Безработица является социально-экономическим явлением, затрагивающим все социальные структуры. Выделяют три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую. У каждой из них есть свои причины. [7]
Фрикционная безработица возникает, когда трудоспособное население меняет работу или ищет работу. В это время человек остается безработным. Особенность этой безработицы заключается в том, что состоявшиеся специалисты уже заняты поиском работы. То есть готовы немедленно приступить к выполнению своих обязанностей. Причиной такой безработицы является асимметрия рыночной информации. Шансы найти работу и получить работу завтра очень малы.
Структурная безработица связана с изменениями в технологическом процессе. Рабочих увольняют, потому что работа, которую они выполняли, становится ненужной. Причиной этого вида безработицы является несоответствие между потребностями рынка и предложением рабочей силы. К категории структурных безработных относятся также молодые квалифицированные работники, прошедшие специальную подготовку и востребованность которых снизилась.
Структурная форма безработицы более продолжительна. Требуются дополнительные инвестиции в образование, государственные гранты и создание требований по переподготовке. Фрикционная безработица снижается благодаря агентствам, которые помогают с трудоустройством. Циклическая безработица связана с колебаниями спроса и предложения.
К задачам государства в этой сфере деятельности относятся:
- Сокращение безработицы.
- Увеличить количество сотрудников.
Численность безработных в стране определяется официальной статистической единицей, однако в России очень большой сегмент теневой экономики, поэтому не все работники числятся в официальных источниках учета и платят налоги. Аналогичная ситуация и с частными предпринимателями, но ситуация в стране постепенно стабилизируется.
По официальным данным, уровень безработицы в стране низкий. Причиной этого является сложная демографическая ситуация в стране. Нестабильность экономики вынуждает население страны сокращать объем расходов, тормозит рост рождаемости. Демографические показатели обладают свойством оказывать долгосрочное воздействие на экономику, поэтому основной задачей государства в управлении уровнем безработицы является обеспечение нормального соотношения между рождаемостью и смертностью. [6]
В 2020 году уровень безработицы в стране вырос из-за пандемии коронавируса. Однако российский рынок стал быстро приспосабливаться к условиям кризиса благодаря:
- Переход на неполный рабочий день.
- Падение заработной платы.
- Отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск с сохранением работы. [5]
Снижение реальных зарплат произошло впервые с лета 2016 года. По итогам года Минразвития ожидало уровень безработицы на уровне 5,7% против обычных 4,6%. Полное восстановление докризисного состояния произойдет не ранее 2023 года.
В настоящее время количество безработных в России, по официальным данным, составляет около 4,3 млн человек. Это составляет около 6% от общей численности населения. За период пандемии и изоляционных мероприятий государства, около 830 тыс. человек потеряло работу. Затягивается и поиск работы, в среднем для жителя России срок ожидания составляет 7 месяцев, что негативно сказывается на экономическом положении населения. [2] Рассмотрим на графиках регионы с максимальной и минимальной безработицей в 2021 году.
Рис. 1 Регионы с максимальной безработицей в 2021 году
Рис. 2 Регионы с минимальным уровнем безработицы в 2021 году
Как мы видим по графикам, сильней всего безработица проявляется в Республиках Ингушетия и Чеченской. Данный показывают, что большая часть населения либо не работает совсем, либо занята в темной экономике. Явных проблем с трудоустройством мы не видим в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. [3]
Общеизвестно, что безработица является одной из основных проблем, с которыми сталкивается власть государства. Безработица вынуждает граждан оказаться в определенных ситуациях: ухудшение их материального положения, изменение структуры текущей экономики, необходимость изменить свой текущий образ жизни.
Непосредственной причиной возникновения и дальнейшего роста сельской бедности является хроническая нехватка доходов населения в результате распространения безработицы. Следовательно, государство должно активно реализовывать большое количество мер социальной защиты, что требует огромных бюджетных средств.
Безработица широко рассматривается как явление, имеющее негативные социально-экономические последствия для общества в целом. Говоря о таких последствия, прежде всего стоит упомянуть то, что национальный продукт производится в количествах меньших, чем это потенциально возможно. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений в национальные бюджеты всех уровней. Это происходит и в условиях увеличения статей расходов, связанных с необходимостью оказания различных видов помощи (преимущественно натуральной) безработным.
Последствия также негативно сказываются на обычном человеке. Потеря работы и соответствующего регулярного дохода неизбежно снизит их уровень жизни. Во время «простоев» и стойкого отсутствия опыта работы люди теряют свои навыки и уже не восстанавливают их.
Регулирование уровня безработицы может решить многие социальные проблемы. В сфере социальной политики принимаются меры по поддержке временно безработных граждан. Среди инструментов мы выделяем:
- Выплата пособия по безработице.
- Субсидия на наем дополнительной рабочей силы на предприятиях.
- Предоставление досрочной пенсии отдельным категориям работников. [4]
В сфере занятости используются гибкие формы занятости. В регионах также развивается самозанятость. Самозанятость рассматривается как специфическая форма деятельности, позволяющая специалистам работать за свой счет, при этом официально платя налоги и отчисляя социальные и внебюджетные фонды.
Социальная помощь безработным предоставляется в виде трудовых пособий. Здесь человек может зарегистрироваться и получать гарантированные социальные выплаты в течение установленного законом периода времени до момента трудоустройства. Служба занятости представляет собой целостный институт организации и общественной деятельности, обеспечивающий процесс выявления безработных и предложения им работы. Также в рамках социальной политики принимаются меры по переподготовке или повышению квалификации временно безработных. [1]
Таким образом, мы видим, что безработица является довольно серьезной социально-экономической проблемой для современной России. Проведение государственных мер, введение новых законодательных актов, финансирование предприятий в значительной мере поможет избежать серьезных последствий безработицы для всей страны.
Список литературы
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/
- Безработица в России: статистика 2020-2021, причины и прогноз [Электронный ресурс] – URL: https://ratenger.com/economics/bezraboticza-v-rossii
- Нормативные правовые акты российской федерации в сфере оказания мер поддержки граждан и организаций, а также в сфере противодействия распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://to28.minjust.gov.ru/ru/node/456581
- Безработица времен COVID-19: что могут рассказать административные данные? / Центр перспективных управленческих решений. — М.: ЦПУР, 2020. — 38 с. — (Исследования по вопросам государственного управления. — 2021. — Вып. 06).
- Кашепов Алексей Владимирович, Афонина Кристина Викторовна, Головачёв Никита Валерьевич РЫНОК ТРУДА РФ В 2020-2021 ГГ.: БЕЗРАБОТИЦА И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ // Социально-трудовые исследования. 2021. №2 (43).
- Мухина И.И., Синдяшкина Е.Н. Занятость и безработица: кризис или новые возможности // Социально-трудовые исследования. 2020. №3 (40).
- Паздникова Н.П., Глазкова Н.Г., Буреш Д.С. COVID-19: влияние нового типа коронавирусной инфекции на национальную экономику. - М.: Аналитика Родис, 2020. – 181 с.