Военные вузы являются специальными учебными заведениями, где обучение и тренировка курсантов направлены на подготовку будущих офицеров с высоким уровнем профессионализма и стрессоустойчивости. Военная служба сопряжена с определенными трудностями и вызовами, включая постоянное нахождение в стрессовых ситуациях. Поэтому исследование уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза имеет особое значение для оптимизации процесса их подготовки. Подготовка будущих офицеров является одним из ключевых элементов обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации. Недостаточная сформированность стрессоустойчивости является причиной срывов в профессиональной деятельности, преждевременного увольнения, межличностных конфликтов и других негативных явлений. В рамках учебного процесса необходим комплекс педагогических и психологических средств для успешного формирования стрессоустойчивости курсантов военного вуза.
Исследование уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза при изучении дисциплины информатика представляет собой актуальную проблему в области психологии и образования. В процессе обучения информатике курсанты сталкиваются с высокой нагрузкой, сложными заданиями и строгими сроками выполнения. Все это может вызвать у них стрессовые реакции, влияющие на их учебную деятельность и общее самочувствие.
Целью данного исследования является определение уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза и выявление факторов, влияющих на его формирование, так же важно определить, как обучение информатике влияет на психологическое состояние курсантов и их способность справляться с возникающими стрессовыми ситуациями. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты стресса и стрессоустойчивости, а также имеющиеся методики оценки уровня стрессоустойчивости.
- Провести анкетирование курсантов военного вуза с использованием выбранной методики оценки уровня стрессоустойчивости.
- Провести статистический анализ полученных данных и сформулировать выводы.
- Определить факторы, влияющие на уровень стрессоустойчивости курсантов военного вуза, и выработать рекомендации по его повышению.
В исследовании была использована методика «Шкала психологического стресса PSM-25», методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» и тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Анкетирование проводилось среди курсантов филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани, включая представителей 1 и 2 курса, чтобы учесть возможные различия в уровне стрессоустойчивости в зависимости от стажа обучения.
Проведенный анализ полученных данных позволил определить уровень стрессоустойчивости курсантов военного вуза. Было выявлено, что общий уровень стрессоустойчивости среди курсантов в целом высокий. Однако внимание было обращено на некоторые различия в уровне стрессоустойчивости в зависимости от курса обучения.
По результатам исследования было установлено, что большинство курсантов испытывают стрессовые ситуации во время изучения дисциплины информатика. Однако, часть студентов проявляет высокий уровень стрессоустойчивости и успешно справляется со сложными ситуациями. Это говорит о том, что стрессоустойчивость является важным качеством, которое можно развивать и улучшать.
Факторы, влияющие на уровень стрессоустойчивости, были также выявлены. Среди них можно выделить особенности взаимодействия с преподавателями, объем тренировочной и учебной нагрузки, адаптацию к строгим режимам службы, личные черты характера и мотивация курсантов.
В результате проведенного исследования было установлено, что уровень стрессоустойчивости курсантов военного вуза имеет свои особенности и может быть влиянием различных факторов. Однако, несмотря на это, общий уровень стрессоустойчивости курсантов можно считать высоким.
Так же результаты исследования позволили выявить взаимосвязь между уровнем стресса и успешностью освоения информатики студентами военного вуза. Было установлено, что студенты, обладающие высокой стрессоустойчивостью, продемонстрировали более высокие результаты в учебе по данной дисциплине, чем их менее устойчивые товарищи. Также были выявлены основные факторы, влияющие на уровень стресса у курсантов, среди которых выделяются недостаток времени на подготовку к занятиям, нехватка понимания материала и неуверенность в своих знаниях.
Для повышения стрессоустойчивости курсантов военного вуза рекомендуется:
- Проводить систематическую психологическую подготовку, направленную на развитие умений управлять стрессом и эмоциями.
- Обеспечить студентам возможность развития навыков саморегуляции и релаксации.
- Адаптировать учебные программы с учетом уровня стрессоустойчивости студентов и предоставлять им ресурсы для справления с трудностями.
- Создать поддерживающую и благоприятную обстановку в вузе, где курсанты могут общаться и делиться своими переживаниями.
- Проводить регулярные мониторинги уровня стрессоустойчивости курсантов и соответствующие коррекционные мероприятия.
Одним из ключевых факторов, влияющих на стрессоустойчивость, является физическая подготовка. Силовые и выносливостные тренировки, а также упражнения на развитие гибкости и координации помогают укрепить организм, повышая его сопротивляемость к физическому и эмоциональному напряжению.
Помимо физической подготовки, психологический тренинг является неотъемлемой частью программы. Он направлен на развитие навыков эмоционального контроля, управления стрессом и адаптации к сложным ситуациям. Курсанты обучаются техникам дыхательного контроля, медитации и релаксации, которые помогают справиться со стрессовыми ситуациями, сохраняя эмоциональную устойчивость. Кроме того, проводятся тренинги по коммуникации, работе в команде и принятию решений в условиях ограниченного времени и риска.
Важным компонентом программы являются также практические задания, которые позволяют курсантам применять полученные знания и навыки в реальных условиях. Они могут включать симуляции тактических ситуаций, занятия на стрельбище, участие в тактико-специальных играх и другие практические задания, требующие принятия решений под воздействием стресса. Такие практические занятия позволяют курсантам на практике ощутить эффективность своих навыков, а также выработать способы эффективной работы в стрессовых условиях.
Все эти мероприятия и тренировки способствуют развитию стрессоустойчивости у курсантов военного вуза. После прохождения программы они будут готовы к эффективной службе в армии, способными эффективно функционировать в условиях повышенного напряжения и стрессовых ситуаций. Повышение стрессоустойчивости становится неотъемлемой частью военной подготовки и приоритетной задачей для успешной реализации служебного потенциала курсантов военного вуза.
Таким образом, исследование уровня стрессоустойчивости курсантов военного вуза позволяет определить особенности их подготовки, а также разработать рекомендации для повышения их стрессоустойчивости. Это способствует более эффективному формированию будущих офицеров, готовых справиться с вызовами и трудностями службы.
Список литературы
- Бохан, Т.Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования / Т.Г. Бохан. - Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2008. - 267 с.
- Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. — СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
- Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии / А.А. Налчаджян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. - 368 с.
- Психологическая антропология стресса / Китаев-Смык Л.А. - Москва: Академический Проект, 2020. - 943 с.
- Сельченок К.В. Проблемы военной психологии [Текст] / Сельченок К.В. // Боевая психическая травма. 2003. – 319 с.