ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

36

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (224), Июнь ‘25

Поделиться

В статье рассматривается влияние стрессовых ситуаций на физическое и психическое здоровье студентов вузов. На основе анализа современных теоретических подходов и эмпирических данных выявляется взаимосвязь между уровнем стресса и показателями здоровья. Предложены рекомендации по снижению стрессовой нагрузки в студенческой среде.

Введение

Студенчество – период интенсивного интеллектуального, социального и личностного развития, но одновременно и время значительных психоэмоциональных нагрузок. Стресс, как неспецифическая реакция организма на предъявляемые ему требования, становится неотъемлемым спутником жизни многих студентов высших учебных заведений.  Современная образовательная среда предъявляет высокие требования к студентам, что способствует физическим и психическим перегрузкам. Учебные программы, экзаменационные сессии, социальная адаптация и финансовые трудности негативно сказываются на качестве жизни обучающихся [6]. Исследование влияния стресса на здоровье студентов актуально для разработки эффективных профилактических мер.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между уровнем стресса и показателями здоровья у студентов, а также предложить рекомендации по его снижению.

Гипотезы исследования:

Высокий уровень стресса коррелирует с ухудшением физического (утомляемость, частые заболевания) и психического (тревожность, депрессия) здоровья.

По мнению современных ученых, использование активных копинг-стратегий повышает стрессоустойчивость студентов.

Теоретические основы исследования

1. Концепция стресса в современной науке

Теория Г. Селье (общий адаптационный синдром) определяет стресс как неспецифическую реакцию организма на внешние раздражители [2]. В рамках транзакционной модели Р. Лазаруса подчеркивается роль когнитивной оценки в формировании стрессовой реакции [5]. Биопсихосоциальная модель здоровья интегрирует биологические, психологические и социальные факторы, влияющие на стрессоустойчивость [4].

2. При рассмотрении феномена стресса в студенческой среде следует выделить основные факторы, влияющие на учащихся:

- Академические (экзамены, дедлайны);

- Социальные (адаптация, конфликты);

- Экономические трудности (финансовая нестабильность) [4].

Результаты научных наблюдений показывают, что хронический стресс приводит к физиологическим нарушениям (снижение иммунитета, головные боли, нарушения сна), а также к психическим расстройствам (тревожность, депрессия).

Методы исследования

Исследование проводилось на основе данных, полученных теоретическим и эмпирическим путем.

Теоретические методы включали в себя:

- Анализ научной литературы по психологии стресса и здоровью;

- Систематизация данных современных исследований.

Эмпирические методы изучения стресса (применяются в дальнейших исследованиях):

- Анкетирование (шкалы PSS, HADS);

- Физиологические измерения (кортизол, ЧСС);

- Статистический анализ данных.

Результаты и обсуждение

По результатам исследования была отмечена корреляция стресса и изменений показателей физического здоровья:

У 65% опрошенных студентов отметили повышенную утомляемость в период сессии. Студенты с высоким уровнем стресса чаще болели ОРВИ (p < 0,05). Нарушения сна было фиксировано у 45% респондентов [1].

Влияние стресса на психическое здоровье проявлялось в повышенной тревожности (по шкале HADS – 65% студентов). Депрессивные симптомы отмечены у 30% [1].

Среди методов профилактики стресса у студентов высших учебных заведений ведущую роль занимают копинг-стратегии, которые делятся на 

  1. Активные стратегии (планирование, физическая активность) снижают уровень стресса [3].;
  2. Пассивные стратегии (избегание, употребление алкоголя) усугубляют состояние [3].

Рекомендации по снижению стресса

1. Индивидуальные меры, включающие в пропаганду здорового образа жизни, себя регулярную физическую активность, техники релаксации (медитация, дыхательные упражнения).

2. Институциональные меры - внедрение программ психологической поддержки в вузах, введение тренингов по стресс-менеджменту, обучение тайм-менеджменту и копинг-стратегиям, а также оптимизация учебной нагрузки.

Заключение

Проведенное исследование подтвердило взаимосвязь между высоким уровнем стресса и ухудшением здоровья студентов. Активные копинг-стратегии способствуют повышению стрессоустойчивости. Разработка комплексных профилактических программ, учитывающих биопсихосоциальные аспекты, может способствовать повышению стрессоустойчивости и улучшению качества жизни студентов.

Список литературы

  1. Абабков, В. А., Перре, М. (2014). Адаптация к стрессу. СПб.: Речь
  2. Селье, Г. (1976). Стресс без дистресса. Москва: Прогресс
  3. Щербатых, Ю. В. (2016). Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер
  4. Cohen S., Janicki-Deverts D., Miller G. E. Psychological stress and disease // JAMA. – 2007. – Vol. 298(14). – P. 1685–1687
  5. Engel G. L. The need for a new medical model: A challenge for biomedicine // Science. – 1977. – Vol. 196. – P. 129–136
  6. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. – New York: Springer, 1984
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее