Банкротство финансовых организаций регулируется ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ [8]. В соответствии с законом о банкротстве [9] под определение финансовых организаций попадает ряд организаций, включая кредитные организации, на примере которых будут разобраны актуальные проблемы банкротства финансовых организаций.
Функции ликвидатора и конкурсного управляющего всех финансовых организаций, перечисленных в указанном законе, исполняет государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). Учитывая либеральные принципы, на основе которых был создан закон, регулирующий банкротство финансовых организаций, это является нарушениям разграничения функций сосредоточенности исполнительной власти – в этом случае власти исполнения ликвидации и управления. Например, после признания ПАО «Татфондбанк» банкротом решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2017 г. (дата объявления резолютивной части – 11 апреля 2017 г.) по делу № А65-5821/2017 [3], а конкурсным управляющим «Танфондбанка» стало «АСВ».
Сосредоточенность власти в руках «Агентства по страхованию вкладов» также негативно влияет на сроки ликвидации задолженности кредитных организаций на стадии конкурсного управления. Также, приводя в пример ПАО «Татфондбанк», следует вспомнить хронологию событий:
- Декабрь 2016 г. – объявление вотума недоверия в отношении ПАО «Татфондбанк», инициирование переговоров относительно возможности финансового оздоровления [2];
- 3 марта 2017 г. – отзыв лицензии Центробанком РФ у «Татфондбанка»;
- 17 апреля 2017 г. – объявление «Татфондбанка» банкротом решением суда;
- Неоднократное продление срока конкурсного управления решением суда;
- 22 июля 2020 г. – продление срока конкурсного производства до 14 января 2021 г. [4]
Таким образом, можно наблюдать нарушение правила сроков продления конкурсного производства: по общим правилам, процедуру конкурсного производства можно ввести сроком на один год и продлевать не более, чем на 6 месяцев. Либо можно считать, что толкование нормы неверно, и следует ее конкретизировать.
В отношении кредитных организаций установлен слишком короткий срок неплатежеспособности по сравнению с другими юридическими лицами в целом и финансовыми организациями в частности. Одним из критериев выступает неплатежеспособность кредитной организации в отношении выплат сотрудникам – не более 14 рабочих дней суммой не более 100 тысяч рублей в совокупности согласно закону [9]. По общим правилам закона о банкротстве признаки банкротства при анализе финансового состояния организации считаются в совокупности. Правило исключается в отношении ликвидируемых организаций и кредитных организаций. У ликвидируемых организаций должна наблюдаться задолженность по платежам не менее 14 календарных дней, а также отозванная лицензия. На этапе возбуждения дела о банкротстве у кредитной организации должна быть отозвана лицензия. Соответственно, здесь наблюдается как правовая коллизия – столкновение норм, так и слишком широкое использование ЦБ РФ своих полномочий, так как вопросы отзыва лицензий и «финансовой смерти» кредитной организации решается с легкой руки ЦБ РФ [10].
Помимо короткого срока неплатежеспособности, слишком широкого круга полномочий ЦБ РФ и АСВ, агрессивного контроля акционеров крупных банков, которыми часто выступают Правительства регионов (на деле снимающими с себя ответственность вместо контроля кредитных организаций [7]), существует ряд коллизионных проблем в отношении банкротства кредитных организаций. Остается только сожалеть о том, что в ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)» существуют только право применения ЦБ РФ мер по предупреждению банкротства к кредитной организации, а не обязанность.
Список литературы
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 16.11.2021) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (Дата обращения: 01.12.2021)
- Преступные махинации: как один банк «ударил» по регионам // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://regnum.ru/news/2770365.html (Дата обращения: 01.12.2021)
- Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 апреля 2017 г. (дата объявления резолютивной части – 11 апреля 2017 г.) по делу № А65-5821/2017 // Официальный сайт Арбитражного суда РТ
- Сведения о продлении срока проведения расчетов с кредиторами первой очереди ПАО «Татфондбанк» // Официальный сайт «АСВ» // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.asv.org.ru/news/155302 (Дата обращения: 01.12.2021)
- Суд признал Татфондбанк банкротом // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/557886 (Дата обращения: 01.12.2021)
- Тарасенко О. А. Банкротство кредитных организаций: особенности и проблемы правового регулирования – М.: Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8 (69) август – с. 86-94
- Татфондбанк лишился лицензии // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3230971 (Дата обращения: 01.12.2021)
- Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (Дата обращения: 01.12.2021)
- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения: 01.12.2021)
- Шишмарева Т. П. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его применения: учебное пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. — М.: Статут, 2015.