, которыми богато мясо, в этом случае снизится, вызывая разнообразные негативные последствия, из которых наиболее неприемлемыми будут задержки и дефекты в развитии подрастающего поколения. Теоретически мясо отчасти можно заменить бобовыми культурами (соей, чечевицей, горохом), которые содержат большое количество незаменимых аминокислот. Но при этом возникают сложности. Одна из основных проблем – россияне не привыкли есть столько бобов [2,8,9].

Снижение употребления мяса практически неизбежно приведет к возникновению дефицита этих веществ и ухудшению состояния здоровья. Урон для здоровья населения имеет измеримые издержки для экономики: рост расходов на здравоохранение, снижение количества отработанных часов и качества выполненной работы. Введение налога и снижение потребления мяса может иметь и положительные последствия. Вероятно, часть населения ест мяса слишком много. Но связь между избытком мяса в рационе и вредом для здоровья проследить трудно. Лидеры среди стран по потреблению мяса – США, Австралия, Аргентина – с потреблением в районе 90-100 кг на душу населения могут похвастаться высокой ожидаемой продолжительностью жизни, которая составляет около 80 лет. С другой стороны, Индия, где традиционно распространено веганство, находится на другой стороне спектра со своими четырьмя килограммами и 70-ю годами. Потребление мяса и ожидаемая продолжительность жизни в России – 60 кг и 73 года. Приведенные данные об объемах потребления содержатся в массиве OECD-FAO database, продолжительность жизни указана в соответствии с данными Всемирного Банка.
Исторические факты подчеркивают значимость мяса для здоровья человека. Юлий Цезарь в своих мемуарах восхищается статью и стойкостью германцев, основой питания которых, по его словам, является не зерно, а мясо и молоко[10].

А японцы, ограничив употребление мяса, значительно потеряли в росте и не смогли надеть доспехи своих предков при появлении американских военных кораблей в 1853 г. Япония не смогла оказать сопротивления давлению США и была «открыта» для западного военного и торгового присутствия. Затем мясо снова вошло в моду, и в XX веке средний рост японцев увеличился на 20 см, а Япония превратилась из отсталой страны в одну из самых технически продвинутых держав[10].

В среднем для популяции рост – один из главных показателей здоровья, недаром высокие люди чаще других обращают на себя внимание. Низкий рост ассоциируется с рядом дефектов в развитии и повышенной уязвимостью для заболеваний.

Во второй половине XX века диетологи многое сделали для демонизации мяса и животных продуктов в целом. Но около двадцати лет назад к мясу начала возвращаться репутация здорового и необходимого продукта. Например, в 2014 г. книжка с заголовком «Большой толстый сюрприз: почему масло, мясо и сыр – здоровые продукты» становится бестселлером и высоко оценивается такими влиятельными СМИ, как New York Times, Economist и Wall Street Journal.

Рекомендации по снижению потребления мяса ставились под сомнение в начале в СМИ, а затем и в научных работах. В 2019 г. появился доклад независимого международного консорциума ученых, в котором ставились под сомнение расчеты, послужившие основой для выводов о вреде мяса в наиболее известных исследованиях на эту тему. Ученые пришли к выводу, что связь между потреблением красного мяса и вредом для здоровья не может считаться доказанной, а значит рекомендации по снижению потребления красного и переработанного мяса, сделанные Всемирным фондом исследований рака и Всемирной организацией здравоохранения, являются необоснованными. Параллельно с процессом реабилитации мяса, как продукта, началась и набрала силу новая антимясная кампания. Ее отправной точкой можно считать появление в 2006 г. доклада ООН «Длинная тень животноводства», в котором на долю животноводства относилось 18% выбросов газов. Позднее авторов доклада уличили в ошибках в методологии и завышении цифры. По мнению критиков доклада, в развитых странах животноводству можно приписать только 3% выбросов. Но дело было сделано – корова для многих стала символом безответственного саморазрушения.

Доказать зависимость между изменением климата и разведением коров еще сложнее, чем продемонстрировать связь между потреблением мяса и плохим здоровьем. С тех пор как человек научился одомашнивать животных, в лету канули пару десятков цивилизаций. Многие из них могли закончить свое существование не без влияния меняющегося климата. По одной из версий, цивилизация Бронзового века рухнула из-за продолжительной засухи, но в то время не было ни высокоразвитой промышленности, ни сельского хозяйства, которых можно было бы упрекнуть в отсутствии дождя. Парниковые газы выделяются и по естественным причинам, без всякого участия со стороны человечества. По некоторым оценкам, в общем объеме выделяемых ежегодно газов, объем, который можно отнести к человеческой деятельности, составляет примерно половину (то есть вышеприведенные 18% и 3% сразу превращаются в 9% и 1,5%, поскольку считаются от суммы только антропогенных, а не общих, выбросов). При этом оценка выбросов из натуральных источников (вулканы, болота и прочее) представляет собой диапазон, нижняя граница которого отстоит от верхнего примерно в два раза. При такой разнице искать виноватых на уровне подотраслей агропромышленного комплекса (АПК), по всей вероятности, не имеет смысла[4,6]. Но, если и искать, то на первом месте по выбросам, например, метана, стоит не животноводство, а выращивание риса. Тем не менее, предложения обложить дополнительными налогами рис, если и существуют, то не вызывают живого отклика общественности. Климат меняется, но одновременно, с ростом населения земли и ростом доходов, растет потребность в увеличении производства продукции животноводства. Пример США показывает, что выбросы парниковых газов можно снижать, одновременно увеличивая количество скота. Официальные данные по выбросам U.S. Environmental Protection Agency показывают стабильное снижение с начала 10-х гг. этого века. В то же время данные Минсельхоза США свидетельствуют о росте численности крупного рогатого скота с 2012 г.

В Заключение можно отметить, что Россия является одной из немногих стран, которая может выиграть от изменения климата, в том числе за счет развития сельского хозяйства в ранее не столь благоприятных для этого регионах. В большинстве других производящих стран условия для ведения сельского хозяйства напротив могут ухудшиться. Зная, что спрос будет расти, а предложение может упасть, логично искать любые возможности для наращивания производства продовольствия, и особенно мяса, как одного из основных источников питательных веществ. Это отвечает интересам и отрасли, и потребителей как внутри страны, так и за ее пределами[5,10].

Список литературы

  1. Антипова JI.B., Жеребцов Н.А. Биохимия мяса и мясных продуктов. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 1992.- 183 с. 5.
  2. Бородин, Е.А. Пищевые продукты из сои. Новая роль / Е.А. Бородин, Т.В. Аксенова, Н.И. Анищенко // Вестник ДВО РАН, 2000. № 5 - С.32-43.
  3. Высоцкий, В.Г. Роль соевых белков в питании человека / В.Г. Высоцкий, Н.С. Зилова // Вопросы питания.-1992.-№5. С. 20-27.
  4. Грибов, А. Специфика функционирования сельскохозяйственных организаций, занимающихся выращиванием и откормом крупного рогатого скота  / А. Грибов // Аграрная экономика. - 2014. - N 6.- С.25-29
  5. Грибов, А. В. Некоторые аспекты функционирования мирового рынка мяса крупного рогатого скота  / А. В. Грибов // Проблемы экономики. - 2013. - № 1 (16). - С. 26-34
  6. Грибов, А. В. Направления повышения эффективности мясного скотоводства / А. В. Грибов // Проблемы экономики. - 2012. - № 2 (15). - С. 14-21
  7. Гуляев, В.Н. Ценный источник белка / В.Н. Гуляев // Пищевая промышленность.- 1988.-№ 12.-С. 38-41.
  8. Гусева, Л.Р. Спрос на соевый белок растет / Л.Р. Гусева // Пищевые ингредиенты и добавки. 2000. - № 2. - С. 35.
  9. Доценко С.М. Дефицит белка и соя / С.М. Доценко, В.А. Тильба и др. // Зерновое хозяйство.-2002.-№6,- С.18-19.
  10. Мясо и налоги [Электронный ресурс] /Независимый портал для специалистов мясной индустрии «Мясной Эксперт. Режим: https://meat-expert.ru/articles/540-myaso-i-nalogi –дата обращения: 03.02.2022
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее