Вторичную социализацию человек проходит в таких заведениях, как детский сад и школа. Школа, определенно, оказывает большее влияние на подростков. В связи с этим возникает вопрос о том, как атмосфера в школьном коллективе способна влиять на ребенка и как формируется самооценка у подростка при различных взаимоотношениях со сверстниками. Данная тема особо актуальна в современном мире, так как в современном мире психологи и педагоги стали уделять большое внимание к формированию здоровой личности, которая способна адекватно оценивать своё поведение и достигать поставленные цели.
Цель исследования: определение влияние сверстников на формирование самооценки у подростков.
На основе теоретического исследования Н.В. Кузьминой, С.М. Годника, А.А. Гороховой выявлено, что учащиеся средних и старших классов находятся на одном из самых важных этапов своей жизни. Данный период характерен тем, что психика человека еще недостаточно устойчива и поддается различному влиянию со стороны окружающих. Этот трудный период подразумевает под собой переход от детства к взрослой жизни, которая требует серьезных решений. Подростки начинают формировать свою индивидуальную модель поведения, опираясь уже не только на агентов первичной социализации, но и подражая своим сверстникам и учителям. И чтобы разобраться в данном вопросе, нужно, в первую очередь, определить, что такое самооценка. В узком смысле самооценка означает отношение уровня притязаний и уровня возможных или реальных достижений. Другими словами, это соответствие реальной личности к «идеальной». Если же говорить про широкий смысл понятия «самооценка»-это оценка личности своих возможностей, качеств, недостатков и достоинств, и себя в целом. [4]
В современной психологии описываются шесть основных функций самооценки. Одной из самых главных является функция самовыражения и самореализации, далее функция отзеркаливания. Ее сущность заключается в том, что любые действия человека отражаются в сознании окружающих, и в последствии интериоризируется. Важными являются функции саморегуляции, самоконтроля, а также функция сохранения внутренней стабильности. Из этих функций, перечисленных ранее, выходят 2 оставшиеся- функция психологической защиты и внутренней коммуникации. [2]
В рамках исследования было проведено эмпирическое исследование в форме опроса. В нём приняла участие группа студентов в количестве 16 человек, возраст которых начинается от 18 и заканчивается 20 годами. Каждому студенту было задано порядка 7 вопросов, связанных с влиянием школьного коллектива на его самооценку.
Первый вопрос затрагивал отношения со школьным коллективом. Из полученных ответов, можно выявить, что у большинства опрошенных были нормальные отношения с одноклассниками, и многие имели близких друзей в школе. Также опрос показал, что из всех опрошенных студентов, ни один не сталкивался с ситуацией полного отстранения от коллектива. На следующий вопрос о критике со стороны школьного коллектива, студенты в большинстве ответили: «Да, но редко». Такое явление считается абсолютно нормальным, ведь объективная критика во многом полезна. 37,5% студентов на данный вопрос ответили «Не сталкивался».
Следующие два вопроса затрагивали проблему формирования собственного мнения в коллективе. По результатам опроса стало ясно, что большинство студентов были подвержены влиянию со стороны своих одноклассников и учителей, а также не имели четко сформированной точки зрения.
И заключающая пара вопросов касалась самоопределения себя в коллективе. Сравнение себя с окружающими является нормальным для подростков, так как они находятся на этапе формирования своей личности, которое не может происходить без сравнения. Опрошенные студенты ответили, что могли иногда сравнивать себя со своими одноклассниками, но делали это нечасто. Таких ответов было большинство. Однако другая половина студентов призналась, что очень часто в их жизни присутствовало сравнение. И последний вопрос: «Считали ли вы себя более способным, чем другие ученики?» показал неожиданные результаты. 31,3% студентов ответили, что часто сравнивали себя с другими, и точно такое же количество студентов ответили согласием на вопрос о способностях.
По результатам опроса 5 студентов проявили себя как обладатели завышенной самооценки, 2 заниженной и 9 адекватной. Таким образом, мы можем выявить, что на большинство студентов не было оказано давления со стороны школьного коллектива и формирование их самооценки не поддавалось внешним изменениям. Однако 2 студентов столкнулись с проблемой притеснения своего мнения и своих способностей внутри школьного коллектива, и впоследствии стали менее уверены в себе.
Данное исследование показывает, что школьная атмосфера очень важна для учащихся, так как оказывает наибольшее влияние на самооценку школьников в этот период их жизни. Критика и давление со стороны одноклассников и учителей может привести к заниженной самооценке и неуверенности в себе. При благоприятных условиях у большинства студентов сформировалась адекватная самооценка в школьные годы, что впоследствии помогает им добиваться своих целей и ставить достигаемые цели, правильно взаимодействовать с окружающими.
Список литературы
- А.А. Горохова ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2021/ Журнал психология человека в образовании URL:
- И.В. Арендачук Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков 2017/ URL:
- Л.Г. Юрченко Самооценка как фактор гармонизации личности подростка 2016/ ЖУРНАЛ URL:
- М. А. Зелова Особенности формирования самооценки подростков и ее взаимосвязь с межличностными отношениями 2018/ URL:
- Н.Г. Фролкова Психолого-педагогические факторы, влияющие на формирование самостоятельности старшеклассников 2011/ URL: