Введение
Студенчество – период интенсивного интеллектуального, социального и личностного развития, но одновременно и время значительных психоэмоциональных нагрузок. Стресс, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые ему требования, становится неотъемлемым спутником жизни многих студентов высших учебных заведений. Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к студентам, что способствует физическим и психическим перегрузкам. Учебные программы, экзаменационные сессии, социальная адаптация и финансовые трудности негативно сказываются на качестве жизни обучающихся [6]. Исследование влияния стресса на здоровье студентов актуально для разработки эффективных профилактических мер.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем стресса и показателями здоровья у студентов, а также предложить рекомендации по его снижению.
Гипотезы исследования:
Высокий уровень стресса коррелирует с ухудшением физического (утомляемость, частые заболевания) и психического (тревожность, депрессия) здоровья.
По мнению современных ученых, использование активных копинг-стратегий повышает стрессоустойчивость студентов.
Теоретические основы исследования
1. Концепция стресса в современной науке
Теория Г. Селье (общий адаптационный синдром) определяет стресс как неспецифическую реакцию организма на внешние раздражители [2]. В рамках транзакционной модели Р. Лазаруса подчеркивается роль когнитивной оценки в формировании стрессовой реакции [5]. Биопсихосоциальная модель здоровья интегрирует биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на стрессоустойчивость [4].
2. При рассмотрении феномена стресса в студенческой среде следует выделить основные факторы, влияющие на учащихся:
- Академические (экзамены, дедлайны);
- Социальные (адаптация, конфликты);
- Экономические трудности (финансовая нестабильность) [4].
Результаты научных наблюдений показывают, что хронический стресс приводит к физиологическим нарушениям (снижение иммунитета, головные боли, нарушения сна), а также к психическим расстройствам (тревожность, депрессия).
Методы исследования
Исследование проводилось на основе данных, полученных теоретическим и эмпирическим путем.
Теоретические методы включали в себя:
- Анализ научной литературы по психологии стресса и здоровью;
- Систематизация данных современных исследований.
Эмпирические методы изучения стресса (применяются в дальнейших исследованиях):
- Анкетирование (шкалы PSS, HADS);
- Физиологические измерения (кортизол, ЧСС);
- Статистический анализ данных.
Результаты и обсуждение
По результатам исследования была отмечена корреляция стресса и изменений показателей физического здоровья:
У 65% опрошенных студентов отметили повышенную утомляемость в период сессии. Студенты с высоким уровнем стресса чаще болели ОРВИ (p < 0,05). Нарушения сна было фиксировано у 45% респондентов [1].
Влияние стресса на психическое здоровье проявлялось в повышенной тревожности (по шкале HADS – 65% студентов). Депрессивные симптомы отмечены у 30% [1].
Среди методов профилактики стресса у студентов высших учебных заведений ведущую роль занимают копинг-стратегии, которые делятся на
- Активные стратегии (планирование, физическая активность) снижают уровень стресса [3].;
- Пассивные стратегии (избегание, употребление алкоголя) усугубляют состояние [3].
Рекомендации по снижению стресса
1. Индивидуальные меры, включающие в пропаганду здорового образа жизни, себя регулярную физическую активность, техники релаксации (медитация, дыхательные упражнения).
2. Институциональные меры - внедрение программ психологической поддержки в вузах, введение тренингов по стресс-менеджменту, обучение тайм-менеджменту и копинг-стратегиям, а также оптимизация учебной нагрузки.
Заключение
Проведенное исследование подтвердило взаимосвязь между высоким уровнем стресса и ухудшением здоровья студентов. Активные копинг-стратегии способствуют повышению стрессоустойчивости. Разработка комплексных профилактических программ, учитывающих биопсихосоциальные аспекты, может способствовать повышению стрессоустойчивости и улучшению качества жизни студентов.
Список литературы
- Абабков, В. А., Перре, М. (2014). Адаптация к стрессу. СПб.: Речь
- Селье, Г. (1976). Стресс без дистресса. Москва: Прогресс
- Щербатых, Ю. В. (2016). Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер
- Cohen S., Janicki-Deverts D., Miller G. E. Psychological stress and disease // JAMA. – 2007. – Vol. 298(14). – P. 1685–1687
- Engel G. L. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. – 1977. – Vol. 196. – P. 129–136
- Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. – New York: Springer, 1984