ФЕНОМЕН КОНФЛИКТОВ В ИНТЕРНЕТЕ: ФОРМЫ И ДИНАМИКА ЭСКАЛАЦИИ

ФЕНОМЕН КОНФЛИКТОВ В ИНТЕРНЕТЕ: ФОРМЫ И ДИНАМИКА ЭСКАЛАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

135

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Дата публикации 05.12.2024

Поделиться

Анализ и разрешение конфликтов в цифровой среде становятся всё более актуальными в связи со спецификой возникающих проблем. Основная цель этого исследования – изучить формы и динамику обострений конфликтов в интернете. В качестве предмета исследования рассматриваются конфликты как социальные явления, происходящие в онлайн-сфере, при этом используются методы теоретического анализа, обобщения и сравнения. Особенность этой работы состоит в обосновании социокультурного подхода к изучению интернет-конфликтов как отдельного направления в теории и практике. Были определены объекты и предметы исследования, выделены основные формы сетевых конфликтов, а также исследована динамика их развития.

В течение последних нескольких десятилетий произошло глубокое внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь, радикально изменив формы коммуникации и социального взаимодействия. В результате развития Интернета и распространения социальных медиа возможности для обмена данными и идеями существенно расширились. Под интернетом мы пониманием «глобальную компьютерную сеть электронной связи, объединяющую региональные, национальные, локальные и другие сети, которая является средством обмена информацией, больше всего научно- технического характера, охватившая весь мир увеличивается постоянно, что подтверждает ее популярность» [5, с. 170].

Изначально эта сеть была доступна только ученым, университетам и органам правления, а «в 1990-х гг. она стала общедоступной для любого человека» [5, с. 170]. Параллельно, с каждым годом возрастало количество конфликтных ситуаций в киберпространстве. Феномен интернет-конфликтов связан с особенностями виртуальной среды, которая способствует возникновению и эскалации противоречий. Пользователи могут открыто выражать своё мнение и критиковать других, не вступая в прямое общение. Это нередко ведёт к обострению конфликтов и проявлениям неуважительного отношения.

Цифровая коммуникация ускоряет распространение информации и привлекает многих к обсуждению спорных тем. Анонимность снижает социальное давление, позволяя людям свободнее выражать мнения и эмоции, включая агрессию и девиации, которых они избегают в реальной жизни из-за страха осуждения. Дзейгова М. Х. отмечает, что «отсутствие непосредственного, реального контакта с оппонентом приводит к снижению интенсивности воздействия социальных норм поведения и уровня эмпатии» [3, с. 69]. Это приводит к тому, что пользователи чаще позволяют себе нарушать правила этикета и морали, которые они соблюдают в реальной жизни, проявляя агрессию, грубость или пренебрежение к мнению других.

Эта уверенность, возникающая благодаря ощущению свободы и анонимности, действительно может стать источником конфликта. «В условиях виртуальной коммуникации ее участники счастливо избегают целого ряда традиционных коммуникационных барьеров, связанных обычно с внешностью, полом, возрастом, социальным статусом и т.д. Более того, виртуальный коммуникант может, казалось бы, беспрепятственно превратиться в веб-среде в того, в кого хочет, мечтает, считает необходимым, наконец, по каким-то причинам» [6, с. 9].

Наконец, «отсутствие санкций и правовых последствий за нарушение ценностей и норм приводит к невозможности осуществления контроля над динамикой развития конфликта» [2, с. 125] Люди начинают чувствовать себя безнаказанными и могут сознательно провоцировать других участников дискуссии, высказывать оскорбления или агрессивные мнения. Как следствие, ощущение вседозволенности может привести к утрате эмпатии и уважения к другим участникам общения.

Ионова С.В. и Петрова М.Ю. выделяют разнообразные формы интернет-конфликтов, среди которых одним из самых распространенных является кибербуллинг, известный также как интернет-травля или кибертравля. Они подчеркивают, что данный термин подразумевает преднамеренное и осознанное деструктивное общение. Кибербуллинг часто воспринимается как широкое понятие, объединяющее различные типы агрессивного взаимодействия в сети, такие как споры без цели (флейм), троллинг, кибердомогательства, киберпреследования (например, распространение негативной информации, кража личных данных), «радостное избиение», секстинг и другие. Помимо этого, исследователи указывают, что под кибербуллинг могут попадать и такие явления, как пранкерство (анонимные звонки с целью смутить собеседника), астротурфинг («затопление» информационного поля определенными сообщениями), хейтерские высказывания (выражающие межличностную ненависть), а также флуд (повторяющиеся сообщения, мешающие общению) [4, с. 269].

Динамика конфликтов в интернете включает в себя несколько последовательных стадий, каждая из которых обладает своими характерными чертами и механизмами взаимодействия участников, описанных в когнитивной модели конфликта А. Т. Ишмуратова:

Первая — латентная стадия. Ситуация ещё не рассматривается участниками как конфликтная, но у них возникает смутное переживание тревоги. За ней идет демонстративная стадия, которая становится началом осознанного противостояния участников конфликта, когда противоречие точек зрения «всплывает на поверхность». Именно в этот момент происходит диалог между участниками конфликта, который может привести как к разрешению противоречия и плодотворному дальнейшему сотрудничеству сторон, так и к «холодной войне». В последующей «агрессивной стадии» участники конфликта проявляют агрессию, возникает гнев как результат несогласия. В заключительной стадии может произойти как его разрешение, так и «обрыв», связанный, например, с физическим уничтожением одной из сторон или «замораживанием» конфликта на его агрессивной стадии [7, с.72-73].

Эскалация конфликтов в интернете проявляется, когда все конфликтующие стороны находятся в состоянии интенсивного противоборства Анцупов и Шипилов определяют эскалацию конфликта (от лат. scala — лестница) как прогрессирующее во времени развитие конфликта, характеризующееся усилением противостояния, при котором каждое последующее воздействие оппонентов друг на друга становится более интенсивным, чем предыдущее [1, с. 267]. 

Цифровые технологии радикально изменили способы общения и взаимодействия людей. Развитие интернета и социальных сетей расширило обмен данными и идеями, но также увеличило количество конфликтов в киберпространстве. Цифровые технологии изменили общение и взаимодействие людей. Интернет и соцсети расширяют обмен данными, но увеличивают конфликты. Анонимность и свобода выражений усиливают противоречия, ослабляя эмпатию и нормы поведения. Безнаказанность усиливает конфликты, ведущие к утрате уважения. Виртуальные конфликты быстро развиваются, часто принимая форму кибербуллинга. Цифровая среда снижает социальную ответственность и усиливает чувство вседозволенности у пользователей. Таким образом, цифровая среда способствует снижению социальной ответственности и усилению чувства вседозволенности среди пользователей.

Список литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
  2. Баньковская Ю.Л. Сетевой конфликт как феномен общественной жизни // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2021. №7. С. 124-126
  3. Дзейгова М.Х. Причины возникновения конфликтов в интернет-среде // Акмеология. 2015. №3 (55). С. 69
  4. Ионова С.В., Петрова М.Ю. Сетевые формы конфликтной коммуникации: кибербуллинг и эмоциональное самовыражение // Культура и текст. 2021. №4 (47). С. 268-280
  5. Рудица Н.Б., Назымбек, А.Н. Воздействие всемирной сети Интернет на социум. Вестник ПГУ, 2014 №14206-Ж. С. 170-174
  6. Трофимова Г.Н. Проблемы интернет-коммуникации: межкультурный аспект // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. №1. С.8-13
  7. Шапиро О.А Конфликты сетевой коммуникации и их преодоление. Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. Том 1 (67). 2015. №1. С. 72-79
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее