Анализ и совершенствование системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан

Анализ и совершенствование системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (99), Январь ‘23

Дата публикации 13.01.2023

Поделиться

В статье подвергается анализу сложившаяся система профессионального обучения и переобучения безработных граждан, а также предлагаются вариант её совершенствования.

В настоящее время, сложившиеся политическая обстановка и экономическая ситуация в мире, крайне неоднозначно влияют на развитие России в целом. Многие социальные проекты государства оказываются под давлением, груз проблем накапливается, что заставляет экономический блок органов исполнительной власти Российской Федерации искать иные пути развития.

Рынок труда и занятость населения были и остаются важнейшими показателями развития экономики не только нашей страны, но и в мире в целом. Как известно, рынок труда формируется из спроса и предложений рабочей силы (трудоспособного и занятого населения). Превышение порога безработицы в 6% может грозить социально-опасными явлениями [5].

Именно забота государства о своих гражданах, создание им условий для трудоустройства способствует нормальной жизни активного населения страны (снижается неудовлетворенность, растет качество жизни, доступность жизненных благ, в обществе отсутствуют предпосылки для социального недовольства).

Снижение безработицы – одна из главных задач государства.

Давая краткую характеристику самому понятию «безработица» можно определить, что это – определенный процент экономически активного, трудоспособного населения, которое способно, и имеют желание трудоустроиться, но по каким-то причинам не может этого сделать.

Одним из приоритетных направлений государства является обеспечение населения занятостью, в том числе и профессиональное обучение, и переобучение (переподготовка) граждан. Это направление в работе государственных и муниципальных органов занятости является приоритетным в настоящее время, и, как следствие, наиболее востребовано безработным населением.

Профессиональное обучение и переподготовка, совершенствование квалификации взрослого населения является одним из инструментов поддержки равновесия на рынке труда, борьбы с самой безработицей и нехваткой квалифицированных кадровых работников.

Считаю, что именно профессиональное обучение и переобучение безработных граждан будет в ближайшие годы важнейшим элементом активной политики занятости в решении проблем безработицы в Российской Федерации.

Право на труд закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 37) [1].

В истории современного развития России, после распада СССР, службы занятости населения неоднократно меняли свое название, были реорганизованы, меняли подведомственность, перечень предоставляемых услуг то сокращался, то увеличивался, но всегда оставались главными цели и задачи этой службы – помощь потенциальному работнику и работодателю [3].

В настоящее время в Российской Федерации в основном сложилось два варианта содействия безработному населению (пассивный и активный). Первый подразумевает выплаты пособий, компенсаций, материальных поддержек, что на мой взгляд, должно быть применимо в большей мере к нетрудоспособному населению (пенсионеры, инвалиды и т.д.) [2] [3].

Активный вариант борьбы с безработицей более действенен, так как только он способен привлечь к трудоустройству и обеспечить максимальную занятость граждан, повысить квалификацию активного трудоспособного, но безработного, населения.

Активному направлению отдается приоритет и на федеральном, и на региональном уровнях Российской Федерации.

В настоящее время оно включает в себя не только субсидирование, сохранение и создание новых рабочих мест, адаптацию и психологическую поддержку безработных граждан, создание и внедрение самозанятости населения, организацию временной занятости, но и профессиональное обучение (переобучение) нетрудоустроенного населения.

На мой взгляд, система обучения и переподготовки безработных граждан в настоящих условиях на рынке труда должна отвечать следующим критериям.

Во-первых, полное взаимодействие, функционирование с учетом реальных (явных) потребностей экономики страны, с тем, чтобы именно эти потребности создавали структуру подготавливаемых и переподготавливаемых работников. Переобучение должно иметь своей главной задачей повышение качества труда, доходов населения, расширение его занятости.

Во-вторых, данная система должна быть гибкой, сразу реагировать на возрастающие потребности экономики государства и вносить оперативные изменения в сам процесс профессионального обучения (переобучения).

В-третьих, должное финансирование со стороны государства (развитие технического и научного прогресса не должно оставаться без соответствующего внимания).

И самое главное, сама система профессионального обучения и переобучения безработных граждан, должна обеспечивать равные возможности для всех (как реализация норм и положений, закрепленных в Конституции РФ) [1].

В Российской Федерации и во всех ее субъектах сформирована и действует единая система профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки безработных граждан и незанятого населения. Эта система является одним из звеньев формирующегося непрерывного образования. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовки безработных граждан осуществляются на достаточно большой, многообразной законодательной базе, которая тем не менее, приведена к единому знаменателю.

Профессиональное обучение и переобучение безработных граждан в последующем должно решить такие важные задачи как обеспечение потребностей на рынке труда с учетом профессиональной подготовки и приведение баланса потребностей безработных граждан и спроса рабочей силы к общему единству.

Также профессиональное обучение (переподготовка) безработных граждан даст толчок к более мощному развитию системы непрерывного обучения (образования) работающего населения, расширит возможности самообучения, что будет способствовать опережающему обучению и снизить риск потери работы трудоустроенным населением.

Следует отметить, что профессиональное обучение (переподготовка) незанятых граждан выполняет не только экономические, но и социальные функции: повышение профессионального статуса работника, его конкурентоспособность, его мобильность в профессиональном плане.

В соответствии со статьей 9 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - государство гарантирует безработным гражданам бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости» [3].

В настоящее время действующим законодательством Российской Федерации безработным гражданам и незанятому населению предоставлен широкий спектр образовательных услуг, направленных на повышение их профессионализации, содействие в трудоустройстве, который включает в себя:

- профессиональная ускоренную подготовку на начальном уровне освоения определенной профессии;

- переподготовка лиц, имеющих профессии, вторым (смежным) профессиям в целях расширения их профессиональной мобильности;

- обучение или переобучение граждан, находящимся под риском потери рабочего места;

- обучение и переобучение по приобретению профессиональных навыков для освоения прогрессивных технологий.

Как было сказано выше, финансирование профессионального обучения или переобучения (переподготовки) безработных граждан должно надлежащим образом финансироваться государством, поскольку указанная подготовка происходит на базе учебных заведений, в соответствии с их профилем и наличием необходимой учебной базы. И именно численность безработных граждан будет являться основой для исчислений необходимых финансовых затрат на их обучение (переобучение) [6].

В связи с этим следует отметить, что финансовые затраты должны складываться не только из затрат на оплату труда педагогических работников, но и из затрат на аренду помещений, разработку учебных планов, выплат безработным гражданам стипендии на период обучения (переобучения), оплаты на содержание и модернизацию соответствующих учебных центров и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что для более эффективного развития государственной услуги по профессиональному обучению и переобучению безработных граждан в РФ, центрами занятости населения необходимо развивать систему информирования граждан о наличии возможности профессионального обучения или переподготовки для последующего трудоустройства.

Также следует определить основные приоритетные категории граждан, направляемых на обучение (недавно уволенные, находящиеся под риском увольнения или потери работы по не зависящим от них причинам, граждане, недавно вышедшие на пенсию, но являющиеся экономически активными, инвалиды, военнослужащие, уволенные с военной службы). Чаще к своей работе привлекать социальных психологов, предлагать более широкий выбор востребованных профессий в случае затруднения граждан в выборе своей дальнейшей профессиональной деятельности. Соответствующие службы занятости должны осуществлять оперативный учет по всем вопросам организации профессионального обучения или переобучения в тесном взаимодействии с учебными заведениями.

Соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должны незамедлительно определять слабые места в реализации вопросов профессиональной подготовки (переподготовки) безработных граждан и пути их решения путем постоянного мониторинга и анализа потребностей рынка труда, исследование эффективности предоставляемых услуг по обучению (переобучению), выявлять проблемные вопросы при реализации таких мероприятий.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // СПС Консультант плюс// Электронный доступ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации // СПС Консультант плюс// Электронный доступ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс// Электронный доступ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/
  4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.04.2014 года № 262н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, включая обучение в другой местности» // СПС ГАРАНТ// Электронный доступ https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70584024/
  5. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»// СПС Консультант плюс// Электронный доступ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/
  6. Интернет ресурс Федеральной службы государственной статистики РФ // Трудовые ресурсы, занятость и безработица// Электронный доступ https://rosstat.gov.ru/labour_force
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary