Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

9

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Дата публикации 24.01.2022

Поделиться

Мировая политика – это соединение конфликтов и компромиссов. В политической мысли есть два полярных взгляда на природу международных отношений: концепция конфликта как нормы международных отношений между государствами (Т. Гоббс), концепция сотрудничества (Г. Гроция). Эти две теории имели и имеют последователей и в наше время.

Однако мирное урегулирование международных конфликтов является одной их самых сложных задач современности. Огромную роль в ее решении играют международные организации. Роль международных организаций заключается в посредничестве, добрых услугах, организации переговоров, а возможно и в выработке наиболее оптимального для сторон решения. Сложно переоценить важность деятельности международных организаций в разрешении международных конфликтов, так как зачастую стороны спора или конфликта не готовы и не способны к самостоятельному урегулированию спорной ситуации в строгом соответствии с нормами международного права.

В процессе работы изучена специальная литература зарубежных и отечественных ученых, периодические издания.

Тщательно освещались и анализировались труды ученых по вопросам урегулирования конфликтов - Морозова Г. И., Кривчиковой Э. С., Усенко Е. Т., Левина Д. Б., Лебедевой М. М., Пушмина Э. А., Энтина М. Л., Шибаевой Е. А., Нешатаевой Т. Н., Пантелеева Н. Ю., Ченшен В.  и других.

Объектом исследования данной работы выступает правовые и политические отношения, связанные с реализацией принципа мирного разрешения международных споров. Предметом являются совокупность норм права по вопросам мирного урегулирования конфликтов в рамках конкретных международных организаций.

Мирное урегулирование международных конфликтов осуществляется, в основном, в рамках международных межправительственных организаций общей компетенции. Мирное разрешение международных споров осуществляется тремя главными органами ООН: Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным судом, рассмотрению деятельности которого автором будет уделено особое внимание.

Как уже было сказано автором международные конфликты делятся на вооруженные и невооруженные. Главную роль в урегулировании вооруженных конфликтов играет Совет Безопасности ООН. Согласно Уставу ООН Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и обладает наиболее широкими полномочиями для мирного разрешения международных споров. Совет Безопасности вправе, когда он считает необходимым, потребовать от государств мирного разрешения споров. Пункт 1 ст.36 Устава ООН наделяет его полномочиями рекомендовать спорящим сторонам надлежащую процедуру и методы урегулирования спора. Споры юридического характера должны передаваться в Международный Суд (п.3 ст.36). Процесс глобализации международных отношений, а также сопутствующие ему тенденции, наблюдаемые сегодня в мировой политике (в частности - расширение круга международных акторов), предполагают участие в современной системе международных отношений таких «нетрадиционных» действующих лиц, как международные неправительственные организации (далее НПО).

Функция нейтрального посредника в конфликте может быть осуществлена той или иной НПО при наличии, по крайней мере, двух условий: наличие, по меньшей мере, двух сторон в урегулируемом конфликте, поскольку чаще всего данная функция НПО обращена именно к конфликтующим сторонам; существование необходимости и желания конфликтующих сторон в осуществлении неправительственной организацией такого нейтрального посредничества.

При этом подобные действия той или иной НПО могут быть эффективными лишь в том случае, если нейтральность организации, предлагающей свои услуги посредничества, признается всеми сторонами, согласившимися на диалог.

В числе различных НПО, осуществляющих подобную функцию в урегулировании современных конфликтов, в первую очередь можно назвать такие НПО, как: «Врачи без границ», «Международная амнистия», Международный комитет красного креста и красного полумесяца (далее МККК) и некоторые другие.

Принцип нейтральности зафиксирован, например, в Уставе Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца в качестве одного из семи основополагающих принципов деятельности этой организации, провозглашенных на XX Международной конференции Красного Креста, состоявшейся в Вене в 1965 году. «Чтобы сохранить всеобщее доверие, Красный Крест не может принимать чью-либо сторону в вооруженных конфликтах и вступать в споры политического, расового, религиозного или идеологического характера», - так определяется данный принцип в одном из базовых документов этой международной НПО.

В результате именно МККК - неправительственная организация, в свое время появившаяся вследствие вооруженного конфликта и на случай подобного конфликта - уже не раз со времени своего основания выполняла функцию нейтрального посредника в конфликте. МККК выступал в данной роли, например, в ходе Карибского кризиса 1962 г., во время китайско-вьетнамского конфликта 1979 г., а также во время конфликта в Камбодже в том же году.

При осуществлении коммуникативной функции, действия НПО чаще направлены на гражданское население. Нередко НПО оказываются единственными субъектами в зоне конфликта, обладающими полной достоверной информацией о событиях.

Координационная функция может быть реализована далеко не всеми НПО, осуществляющими свою деятельность в зоне конфликта. Обычно данную функцию выполняют лишь такие крупные международные организации (часто обладающие сетью региональных отделений по всему миру) как, например, МККК. Происходит это в том случае, если подобные НПО осуществляют свою деятельность совместно с другими, менее крупными неправительственными образованиями.

Неправительственные организации могут осуществлять также функцию «взаимодействия» с общественным мнением. Причем, под взаимодействием здесь можно понимать, по крайней мере, два типа поведения НПО в урегулировании конфликта.

Во-первых, это влияние на общественное мнение путем сообщения через СМИ имеющейся у НПО достоверной информации о конфликте.

Однако, сообщая через СМИ имеющуюся у них информацию, НПО часто рискуют не только быть обвиненными в предвзятости или помощи какой-либо из сторон конфликта, но и усугубить конфликт, нанеся вред не только сложившейся ситуации, но и самим себе, например, поставив под удар свой авторитет независимого и нейтрального участника урегулирования.

Во-вторых, можно выделить и такой распространенный тип поведения НПО, как их влияние через формирование необходимого общественного мнения на властные структуры государства, от которых зависит принятие того или иного решения.

Некоторые авторы иногда выделяют еще и функцию внешнего контроля НПО за конфликтным поведением сторон. Осуществляя данную функцию, неправительственные организации обычно стремятся побудить стороны конфликта обращаться к нормам, институтам и процедурам международного права, тем самым, устанавливая рамочный формат диалога сторон для достижения ими конкретных соглашений. Например, распространение знаний о международном гуманитарном праве, применяемом в период вооруженных конфликтов, разъяснение его положений конфликтующим сторонам, подготовка его развития есть одна из функций, которую выполняет МККК в урегулировании современных международных конфликтов.

Кроме того, действия именно НПО зачастую бывают особенно эффективными на стадии имплементации достигнутых сторонами соглашений.  Примером здесь может служить деятельность различных НПО в Анголе в 1991 году.

Таким образом, поведение НПО в конфликтах сегодня можно характеризовать как «более гибкое» (по сравнению с официальными участниками), что открывает им новые возможности для урегулирования современных конфликтов.

В результате, в связи со значительными изменениями, произошедшими в специфике современных конфликтов, система традиционных механизмов, направленных на урегулирование межгосударственной их разновидности, сегодня оказалась практически неспособной эффективно противодействовать изменившейся ситуации. Именно негосударственные акторы современной системы международных отношений, в частности - различные НПО, обладают сегодня целым рядом преимуществ перед традиционными официальными участниками урегулирования международных конфликтов.

Участие НПО в урегулировании современных конфликтов может также выражаться и в такой форме, как поиск лиц, пропавших без вести в период конфликта. В состав МККК входит, например, «Центральное агентство по розыску», роль которого преимущественно состоит именно в восстановлении связей между военнопленными, задержанными или интернированными гражданами и их родственниками, а также между членами семей, разъединенными в результате конфликта.

Одной из наиболее популярных форм деятельности НПО в урегулировании конфликтов в последнее время стала организация форумов и семинаров для предоставления возможности высказаться и обсудить спорные проблемы представителям всех сторон конфликта, с целью достижения согласия, снижения напряженности между конфликтующими сторонами, а также составления «истории болезни конфликта», с которой согласились бы все стороны.

Среди НПО, которые активно используют сегодня такую форму участия в урегулировании конфликтов, в первую очередь следует назвать «Федерацию мира и согласия» (ФМС), имеющую консультативный статус при ЭКОСОС ООН.

Однако, безусловно, не следует идеализировать НПО и слишком преувеличивать их роль в урегулировании современных конфликтов (как, впрочем, не стоит преувеличивать или преуменьшать роль других негосударственных международных акторов в подобных процессах). Нередко преимущества, которыми обладают неправительственные организации, являются одновременно и недостатками деятельности НПО в урегулировании современных конфликтов.

Во-первых, действуя на уровне отдельных общин, НПО порой с трудом видят целостную картину конфликта.

Во-вторых, слабой стороной деятельности НПО нередко является то, что одновременно в конфликт их вовлекается слишком много. Например, только в конфликте в Руанде в 1994 году насчитывалось порядка ста НПО.

В-третьих, подобная ситуация обычно порождает определенные трудности, связанные со взаимодействием НПО, а также выработкой единой программы воздействия на конфликт.

Более того, автономные действия НПО могут привести даже к развитию конфликтных отношений.

Таким образом, автор работы может сделать вывод о том, что значительно возросла роль неправительственных международных организаций в урегулировании международных и внутригосударственных конфликтов. Особое значение в этом следует уделить действительному нейтралитету НПО, как например МККК. Неправительственные организации являются более гибкими в сравнении с международными правительственными организациями и государствами. В силу этого зачастую они оказываются более эффективными в урегулировании конфликтов. Но при этом важно отметить, что НПО присущи и недостатки, среди которых можно назвать отсутствие полноты картины конфликта, а также возможность усугубить конфликт своим участием.

Список литературы

  1. См.: Довженко М.В. «Функции и формы  деятельности неправительственных организаций в урегулировании современных конфликтов» // Государство и право. 2008. №6.
  2. См.: Устав МККК от 24 июня 1998г. // http://www.icrc.org/web/rus/siterus0.nsf/html/icrc-statutes-240698
  3. См.: http://ru.wikipedia.org – Википедия – свободная энциклопедия.
  4. Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста  - https://www.icrc.org/ru
  5. См.: Фельдман Д.М. Политология конфликта. Учебное нособие / Д.М. Фельдман. - М.: Изд. Дом. «Стратегия», 1998.
  6. Международное гуманитарное право и вызовы современных вооруженных конфликтов // Международный журнал Красного Креста. 2017. №867. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-gumanitarnoe-pravo-i-vyzovy-sovremennyh-vooruzhennyh-konfliktov
  7. См.: Довженко М.В. «Функции и формы деятельности неправительственных организаций в урегулировании современных конфликтов» // Государство и право. 2008. №6.
  8. Официальный сайт Международного Комитета Красного Креста  - https://www.icrc.org/ru
  9. См.: http://www.rian.ru – Официальный сайт агентства РИА Новости.
  10. http://www.humanities.edu/ru - Сайт гуманитарных наук
  11. См: Морозов Г. И. О праве международных организаций // Советское государство и право.- 1972.-№ 5.;
  12. Кожевеников Л.И. «Международный суд ООН: организация, цели, практика» М.1971.;
  13. Лебедева М.М. Мирный и вооруженный пути развития современных конфликтов: сравнительный анализ. - М.: Изд-во МГИМО, 1999.;
  14. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании / Т.Н. Нешатаева. - М., 1999.;
  15. Энтин М.Л. «Международные судебные учреждения» М.1984;
  16. Ван Ченшэн, Ван Шучунь, Салихов Гафур Губаевич Анализ создания механизма урегулирования внутренних споров ШОС // Международное право и международные организации. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sozdaniya-mehanizma-uregulirovaniya-vnutrennih-sporov-shos;
  17. Пантелеева Н.Ю. Решение правовых проблем мирного урегулирования межгосударственных экономических конфликтов в рамках международных организаций // Экономика и парадигма нового времени. 2019. №2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-pravovyh-problem-mirnogo-uregulirovaniya-mezhgosudarstvennyh-ekonomicheskih-konfliktov-v-ramkah-mezhdunarodnyh.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее