ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ – МОЛОДЕЖЬ

ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ – МОЛОДЕЖЬ

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Просмотры

78

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (153), Январь ‘24

Дата публикации 24.01.2024

Поделиться

Исходя и социальной практики, можно сказать, что современная молодежь – это самая уязвимая категория населения. Неизвестность, которая преследует молодежь из-за неопределенности места в жизни в обществе, в первую очередь связана с тем, что данная категория находится в начале своего пути к социализации, а во вторую очередь с потенциальной «пограничностью» молодежи между остальными социальными группами в обществе, которая отягощена отсутствием работы, преступностью, алкоголизацией и наркотизацией.

Трудно уверенно определить роль и место молодежи в обществе, поскольку в России происходят изменениях во всех сферах.

С одной стороны, молодое поколение активно и предприимчиво, а с другой стороны находится в начале жизненного пути к адаптации к обществу, где формируются ценностные ориентиры, происходит приобщение к культуре и экономике. В результате молодежь является наиболее уязвимой категорией населения нашего общества, и основной целью работы с ней является необходимость помочь ей занять активную личностную позицию в социальной жизни.

Молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет считаются молодежью. Эта возрастная группа рассматривается как этап активной социализации. Социализация – это «развитие  изменение личности в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходящее во взаимодействии со спонтанными относительно управляемыми и сознательно создаваемыми усилиями жизни [2].

Почти во всех сферах деятельности, социализация молодежи проходит в условиях неизвестности, это связано с разнообразием существующих ценностей.

В связи со своим особым положением в обществе, а также свойственных данной категории психологических особенностей, может стать жертвой социализации, даже не сумев побороть возникшие на пути трудности и решить задачи, которые были поставлены.

Адаптация молодых людей в социуме проходит в очень непростых условиях, которые обусловлены трансформацией постсоветского общества страны, углублением социально – экономического неравенства, с кризисом институтов социализации, таких как школа, семья, армия, трудовой коллектив; также сменой основной модели социализации; а также возрастанием роли социальных сетей и СМИ в нынешнем обществе.

Это привело к таким серьезным проблемам, как рост преступности, наркомании, алкоголизма, самоубийств среди молодежи, к безработице, беспризорности, никому моральному уровню и изменению отношения к труду.

Существует еще одна проблема в социализации молодого поколения. Квалификация вы­пускников не соответствует требованиям работодателей, у выпускников нет необходимых навыков в выбранной профессии.

Все вышесказанное обусловливает важность социальной работы в сфере труда и занятости. Именно специалисты по социальной работе могут содействовать занятости, молодежи, взаимодействуя с центрами занятости, вовлекая молодых людей на курсы повышения квалификации, отслеживая их потребности на рынке труда.

Без помощи социальных работников, содействующих трудоустройству молодежи, молодые люди, возможно, будут вести антисоциальный образ жизни (принимать наркотики, алкоголь и т.д.).

Алкоголизм и наркомания среди молодежи - одна и самых серьезных и важных проблем общества. Ментальная бедность, отсутствие ценностных ориентиров и позитивного опыта в сфере общественно полезной деятельности и досуга приводят к тому, что молодые обращаются к наркотикам и алкоголю.

Молодые люди приобщаются к вредным привычкам из-за невозможности самореализации в интересующих их сферах. Поэтому в государственной молодежной политике приоритет отдают, такому направлению как  предоставление информации об участии молодых людей в социальной практике и потенциальных возможностях развития, развитие творческой активности молодежи и интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социальную жизнь.[4].

В рамках реализации стратегии национальной молодежной политики социальные работники, работающие с молодежью, должны создавать благоприятную среду, вовлекая молодых людей в полезную деятельность, например, в как волонтерство. В результате чего, возможно, сформировать у молодого поколения культуру положительного и конструктивного времяпрепровождения.

Если описанные выше методы социальной работы не применяются, то специалисты сталкиваются с не менее важной проблемой - преступностью в молодежной среде. Профилактика девиантного и криминального поведения считается одним из важных направлений социальной работы с молодежью.

Важным направлением социальной работы с молодежью считается профилактика девиантного и преступного поведения. В связи с большими изменениями, которые происходят в России, среди молодежи стремительно растет преступность. На специалистов социальной работы и на нее саму,  возлагается важная функция оказания поддержки и, конечно же, помощи молодому поколению. Именно социальная работа способна уменьшить риски из-за социальной нестабильности в обществе.

Социальный работник, при необходимости, может выступать посредником между молодежью, которому необходима помощь и специалистом, компетентным в предоставлении помощи.

Важность роли социальных работников была признана, когда одним из направлений деятельности Федерального ведомства по делам молодежи стала "социализация молодых людей, нуждающихся в особой государственной защите". Эта деятельность направлена на социализацию молодых людей, употребляющих психоактивные вещества или имеющих проблемы с законом, а также на подготовку специалистов, работающих с этой уязвимой группой[5].

Для обеспечения эффективной социальной работы с молодежью важно подготовить грамотного квалифицированного специалиста, который способен решить ряд сложных задач. В связи с этим Вузах усиливаются требования к уровню подготовки специалистов.

Прежде всего, специалисты социально-гуманитарной сферы должны обладать, как минимум, «просоциальными, гуманистическими ценностными ориентациями, развитой рефлексией и адаптивными (конструктивными) методами психологической защиты» [1, с. 176], необходимыми для работы с молодежью. Эти качества профессиональной сферы формируются и развиваются в период получения высшего образования.

Представления об особенностях социальной работы с молодежью формируются в ходе лекций и семинаров, круглых столов и дискуссий по различным дисциплинам. Дисциплины, изучающие проблемы и особенности социальной работы с молодежью, выявляют причины особого положения молодежи в обществе и проблемы, возникающие в жизни молодого поколения. С помощью инновационных методов и технологий эти дисциплины нацелены на поиск решений проблем, с которыми сталкивается молодежь в современном обществе.

В результате профессионального обучения в вузе у будущих социальных работников «формируются профессиональные компетенции, складывается позитивное отношение к выбранной профессиональной области и принимается система профессиональных ценностей»[5, с. 62]. Кроме того, они смогут приобрести опыт взаимодействия с молодежью, которая является объектом их профессиональной деятельности.

Работа специалистов по социальной работе с молодежью является важным видом профессиональной деятельности, направленной на улучшение качества жизни молодых людей, оказание помощи и поддержки тем, кто нуждается в помощи. В университетах формируются знания и навыки, необходимые будущим специалистам по социальной работе, а также практический опыт взаимодействия с молодежью.

Список литературы

  1. Завражнов, В. В., Щелина Т. Т. Профессиональное самоопределение будущих педагогов-психологов: психоло¬го-педагогический аспект // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 2. — с. 175–177
  2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. — 3 е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 200 с.
  3. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993
  4. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.
  5. Щелина, Т. Т., Кузнецова Т. И., Максимова Н. Ю. Производственная практика как условие профессиональ¬ного становления студентов социально-гуманитарного профиля // Приволжский научный вестник. — 2014. — № 12–4 (40). — с. 60–63
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее