Целью исследования являлась взаимосвязь самоактуализации и стрессоустойчивости у личности в период средней взрослости.
Актуальность исследования обусловлена контекстом современного быстроизменяющегося мира и необходимостью адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам среды требуют постоянного роста личности, ее самоактуализации. Это становится одной из основных потребностей человека на сегодня и вполне соответствует гуманистическому подходу в психологии, где стремление к самосовершенствованию, самовыражению и раскрытию своего потенциала составляет основной мотив личности.
Самоактуализация представляет собой осознанную практическую деятельность, осуществляемую личностью для разрешения своих жизненных вопросов и достижения целей посредством саморазвития, раскрытия своего потенциала, приобретение личностью необходимых компетенций. Данное понятие было введено и разработано в рамках гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу и К. Роджерса [25].
А. Маслоу рассматривал самоактуализацию как высшую потребность в иерархии потребностей человека, связанную с реализацией его потенциала [18, 19].
К. Роджерс подчеркивал, что самоактуализация является одним из важнейших мотивов личности для реализации своих природных качеств и задатков, при этом актуализированная личность обладает определенным уровнем самосознания и саморегуляцией, компетенциями и достижениями в различных сферах жизни, осознает свое место в жизни, обладает устойчивой системой ценностей, стремится раскрывать и реализовывать свой потенциал.
Г. Олпорт считал человека, склонного к самоактуализации зрелой личностью и описывал черты зрелой личности, делая акцент на психически здоровую личность. Он говорил, что психически здоровые люди обладают способностью выучивать новые шаблоны поведения и расти в течение всей жизни [20].
К. Хорни считала, что каждому свойственно желание к развитию личности, в каждом есть таланты и дарования, которые блокируются невротическими тенденциями и стремлением к безопасности, которая остается ведущей потребностью и мотивом [26].
Э. Шостром исследовал человека-актуализатора, как цельную личность, в противовес человеку-манипулятору. Он изучал качества личности, которые могли бы способствовать процессу самоактуализации. Основной желательной перспективой личности, по его мнению, является переход от антагонистических противоположностей к взаимодополняющим, переход от концепции «это-это» к концепции «ты-ты», именно тогда личность актуализируется и готова обрести свое «Я» [28]. Он рассматривал самоактуализацию как многомерный феномен, в своем опроснике личностных ориентаций POI он опирался на две основные и 10 дополнительных параметров самоактуализации [21].
В психосинтезе А. Ассаджиоли отмечается, что человек постоянно находится в процессе роста и развития, непрерывно проявляет свой потенциал. Это происходит с помощью самореализации, которая проявляется в двух вариантах: психический рост, как проявление скрытых возможностей человека и осознание себя в качестве синтезирующего духовного центра. Таким образом самоактуализация может достигаться на разных уровнях развития личности и давать возможность выйти из внутриличностных конфликтов [1].
Несмотря на различные точки зрения в зарубежной психологии по вопросам самоактуализации личности, большая часть ученых приходит к выводу, что самоактуализация свойственна каждой личности, при этом она является внутренней движущей силой и требует определенных условий для ее развития, при этом в каждой теории делается свой акцент на процессе самоактуализации, выделяются отдельные ее стороны и характерные особенности. В отечественной науке можно проследить аналогичную тенденцию. Значительный вклад в исследование и развитие понятия самоактуализации, изучение ее особенностей внесли К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Антропова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, Б.С. Братусь, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанов, Н.Л. Карпова, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Ю.Б. Некрасова, В.А. Петровский, П.И. Пидкадистый, С. Л. Рубинштейн и другие.
Понятие самоактуализации и ее сущностные характеристики в работах современных отечественных ученых рассматривается с самых разных аспектов: одновременно и как мотив, побудитель процесса и стимулятор развития мотива [2], как потребность, результат и процесс реализации индивидуальности человека [5], как черту личности, психическое состояние, которое характеризует динамику личностного развития [6], как интегральное образование с комплексом системных качеств, включающих в себя процесс, состояние, метапотребность, направленность личности [30], как «процесс познания субъектом самого себя, своего предназначения, своих ценностных установок, продолжающийся всю жизнь» [11], как процесс становления личности как субъекта интеллектуальной активности [4], как основу развития взрослой личности [3], как о саморегуляции произвольной активности [8], как процесс саморазвития личности, личностного роста, который имеет тесную связь с рефлексией, пронизывающей и ценности, и смыслы, и все другие аспекты развития личности [29], как качество сложной самоорганизующейся психологической системы “человек”, способной к самодетерминации [10].
Отметим, что многие исследователи приравнивали понятия самоактуализация и самореализация, во многом раскрывая когнитивный аспект внутренней деятельности, работу внутреннего плана над собой. При этом самоактуализация, на наш взгляд, значительно шире и включает в себя одновременно, как внутреннее развитие личности, так и переход от возможностей к конкретной реализации действий. Безусловно, эти понятия связаны, характеризуя не только личностный, но и профессиональный рост человека, развитие коммуникационных и прочих навыков и компетенций, которые играют значительную роль в индивидуально-личностном проявлении и становлении. Одной из таких компетенций в современных условиях на наш взгляд является стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость, как многомерное понятие, объединяет в себе совокупность качеств и индивидуальных черт, которые помогают и позволяют личности наилучшим образом переносить действие и влияние стрессоров. Концепция стресса была впервые предложена Г. Селье [23], а позже развита в работах Р. Лазаруса и С. Фолкмана [13]. Обобщая результаты исследований разных авторов [7, 9, 15, 16, 17, 27 и др.] нами сделан вывод, что стрессоустойчивость, как многомерное понятие, объединяет в себе совокупность качеств и индивидуальных черт, которые помогают и позволяют личности наилучшим образом переносить действие и влияние стрессоров, в идеальном варианте минимизируя чрезмерные эмоциональные всплески, которые влияют не только на саму личность, но и на ее окружение. Стрессоустойчивость, как индивидуальная мера, может меняться в течение жизни, в результате работы над собой ее уровень может повышаться.
Предполагалось, что высокий уровень стрессоустойчивости может способствовать более эффективной самоактуализации, позволяя личности лучше справляться с жизненными вызовами и полнее раскрывать свой потенциал. На процессы самоактуализации и стрессоустойчивости при этом значительное влияние оказывают личностные особенности каждого человека, его готовность осознавать, оценивать и преодолевать противоречия и сложности, совершать выборы, в том числе выбор поведения в стрессе (копинг поведение), опираясь на нравственно-ценностную систему, принимать ответственность за собственную жизнь и другие факторы.
Для проверки данного предположения было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 62 человека, мужчины (31 человек, 50%) и женщины (31 человек, 50%). Возрастной диапазон испытуемых от 35 до 45 лет (средний возраст исследуемых женщин составил 40 лет, мужчин – 39 лет). Испытуемые проживают в Москве и Московской области.
Основной гипотезой исследования являлось предположение о том, что у личности в период средней взрослости существует прямая взаимосвязь между стрессоустойчивостью и самоактуализации.
На основе теоретического анализа были выделены критерии для исследования, для каждого подобрана методика диагностики (таблица 1).
Таблица 1.
Диагностический инструментарий
Результаты статистического анализа с применением критерия U Манна-Уитни не выявили статистически значимых различий между мужской и женской выборками по ключевым показателям исследования (таблица 2).
Таблица 2.
Результаты сравнительного анализа мужчин и женщин по исследуемым показателям (критерий U Манна-Уитни)
В частности, не обнаружено значимых различий в уровне стремления к самоактуализации (U = 345, p > 0,05), смысложизненных ориентациях (U = 417,5, p > 0,05), общем уровне стрессоустойчивости личности (U = 460, p > 0,05) и преобладающих копинг-стратегиях (U = 349,5, p > 0,05 для проблемно-ориентированного копинга; U = 384,5, p > 0,05 для эмоционально-ориентированного копинга; U = 439, p > 0,05 для копинга, ориентированного на избегание). Статистически значимые различия были обнаружены лишь по отдельным субшкалам методик, что не оказывает существенного влияния на общую картину исследования.
Учитывая отсутствие значимых гендерных различий по основным исследуемым параметрам и условную эквивалентность мужской и женской выборок, было принято решение в дальнейшем анализе рассматривать выборку как единую совокупность, репрезентирующую людей среднего возраста без разделения по данному признаку.
Установлено, что для людей среднего возраста в целом характерно умеренно выраженное стремление к самоактуализации. При этом наиболее выражены такие компоненты самоактуализации, как креативность, ориентация во времени и самопонимание, а наименее выражены аутосимпатия и взгляд на природу человека (рисунок 1).
Рисунок 1. Выраженность стремления к самоактуализации и его компонентов по диагностике самоактуализации личности (САМОАЛ) Э. Шострома в адаптации А.В. Лазукина, Н.Ф. Н.Ф. Калины, в Т-баллах
Анализ смысложизненных ориентаций показал, что большинство людей среднего возраста демонстрируют средний уровень осмысленности жизни (рисунок 2).
Рисунок 2. Распределение выборки по уровням выраженности смысложизненных ориентаций, в %
При этом наиболее выражен компонент «Цели в жизни», а наименее – «Локус контроля-Я», что свидетельствует о наличии определенных жизненных целей, но некоторой неуверенности в способности их достижения (рисунок 3).
Рисунок 3. Выраженность смысложизненных ориентаций по результатам теста Д.А. Леонтьева, в баллах
Выявлено, что у половины респондентов (50%) наблюдается низкий уровень стрессоустойчивости. Наиболее проблемными областями при этом являются устойчивость к монотонности стрессоров и физическим перегрузкам. При этом они наиболее устойчивы к ситуациям изоляции (рисунок 4).
Рисунок 4. Выраженность воздействия отдельных стрессоров на личность по результатам теста Е.В. Распопина, в баллах
Преобладающей стратегией совладания со стрессом у людей среднего возраста при этом является проблемно-ориентированный копинг, в то время как эмоционально-ориентированный копинг используется реже (рисунок 5).
ПОК – проблемно-ориентированный копинг; ЭОК – эмоционально-ориентированный копинг; КОИ - копинг, ориентированный на избегание
Рисунок 5. Выраженность применяемых копинг-стратегий в стрессовых ситуациях по результатам теста Н. Эндлера и Дж. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой, в баллах
При этом в стрессовых ситуациях они чаще склонны отвлекаться на другие занятия или мысли, чем искать социальной поддержки или общения с другими людьми (рисунок 6).
Рисунок 6. Выраженность компонентов копинга, ориентированного на избегание в стрессовых ситуациях, по результатам теста Н. Эндлера и Дж. Паркера в адаптации Т.Л. Крюковой, в баллах
Средний уровень использования каждого из них при этом свидетельствует о гибкости и адаптивности копинг-стратегий в данной возрастной группе. Однако, стоит обратить внимание на группу респондентов с высокими показателями эмоционально-ориентированного копинга и копинга избегания, так как чрезмерное использование этих стратегий может быть менее эффективным в долгосрочной перспективе и негативно отразиться как на общем состоянии, так и на развитии личности в целом (её самоактуализации), что доказывается корреляционным анализом между показателями (таблица 3 и таблица 4).
Так, выявлена сильная положительная корреляция между общим уровнем стрессоустойчивости и стремлением к самоактуализации у людей среднего возраста, что подтверждает гипотезу о взаимосвязи этих феноменов (таблица 3). Стрессоустойчивость наиболее тесно связана с такими компонентами самоактуализации, как самопонимание (r = 0,662), спонтанность (r = 0,547), аутосимпатия (r = 0,444) и контактность (r = 0,444). Также обнаружена положительная взаимосвязь между стрессоустойчивостью и смысложизненными ориентациями.
Таблица 3.
Корреляции между показателями самоактуализации и стрессоустойчивостью и её компонентами (критерий Спирмена)
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Обнаружена при этом отрицательная корреляция между эмоционально-ориентированным копингом и стремлением к самоактуализации (r = -0,506) и общим уровнем стрессоустойчивости (r = -0,574), что указывает на неэффективность данной стратегии совладания со стрессом в контексте личностного роста. При этом проблемно-ориентированный копинг положительно коррелирует со стремлением к самоактуализации (таблица 4).
Таблица 4.
Корреляции копинга с показателями самоактуализации и стрессоустойчивостью (критерий Спирмена)
* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Таким образом, гипотеза о том, что стрессоустойчивость взаимосвязана с самоактуализацией у людей среднего возраста: её высокий уровень способствует более высокому уровню самоактуализации, подтверждается.
Стрессоустойчивость оказывает положительное влияние на развитие ключевых компонентов самоактуализации, таких как самопонимание, спонтанность, аутосимпатия, контактность и автономность. Высокая стрессоустойчивость при этом способствует использованию более эффективных копинг-стратегий (проблемно-ориентированный копинг), что положительно влияет на самоактуализацию. Низкая стрессоустойчивость, напротив, может приводить к использованию менее эффективных стратегий (эмоционально-ориентированный копинг и избегание), что негативно сказывается на самоактуализации.
Результаты указывают на важность развития стрессоустойчивости как ключевого фактора, способствующего самоактуализации у людей среднего возраста. Полученные данные были использованы для разработки программы психологической помощи, направленной на повышение стрессоустойчивости с целью содействия самоактуализации у людей среднего возраста. Данная программа была апробирована в рамках магистерской работы автора и доказала свою эффективность.
Список литературы
- Ассаджиоли, Р. Психосинтез. Практики и техники / Р. Ассаджиоли. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 204 с.
- Бакшеева, Э.П. Опыт реализации педагогической поддержки самоактуализации студентов в условиях педвуза / Э.П. Бакшеева // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2010. – С. 25-28
- Богданова, В.Л. Самоактуализация в современном мире / В.Л. Богданова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2021. – № 1(40)
- Богоявленская, Д.Б. Психология одаренности: понятия, виды, проблемы / Д.Б. Богоявленская. – М.: МИОО, 2005. – Вып. 1. – 176 с.
- Городилова, Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью: дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Городилова. – Пермь, 2002. – 199 с.
- Дубовицкая, Т.Д. Развитие самоактуализирующейся личности учителя. Контекстный подход: дис. ... д-ра психол. наук / Т.Д. Дубовицкая. – М., 2004. – 350 с.
- Зильберман, П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П.Б. Зильберман // Очерки психологии. – 2000. – № 2. – С. 149-155
- Иванников, В.А. Культурно-историческая психология волевого действия. От прогноза – к поступку. Избранные труды / В.А. Иванников. – М.: Когито-центр, 2021. – 508 с.
- Киреева, М.В. Ведущие копинг-стратегии студентов с различным уровнем стрессоустойчивости / М.В. Киреева // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2012. – №6 (125), вып. 13. – С. 229-233
- Клочко, В.Е. Приемы и методы психологической реконструкции жизненного мира человека: постнеклассический ракурс / В.Е. Клочко. – Томск: ТГУ, 2016. – 167 с.
- Коротаева, Е.В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа: монография / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – 276 с.
- Крюкова, Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы / Т.Л. Крюкова. – 2-е изд., испр. и доп. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова – Авантитул, 2010. – 64 с.
- Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс / под ред. Л. Леви. – Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208
- Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2012. – 19 с.
- Лещенко, Ю.П. Теоретические подходы к изучению эмоциональной устойчивости будущих педагогов в процессе обучения в вузе / Ю.П. Лещенко, О.Н. Кажарская // Молодой ученый. – 2018. – № 16 (202). – С. 280-283
- Лозгачева, О.В. Особенности формирования устойчивости к стрессу в процессе профессионального развития личности / О.В. Лозгачева // Педагогическое образование в России. – 2012. – №2. – С. 256-258
- Луконенко, С.С. Теоретический обзор изучения феномена стресса в психологии / С.С. Луконенко // Наука в жизни человека. – 2023. – №2. – С. 97-103
- Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2018
- Маслоу, А. Самоактуализированные люди: исследование психологического здоровья / А. Маслоу // Городское управление. – 2011. – №2. – С. 91-96
- Олпорт, Г.В. Становление личности / Г.В. Олпорт. – М.: НПФ «Смысл», 2012. – 462 с.
- Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: [б. и.], 2019. – 672 с.
- Распопин, Е.В. Методики изучения стрессоустойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы / Е.В. Распопин // Вестник Кузбасского института. – 2014. – №4 (21). – С. 167-176
- Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Книга по требованию, 2012. – 66 с.
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 488 с.
- Холл, С.К. Теории личности / С.К. Холл, Г. Линдсей; пер. И.Б. Гриншпун. – М.: Психотерапия, 2008. – 720 с.
- Хорни, К. Самоанализ / К. Хорни. – СПб.: Питер, 2023. – 300 с.
- Церковский, А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. – 2011. – Т. 10, №1. – С. 6-19
- Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации / Э. Шостром. – М.: Изд-во института Психотерапии, 2008. – 192 с.
- Шучковская, Е.С. Рефлексивность и ее исследование у студентов / Е.С. Шучковская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – №4-1. – С. 58-64
- Ященко, Е.Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: монография / Е.Ф. Ященко. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 528 с.