Уровень стресса у выпускников 9, 11 классов

Уровень стресса у выпускников 9, 11 классов

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

402

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (2), Декабрь ‘20

Дата публикации 22.12.2020

Поделиться

В статье представлены результаты исследования уровня стресса у выпускников 9, 11 классов. В настоящее время ежедневно тысячи людей по всему миру обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, апатию, нервозность, беспокойство. Все эти признаки болезни раньше врачи называли усталостью или стрессом. Термин поменялся, но суть остаётся прежней: усталость и стресс лишают человека нормальной трудоспособности и функционирования.

Данная статья посвящена выявлению уровня стресса и практическим предложениям по снижению уровня стресса, который сказывается на физическом состоянии человека.

Посредством статистических данных, представленных информационным агентством «Regnum», были получены следующие показатели: 72% жителей России испытывают стресс разных типов и с разной периодичностью. Из них 11% граждан испытывают стресс почти каждый день, 22% испытывают стресс 2-3 раза в неделю и 39% – несколько раз в месяц. В основном, люди испытывают стресс на работе [1].

Авторы решили исследовать уровень стресса и его причины у обучающихся 9 и 11 классов средней общеобразовательной школы. Актуальность исследования именно данной группы школьников обусловлено ростом самоубийств. Так, согласно статистическим данным Единой межведомственной информационной системы всего на время экзаменационной сессии приходится 20% детских самоубийств [2]. "Единая межведомственная информационно-статистическая система представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации Федерального плана статистических работ». [3]

Авторами было решено провести мониторинг стресса у выпускников 9, 11 классов средних общеобразовательных школ. Из-за сильного стресса многие не способны сдать экзамен, впоследствии чего не приходят на пересдачу. Стресс может быть результатом долгого процесса накопления усталости и беспокойства или же иметь временный характер, например, от нехватки сна.

Проблема выпускников средних образовательных школ заключается в повышенном уровне стресса. Решение данной проблемы имеет важнейшее значение. В настоящее время тысячи людей по всему миру обращаются к врачам, жалуясь на изнуренность, апатию, нервозность и беспокойство. Все эти признаки болезни раньше врачи называли усталостью или по-иному, стрессом. Термин поменялся, но суть, к сожалению, остаётся прежней. Усталость и стресс лишают нормальной трудоспособности и функционированию человека.

Актуальность проблемы высока в связи с тем, что:

Во-первых, выпускники не способны правильно построить свою подготовку к экзаменам, они пытаются взяться за все предметы за короткий срок. Очевидно, что такой подход является неэффективным. Вследствие чего материал не усваивается, возникает волнение и уровень стресса повышается.

Во-вторых, стрессу не менее подтверждены и выпускники, которые готовились структурированно длительный период времени. В силу определённых обстоятельств (приближение экзамена, изменение структуры заданий и т.д.) они тоже подвержены возникновению стресса. Даже у отличников возникает паника, так как они долгое время готовились к определенному типу заданий, а тут вынуждены изменить свою методику подготовки. Для тех, кто только начал готовиться к экзаменам за месяц до них, необходимо еще более быстрое реагирование на изменения. К тому же, ученики выпускных классов сдают и непрофильные предметы, к которым тоже требуется специальная подготовка.

В-третьих, выпускники школ ставят подготовку к экзаменам выше своих биологических потребностей. Одной из главных потребностей человека является сон. Недостаток сна негативно сказывается на восстановлении сил, бодрости и мобильности в решении тех или иных заданий, а ведь сон является одним из инструментов снижения уровня стресса.

В рамках обозначенной проблемы была определена цель исследования. В течении мая 2019 года , методом анкетирования выявить из 60 выпускников 9, 11 классов учеников, у которых наблюдается повышенный и высокий уровень стресса. Цель исследования заключается во внесении конкретного вклада в понижение уровня стресса путем проведения мастер-класса.

Исходя из поставленной цели, авторы поставили следующие задачи.

1. Среди выпускников 9, 11 классов средних общеобразовательных школ в количестве 60 человек провести мониторинг распорядка дня и уровня стресса и установить связь, как распорядок дня влияет на уровень стресса.

2. Провести аналитический анализ анкет, сделать выводы. Предоставить выводы социально-психологической службе школы.

3. Провести мастер класс для учеников 9 и 11 классов по выявлению уровня стресса, учитывая индивидуальные особенности, проконсультировать по способам снижения стресса.

В качестве метода исследования авторы взяли опрос-анкетирование, так как этот метод ярко и четко отображает результат и нагляден в отчете.

В современном мире с ускорением темпа жизни повышается напряженность организма, вследствие этого организм работает на износ, увеличивается уровень стресса. Отсутствие сна и должного отдыха приводит к повышению уровня стресса, а затем и к нервному срыву, психологическому выгоранию и проблемам со здоровьем. Впервые термин «стресс» предложил канадский врач Г. Селье [4].

В ходе исследования был апробирован тест Г.Селье на уровень стресса у учеников 9 и 11 классов. Данной категории респондентов предстоит пройти государственные экзамены в конце учебного года. Ученики 9 и 11 классов интенсивно готовятся к прохождению экзаменационных испытаний, в связи с этим у них очень насыщенный распорядок дня. Все эти факторы являются причиной нарастающего уровня стресса у учеников. Анкетирование позволит проанализировать уровень стресса и распорядок дня и дать соответствующие рекомендации по оптимизации графика с целью снижения стрессового состояния.

Ход исследования. В исследовании приняло 60 выпускников 9 и 11 классов МБОУ СОШ №8 г. Коврова и Пильнинской Средней школы №2 им. А. С. Пушкина. Исследование проходило в несколько этапов.

Первый этап – методический. На данном этапе мы анализировали литературу и выбирали наиболее подходящую методику определения стресса. В ходе анализа, мы остановились на методике Г. Селье. Главным основанием выбора данной методики стала возможность быстро и четко получить наглядные результаты.

Второй этап – практический. На данном этапе был проведен мониторинг распорядка дня учеников, проведено тестирование на определение уровня стресса. Кроме того, мы провели мастер класс по способам релаксации, оптимизации действий в течение дня и познакомили учеников с существующими методиками по снижению уровня стресса.

В первой части исследования учащимся была предложена диаграмма, на которой им предлагалось расписать свой день по часам: сон, учеба в школе, работа с репетиторами, самоподготовка и т.п.  На втором этапе мы провели тестирование на определение уровня стресса по методике психиатра Г. Селье. Третий этап был заключительным. Нами были обработаны анкеты и составлены 2 диаграммы с полученными результатами.

Первая диаграмма составлялась по критерию распорядка дня ученика. Это важный фактор, который влияет на уровень стресса. При неправильном распорядке дня силы распределяются неравномерно, что приводит к увеличению уровня стресса. Нам важно было понять влияет ли неоптимизированный распорядок дня на уровень стресса.

Вторая диаграмма составилась по критерию уровня стресса определенным тестом Г. Селье. На данной схеме мы отобразили как распределяются уровни стресса во всем классе.

В первом исследовании представлен распорядок дня учеников (Рис. 1). Как можем видеть, что время на отдых занимает меньше половины суток. В результате, ученики в среднем спят около 5 часов в день и около 4 часов отводится отдыху. Полученные данные не соответствуют нормам, так как на сон должно отводится около 8 часов и 6 часов на свободное время.

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Распорядок дня (24 часа) выпускника СОШ

 

На основании диаграммы можем сделать вывод, что некоторые показали не в норме, что приводит к изнурению организма в следствие стресса. Сон в среднем у выпускников занимает 5 часов при норме 7 – 8 часов. Недостаточность отдыха негативно влияет на работоспособность ученика. В свободное время были включены такие события как прием пищи, время в пути, личная гигиена и т.д. На основе полученных данных, мы можем сделать вывод, что времени на отдых между занятиями практически нет, что приводит к переутомлению.

Подведя итог первого исследования, можем сказать, что у выпускников в среднем в сутки 15 часов уходит на учёбу и подготовку к экзамену.

Во втором мониторинге провели тест Г.Селье на определение уровня стресса. На диаграмме (Рис.2) которая представлена ниже видим графическое представление о уровне стресса у выпускников, где 100% это 60 человек.

 

Рисунок 2. Уровень стресса у выпускников.

На основание мониторинга уровня стресса можно сказать, что у 3% стресс вообще отсутствует, так как у них сбалансировано составлен распорядок дня.

У 45% стресс выражен незначительно. Возможно, стресс в данном случае связан с небольшим переутомлением и нехваткой сна.

У 40% наблюдается умеренный стресс. Данный показатель свидетельствует о том, что нужно оптимизировать распорядок дня.

У 9% состояние сильного стресса. Они пытаются взяться за все и сразу, но ничего не успевают. Как следствие, организм быстро утомляется и наступает выгорание.

И у 3% наиболее опасная стадия стресса – истощение запасов адаптационной энергии.

В завершении данного этапа исследования мы провели мастер класс по профилактике стресса и дали несколько советов по поддержанию своего организма в тонусе.

Опираясь на результаты исследований, можно сказать, что склонность выпускников к стрессу выше среднего. Стресс, утомляемость, выгорание, низкий самоконтроль в стрессовых ситуациях – почва для коррекционной работы, которую должна вести психологическая служба школы, и педагогов. Возможно, пути решения этой проблемы также кроются во внедрении в учебный процесс различных тренингов и курсов, а также здоровьесберегающих технологий. Результаты мониторинга были переданы в школьную психологическую службу для дальнейшей работы с учениками, имеющих высокий показатель стресса. Стоит отметить, что многое в данном вопросе зависит и от самого ученика. Но прежде им необходимо дать знания о том, как правильно нужно распределять свое время. Правильный комплекс мер со стороны школы и сознательное отношение самих учащихся поможет снизить уровень стресса среди учеников выпускных классов.

Список литературы

  1. Плисов Е. В. Интерактивная коммуникация в фокусе дискурсивного анализа // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2017. № 39. С. 168-172.
  2. Кузнецова А. Я. Образование современного человека: теория, философия, методология. - Новосибирск: РАСН, 2011. - 130 с. 2-е издание.
  3. https://www.gazeta.ru/social/2019/05/02/12334741.shtml
  4. Маясова Т. В. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость // Вестник Мининского университета, 2014 г., №4.
  5. Ганс Селье, «Стресс без дистресса» Прогресс 1982 г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее