ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

44

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Дата публикации 08.12.2024

Поделиться

Научное исследование посвящено изучению стрессоустойчивости курсантов военного вуза в процессе обучения дисциплине информатика. Целью исследования является выявление факторов, влияющих на уровень стрессоустойчивости студентов и разработка рекомендаций по их улучшению. Методика исследования включает в себя проведение психологических тестов, опросов студентов, анализ их поведения в ситуациях стресса. Результаты исследования позволили выявить основные проблемные области, вызывающие стресс у курсантов, а также понять, какие методы помогают им справляться с ним.

Военные вузы являются специальными учебными заведениями, где обучение и тренировка курсантов направлены на подготовку будущих офицеров с высоким уровнем профессионализма и стрессоустойчивости. Военная служба сопряжена с определенными трудностями и вызовами, включая постоянное нахождение в стрессовых ситуациях. Поэтому исследование уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза имеет особое значение для оптимизации процесса их подготовки. Подготовка будущих офицеров является одним из ключевых элементов обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации. Недостаточная сформированность стрессоустойчивости является причиной срывов в профессиональной деятельности, преждевременного увольнения, межличностных конфликтов и других негативных явлений. В рамках учебного процесса необходим комплекс педагогических и психологических средств для успешного формирования стрессоустойчивости курсантов военного вуза.

Исследование уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза при изучении дисциплины информатика представляет собой актуальную проблему в области психологии и образования. В процессе обучения информатике курсанты сталкиваются с высокой нагрузкой, сложными заданиями и строгими сроками выполнения. Все это может вызвать у них стрессовые реакции, влияющие на их учебную деятельность и общее самочувствие.

Целью данного исследования является определение уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза и выявление факторов, влияющих на его формирование, так же важно определить, как обучение информатике влияет на психологическое состояние курсантов и их способность справляться с возникающими стрессовыми ситуациями.  Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты стресса и стрессоустойчивости, а также имеющиеся методики оценки уровня стрессоустойчивости.
  2. Провести анкетирование курсантов военного вуза с использованием выбранной методики оценки уровня стрессоустойчивости.
  3. Провести статистический анализ полученных данных и сформулировать выводы.
  4. Определить факторы, влияющие на уровень стрессоустойчивости курсантов военного вуза, и выработать рекомендации по его повышению.

В исследовании была использована методика «Шкала психологического стресса PSM-25», методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» и тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Анкетирование проводилось среди курсантов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани, включая представителей 1 и 2 курса, чтобы учесть возможные различия в уровне стрессоустойчивости в зависимости от стажа обучения.

Проведенный анализ полученных данных позволил определить уровень стрессоустойчивости курсантов военного вуза. Было выявлено, что общий уровень стрессоустойчивости среди курсантов в целом высокий. Однако внимание было обращено на некоторые различия в уровне стрессоустойчивости в зависимости от курса обучения.

По результатам исследования было установлено, что большинство курсантов испытывают стрессовые ситуации во время изучения дисциплины информатика. Однако, часть студентов проявляет высокий уровень стрессоустойчивости и успешно справляется со сложными ситуациями. Это говорит о том, что стрессоустойчивость является важным качеством, которое можно развивать и улучшать.

Факторы, влияющие на уровень стрессоустойчивости, были также выявлены. Среди них можно выделить особенности взаимодействия с преподавателями, объем тренировочной и учебной нагрузки, адаптацию к строгим режимам службы, личные черты характера и мотивация курсантов.

В результате проведенного исследования было установлено, что уровень стрессоустойчивости курсантов военного вуза имеет свои особенности и может быть влиянием различных факторов. Однако, несмотря на это, общий уровень стрессоустойчивости курсантов можно считать высоким.

Так же результаты исследования позволили выявить взаимосвязь между уровнем стресса и успешностью освоения информатики студентами военного вуза. Было установлено, что студенты, обладающие высокой стрессоустойчивостью, продемонстрировали более высокие результаты в учебе по данной дисциплине, чем их менее устойчивые товарищи. Также были выявлены основные факторы, влияющие на уровень стресса у курсантов, среди которых выделяются недостаток времени на подготовку к занятиям, нехватка понимания материала и неуверенность в своих знаниях.

Для повышения стрессоустойчивости курсантов военного вуза рекомендуется:

  1. Проводить систематическую психологическую подготовку, направленную на развитие умений управлять стрессом и эмоциями.
  2. Обеспечить студентам возможность развития навыков саморегуляции и релаксации.
  3. Адаптировать учебные программы с учетом уровня стрессоустойчивости студентов и предоставлять им ресурсы для справления с трудностями.
  4. Создать поддерживающую и благоприятную обстановку в вузе, где курсанты могут общаться и делиться своими переживаниями.
  5. Проводить регулярные мониторинги уровня стрессоустойчивости курсантов и соответствующие коррекционные мероприятия.

Одним из ключевых факторов, влияющих на стрессоустойчивость, является физическая подготовка. Силовые и выносливостные тренировки, а также упражнения на развитие гибкости и координации помогают укрепить организм, повышая его сопротивляемость к физическому и эмоциональному напряжению.

Помимо физической подготовки, психологический тренинг является неотъемлемой частью программы. Он направлен на развитие навыков эмоционального контроля, управления стрессом и адаптации к сложным ситуациям. Курсанты обучаются техникам дыхательного контроля, медитации и релаксации, которые помогают справиться со стрессовыми ситуациями, сохраняя эмоциональную устойчивость. Кроме того, проводятся тренинги по коммуникации, работе в команде и принятию решений в условиях ограниченного времени и риска.

Важным компонентом программы являются также практические задания, которые позволяют курсантам применять полученные знания и навыки в реальных условиях. Они могут включать симуляции тактических ситуаций, занятия на стрельбище, участие в тактико-специальных играх и другие практические задания, требующие принятия решений под воздействием стресса. Такие практические занятия позволяют курсантам на практике ощутить эффективность своих навыков, а также выработать способы эффективной работы в стрессовых условиях.

Все эти мероприятия и тренировки способствуют развитию стрессоустойчивости у курсантов военного вуза. После прохождения программы они будут готовы к эффективной службе в армии, способными эффективно функционировать в условиях повышенного напряжения и стрессовых ситуаций. Повышение стрессоустойчивости становится неотъемлемой частью военной подготовки и приоритетной задачей для успешной реализации служебного потенциала курсантов военного вуза.

Таким образом, исследование уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза позволяет определить особенности их подготовки, а также разработать рекомендации для повышения их стрессоустойчивости. Это способствует более эффективному формированию будущих офицеров, готовых справиться с вызовами и трудностями службы.

Список литературы

  1. Бохан, Т.Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования / Т.Г. Бохан. - Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. - 267 с.
  2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
  3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
  4. Психологическая антропология стресса / Китаев-Смык Л.А. - Москва: Академический Проект, 2020. - 943 с.
  5. Сельченок К.В. Проблемы военной психологии [Текст] / Сельченок К.В. // Боевая психическая травма. 2003. – 319 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее