Развитие стрессоустойчивости в условиях первичной профессиональной подготовки спасателей средствами психолого-педагогического сопровождения

Развитие стрессоустойчивости в условиях первичной профессиональной подготовки спасателей средствами психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматриваются развитие стрессоустойчивости спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки, представлены результаты исследования стрессоустойчивости спасателей. Исследование проводилось на базе учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, сейсмической и экологической безопасности г. Кемерово. Выявлено, что эффективность психолого - педагогического сопровождения  обеспечивает личностную стрессоустойчивость спасателей.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Дата публицакии 15.01.2022

Поделиться

На сегодняшний день, существует ряд актуальных и современных профессий, которые требуют от людей новых качеств в их профессиональной деятельности, связанных со стрессоустойчивостью. И таким видом деятельности совершенно оправданно можно назвать профессию спасателя, которая стала востребованной сравнительно недавно. По квалификационным требованиям это сложная профессия, связанная с аварийно-спасательными и другими неотложными работами при возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Профессия спасателя имеет оправданный риск при спасении жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Экстремальные условия деятельности спасателей довольно тесно связаны с формированием чрезмерного эмоционального напряжения, которое может в свою очередь вести к различным видам профессиональной дезадаптации [2, с. 431].

Профессиональная деятельность спасателей постоянно сопровождается негативным и стабильным воздействием физических, химических, психологических и иных патогенных факторов, которые и вызывают явно выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс[1, с. 511].

Сущность проблемы состоит в противоречии, заключающемся в том, что, с одной стороны, спасатель вовлечен в экстремальное пространство профессиональной деятельности и это требует от него проявления стрессоустойчивости, а с другой - развитию стрессоустойчивости в профессиональной деятельности, на этапе первоначальной подготовки (обучения). Проблема стрессоустойчивости спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки, вопросы о личностных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других компонентов изучены к настоящему времени еще недостаточно.

Особую важность проблема развития стрессоустойчивости приобретает в связи со значимостью первичной профессиональной подготовки на этапе обучения в специализированных учебных центрах, для обеспечения должного уровня стрессоустойчивости в будущей деятельности спасателя.

От успешного решения этой проблемы зависит общая ориентация практики в деле подготовки высокопрофессиональных спасателей, способных продуктивно осуществлять деятельность в экстремальном пространстве, поддерживая при этом целесообразность поведения и сохраняя необходимое психофизическое состояние[4, с. 326].

Было проведено исследование, целью которого являлось изучение развития стрессоустойчивости спасателей в условиях первичной профессиональной подготовки.

В рамках данного исследования мы определяем стрессоустойчивость спасателя, как системную динамическую характеристику, определяющую профессиональную способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности.

Исследование проводилось на базе «КОУМЦ по ГО и ЧС» учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям, сейсмической и экологической безопасности г. Кемерово. Была проведена исследовательская работа до начала обучения и после окончания обучения с одной и той же группой слушателей, желающих получить статус спасателя. В исследовании участвовали 25 человек в возрасте от 21 до 40 лет.  Все участники эксперимента являлись сотрудниками организаций, относящихся к структуре МЧС (Государственная Противопожарная Служба). Для исследования стрессоустойчивости были использованы методики: Анкета «Прогноз» – опросник 1985г. В. Ю. Рыбников для определения уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ. А. Г. Маклаков и С. В. Чермянин 1993г. для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности; методика экспресс-диагностики состояния стресса (ДСС), разработана К. Шрайнером в 1993г. для выявления особенности переживания стресса: степень саморегуляции, эмоциональной лабильности в стрессовых условиях.

По произведенным расчетам исследования развития стрессоустойчивости в группе испытуемых до начала обучения было выявлено: большинству испытуемых (56%) присущи ситуативно неадекватное поведение в стрессовых условиях, нарушенная самооценка, низкий уровень адаптации (52%), низкий уровень выраженности нервно-психической устойчивости (15%), низкий уровень стрессоустойчивости присутствует у 48% испытуемых.

Таким образом, в ходе анализа полученных данных можно сформулировать вывод о том, что профессия сотрудника МЧС (спасатель) является достаточно стресогенным фактором, что обуславливает высокую потребность в формировании навыков саморегуляции и развития на системной основе стрессоустойчивости как профессионально-важного качества.

В связи с этим была определена необходимость проведения специально организованной тренинговой работы, как средство психолого-педагогического сопровождения, направленной на формирование у спасателей навыков саморегуляции и повышения стрессоустойчивости.

После проведенной тренинговой работы со спасателями, по завершению обучения в учебно-методическом центре, по программе первичной профессиональной подготовки, была проведена повторная диагностика стрессоустойчивости как профессионально важного качества специалистов данного профиля. Для этого были использованы те же диагностические методики, что и на начальном этапе исследования.

Исходя из полученных результатов, выявлено: существенно возрос (48%) максимально возможный уровень по шкале нервно-психической устойчивости, который в общем можно характеризовать высоким уровнем собственной поведенческой саморегуляции и отличного контроля. Высокий уровень адаптации обнаружен у 41% участников, т.е. данный показатель увеличился, что является показателем эффективности обучения. Низкий уровень стрессоустойчивости присутствует лишь у 26% испытуемых. Высокий уровень стрессоустойчивости значительно увеличился и обнаружен у 61% испытуемых из группы.

Таким образом, на основе полученных данных мы можем отметить высокую эффективность разработанного социально-психологического тренинга в процессе апробирования психолого - педагогического сопровождения, обеспечивающего личностную стрессоустойчивость спасателей.

В связи с ростом значимости профессии «спасатель» возникает необходимость проведения обучения спасателей методам поддержания стрессоустойчивости в экстремальных ситуациях, готовности к ситуациям риска, еще на этапе обучения в специализированных центрах, т. к данная проблема имеет актуальное значение и требует дальнейшего изучения.

Список литературы

  1. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431с.
  2. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / Вестник МГУ. ‒ 2018, № 3. – 102 с.
  3. Нестерова О.В. Управление стрессами: учеб. пособие / М., Синергия, 2019. – 326 с.
  4. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2018. – 391 с.
  5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2015. – 511 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary