СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

СПЕЦИФИКА ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

98

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (199), Декабрь ‘24

Дата публикации 15.12.2024

Поделиться

Коммуникация представляет собой важный компонент взаимодействия, особенно для детей с расстройством аутистического спектра, которые воспринимают окружающий мир иначе, чем взрослые. Для установления оценки коммуникативных способностей применяется «Матрица коммуникации» Ч. Роуленда. Понимание всех особенностей общения такой группы детей важно, как для родителей, так и профессионалов в области дефектологии. Данная работа демонстрирует особенности невербальной и вербальной коммуникации у детей с РАС, а также трудности, с которыми сталкиваются их родители. В частности, предлагаются методы, направленные на коррекцию данных особенностей.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это клинически разнородная группа расстройств психологического развития, характеризующаяся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий [4, c. 6].

В настоящее время выделяют несколько классификаций РАС, но в данной работе мы затронем именно ту, которая была изложена в международной классификации болезней десятого просмотра (МКБ-10). Данная конференция состоялась в 1989 году и в результате ее, под термином расстройство аутистического спектра были помещены следующие заболевания: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта, синдром Геллера, расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями, синдром Аспергера.

Так, коммуникация представляет собой процесс взаимодействия между людьми, который является важным компонентом в обмене и получении новой информации. Особый интерес со стороны психологов вызывает взаимодействие с детьми, имеющими аутистическое расстройство, ведь данная группа детей видит весь окружающей их мир совсем иначе, можно сказать, под определенным наклоном, в отличии от обычного человека. Раскрыть загадки этого тайного мира и дать ему научное объяснение – вот задача ученых психологов и педагогов, которые справляются с возложенной на них обязанностью. В этой работе мы попытаемся полностью погрузится во вселенную этих детей и раскрыть много интересных фактов, повествующих о функциональном взаимодействии такого вида отношений как «родитель-ребенок». А так как в психологии выделяют два вида коммуникации, таких как вербальное и невербальное общение, то мы разберем каждое с уклоном на аутистическое расстройство.

У детей с данным видом расстройства степень проявления коммуникации разная и специалисты, работая порой с тяжелыми случаями протекания данного расстройства, для установления особенностей коммуникаций, прибегают к использованию так называемой «Матрицы коммуникации» или как ее еще называют «Матрица общения». Ее основатель Чарити Роуленд. Суть данной таблицы заключается в том, чтобы определить на каком уровне и на какой стадии овладения коммуникацией находится ребенок.

Данная матрица состоит из семи 7 уровней: 1 уровень – ненамеренное поведение, 2 уровень – намеренное поведение, 3 уровень – нестандартное общение, 4 уровень – стандартное общение, 5 уровень – конкретные символы, 6 уровень – абстрактные символы и 7 уровень – язык.  Помимо уровней матрица ссылается на четыре основных принципа коммуникации – получение желаемого, отказ от не желаемого, участие в социальном взаимодействии и поиск информации [3, c. 41].

Первая стадия, которая получила название ненамеренное поведение, характеризуется тем, что ребенок неосознанно показывает свое поведение, то есть имеется в виду, что он не может его как-либо контролировать, но при этом мы можем зрительно констатировать у ребенка общее состояние – находится он в бодрствовании или наоборот сонлив, испытывает чувства голода или сыт и тому подобное. Второй уровень характеризуется тем, что ребенок создает какое-то намеренное поведение. Третий уровень заключается в том, что ребенок идет на общение, но при этом коммуникативное поведение становится более нестандартным. Четвертая стадия более коммуникативная по сравнению с вышеперечисленными, здесь ребенок стремится к стандартному намеренному общению, в результате которого задействованы конкретные символы, такие как указание на предмет и использование жестов. Пятая стадия связана с общением, в котором используются слоги и звуки, а также более конкретные символы в виде картинок. Шестая стадия характеризуется применением абстрактных символов. Седьмая стадия заключается в том, что ребенок переходит к полноценной коммуникации, в которой используются вербальные и невербальные компоненты общения.

Матрица общения позволяет оценить уровень коммуникативных способностей у детей, в том числе и с аутистическим спектром, что в свою очередь, помогает специалистам структурировать и учитывать индивидуальные потребности каждого ребенка. Это способствует улучшению его навыков общения с внешним миром. 

Вернемся к вербальным навыкам коммуникации, данный вид общения является самым универсальным и часто используемым при взаимодействии. Он характеризуется передачей информации от одного человека к другому посредством речи. Так к данному виду коммуникаций относят как письменную, так и устную речь, которая воспроизводится с помощью знаковых систем – языка и письменности. То есть любая информация, которая транслируется с помощью речи и воспринимается через слух, относится к видам вербального общения.

Основные симптомы расстройств аутистического спектра появляются у детей до трех лет и связаны с нарушением вербальной коммуникации – а именно в развитии речи, которые характеризуются сокращением словарного запаса, скудностью речи, нарушением грамматики, особенностью интонации, неспособностью говорить какие-то фразы без самостоятельного конструирования предложения и недостатком интереса при разговоре. Все это нам позволяет разделить речь детей с аутистическим расстройством на несколько групп, учитывающих их патологию:

1. Неправильное использование местоимений.

Ребенок, когда пытается что-то спросить у взрослых, никогда не использует местоимение «я», вместо него в речи задействованы другие местоимения, чаще всего «мы».

 

2. Расстройство речи, связанное со смысловой постройкой предложения.

Ребенок, часто не договаривает сказанные им структуры предложения, меняет местами слова, что затрудняет понимание сказанного.

 

3. Расстройство речи, связанное с кататонической природой.

Ребенок пытается говорить очень растянуто, речь, затухающая с использованием эхолалии.

Говоря про речь как средство коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра, хотелось бы более подробно остановиться на эхолалии, так как эта особенность часто используется в речи у данного типа. Как мы говорили ранее, эхолалия может проявиться сразу после услышанного или спустя время. Некоторые ученые полагают о том, что данное повторение раннее услышанных слов происходит без преследования каких-либо целей, свидетельствующих о тяжести протекания расстройства. Другие ученые, напротив, считают, что эхолалия является способом наладить социальный контакт, когда ребенок сталкивается с немонетным ему речевым оборотом [2, с. 27]. В связи с чем ее делят на две группы - коммуникативную и некоммуникативную. Дети с расстройством аутистического спектра чаще всего в обороте своей речи используют коммуникативную речь, которая направлена на целесообразное обращение за помощью, вопросом или для выражения негодования. 

Для ведения коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра недостаточно использовать с ними разговорную речь, она должна сопровождаться адаптивными сообщениями, которые будут выражены в качестве текста с картинками или графическими изображениями. Помимо этого, для лучшей коммуникации можно использовать и невербальные средства общения, которые будут обращены к ребенку в виде жестов. Но если даже использовать все эти методы, то ребенку с аутистическим расстройством тяжело будет заговорить с человеком или задать ему какой-либо вопрос, выразить свои мысли. Нужны определенные занятия, которые будут налаживать процесс коммуникации. В настоящее время это стало более доступно, так ребенок может заниматься онлайн с использованием компьютерной техники, помогающей развить навык вербальной коммуникации [1, с. 7]. Это было продемонстрировано в исследовании Гусева Н.Ю., результатом которого стало то, что онлайн занятия помогли детям с данным типом расстройством лучше понимать сказанную им информацию, за счет более яркого, детализированного и визуализированного объяснения через картинки, которые помогли закрепить навыки и довести их до автоматизма. Использование современных технологий при правильном подходе могут выступать в роли хорошего помощника для развития коммуникативных навыков, направленных на социализацию детей с РАС.

Когда мы говорили про вербальные навыки, мы затронули два аспекта – речь и письменность, хотелось бы сейчас более подробно изложить о следующем составляющем данного компонента - письменности. 

Для ребенка, имеющего расстройство аутистического спектра формирование письменного навыка представляет сложный и скоропостижный труд. Так, из-за отсутствие мышечного тонуса, данному типу детей тяжело удерживать в правильном положении ручку и регулировать нажим на бумагу. Поэтому обучение письменности обычными методами, которые используются при работе со здоровыми детьми не совсем корректны по отношению к особенным детям. Отсюда выделяют несколько этапов формирования письма:

  • На первом этапе учим правильно ребенка сидеть за столом, а также держать ручку и тетрадь.
  • На втором этапе учимся писать элементы букв.
  • Третий этап, характеризуется соединением двух вышеперечисленных этапов, которые направлены на написание полностью букв из отдельных элементов.
  • Четвертый этап, заключается в написании полных слов.

Но чтобы научить ребенка с РАС письменности недостаточно придерживаться данного алгоритма, так как данный тип детей испытывает трудности в моторике, которые необходимо преодолеть. Для ее развития детям предлагают определенные игры, примером могут служить рисование, лепка, конструирование из мелких деталей LEGO. Постепенно происходит освоение мелкой моторики и спустя уже несколько месяцев наблюдается видимый результат. Первые попытки письма проводятся за счёт манипуляций руки ребенка, но затем такой вид физической помощи сокращается, способствуя становлению самостоятельной письменности. Помимо всего этого, для еще лучшего освоения письма, подбирается трехгранный, на прорезиненной основе тип ручек. Так спустя год обучения у ребенка формируется навык письменности, как средство вербальной коммуникации. Но не стоит забывать, что это возможно только в том случае, если соблюдать психолого-педагогические условия обучения у детей с расстройством аутистического спектра.   

Невербальная коммуникация олицетворяет собой неотъемлемую структуру в социальных взаимоотношениях и также представляет собой совокупность жестов, знаков, мимики и пантомимики. У ребенка с РАС особенно видны нарушения в невербальном типе общения, заключающиеся в том, что дети не могут установить зрительный контакт со взрослыми и не протягивают руки к своим родителям, чтобы те в свою очередь взяли их. В то время как ребенок с нормальным психологическим развитием напротив идёт к родителям. В некоторых эпизодах дети с данным видом расстройства могут протянуть руку к предмету, но попытки взять его не совершают. При коммуникации с родителями или окружающими их людьми, дети не способны выражать какие-то эмоции, мимика демонстрируется также скудно. Особый интерес представляет взгляд, который может быть направлен на члена семьи, но он будет устремлен сквозь или даже вдоль собеседника. Помимо всего этого им тяжело считывать эмоции других людей, они не понимают, когда человеку грустно или весело, что сказывается на их отрицательном социальном взаимодействии.

У таких детей родители играют очень важную роль в процессе невербального общения. Потому что именно они устанавливают и налаживают взаимодействие, исходя из коммуникативных невербальных показателей, которые им удалось распознать в поведении своего ребенка.  Но какие бы невербальные действия не были бы совершены, их надо воспринимать как попытки, пусть даже неудачные, сообщить что-либо окружающим его людям. 

Таким образом, были разобраны важные аспекты коммуникации у детей с РАС, детально рассказано то, с какими трудностями сталкиваются семьи и то, как их можно преодолеть. Несмотря на данное расстройство, оно не является приговором для родителей и их чад. В данной работе были приведены примеры того, как дети учились писать, имея серьезные отклонения. Это играет не мало важную роль для социализации ребенка и доказывает, что данные дети способны обучаться. Главное найти правильный подход к каждому ребёнку.

Список литературы

  1. Гусева, Н Ю. Применение дистанционных технологий в обучении детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18, №2 (67). – С. 6-13
  2. Мамохина, У.А. Особенности речи при расстройствах аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. – 2017. - Т. 15. - №3. - С. 27
  3. Микляева, Н.В.  Изучение, образование и реабилитация лиц с РАС: учебное пособие для вузов / Н.В. Микляева, М.Н. Ромусик, Е.В. Мелина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — С. 41
  4. Расстройства аутистического спектра: Клинические рекомендации / Ассоциация психиатров и психологов за научно-обоснованную практику. — Минздрав РФ, 2020. — С. 6
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее