Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности в младшем подростковом возрасте

Взаимосвязь самооценки и уровня тревожности в младшем подростковом возрасте

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

352

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (77), август ‘22

Дата публикации 07.08.2022

Поделиться

В статье произведен теоретический анализ наличия взаимосвязи уровня самооценки и уровня тревожности. Эмпирическим исследованием подтверждается, что взаимосвязь между самооценкой младших подростков и уровнем тревожности есть.

Начало подросткового возраста называют «кризисным» и весьма сложным для человека, так как именно в этот период в организме происходит психофизиологические изменения, которые влияют не только на внутренние ощущения младшего подростка, но и оказывают влияние на отношение подростка к самому себе и окружающим его людям.

И, определенную роль в становлении человека, его успешности и самореализации, места в обществе и системе личностных отношений занимает самооценка.
Кроме того, оказываясь так или иначе в разных жизненных ситуациях, младший подросток может испытывать тревогу за то, как к нему отнесется окружение, сверстники и учителя.

Эмоциональное поведение подростков не характеризуется одним действием гормонов, все зависит от условий, в которых воспитывается подросток, а также от многих социальных факторов. Психологические трудности взросления, неправильно сформированный образ собственного "Я" в большинстве случаев могут отразиться на последующих годах жизни человека из-за соответствующей эмоциональной тревожности у младших подростков. [2]

Самооценка и тревожность являются индивидуальными психологическими особенностями личности, формирующимися прижизненно. Вопрос о том, как связана самооценка и тревожность остается наиболее актуальным в изучении данных качеств.

В подростковый период активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

Таким образом, постепенно у подростка формируется Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению своего поведения. Вместе с тем исследователи отмечают значительную неустойчивость самооценки в младшем подростковом возрасте, указывая на ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям.

С.Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд состояний – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. [4] В качестве факторов, имеющих большое значение для формирования самооценки у подростков, отечественные и зарубежные исследователи называют общение со сверстниками, характер общения и взаимодействия с родителями, их поддержку, меру участия и руководства, а также удовлетворенность совместной деятельностью. В качестве значимых условий формирования самооценки подростка выступают также деятельность школьника (чаще всего учебная), неудачи и достижения в ней, внешние оценки и включенность подростка в систему межличностных отношений.

Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Возникновение и закрепление тревожности связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. До подросткового возраста тревожность является производной широкого круга семейных нарушений.

Тревожность - качество личности с широким спектром влияния: успеваемость в школе, отношения со сверстниками и родителями, ощущения себя в обществе, самооценка, здоровье - на все это тревожность оказывает влияние. [1]

Механизм закрепления и усиления тревожности представляется как «замкнутый психологический круг», ведущий к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта, который, порождая в свою очередь негативные прогностические оценки и определяя во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению и сохранению тревожности.

Выявление и предупреждение тревожности у ребенка имеет большое значение для его дальнейшего развития, но также нужно учитывать индивидуальные особенности каждого подростка и влияния на другие его личностные качества тревожности.

Личность с повышенным уровнем тревожности, а именно с личностной тревожностью, более склонна воспринимать угрозу своей самооценке. Как правило, у нее формируется заниженная самооценка, которая не является адекватной. Типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

Очевидно, что дети, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.

В ходе эмпирического исследования, которое проводилось среди учащихся 5-ых классов, были проведены методики «Лесенка» и «Тест на определение самооценки у подростков» по методике Р.В. Овчаровой. Кроме того, чтобы определить уровень тревожности у младших подростков, были использованы методики шкалы Спилберга-Ханна для определения личностной и ситуативной тревожности. [3]

По результатам проведенных методик на определение уровня самооценки, получены следующие результаты:

 

  1. По мнению подростков о самих себе: большинство участников опроса (14 человек) находятся в категории “Адекватная самооценка”, относительно ключа методики. Но также, стоит отметить, что 5 человек, что для выборки в 20 человек значительное количество, имеют заниженную и низкую самооценку.
  2. По мнению подростков, родители их оценили бы так: более 50% опрошенных (14 человек) посчитали, что родители видят их на лидирующей позиции в ступени, что может говорить о высоком уровне поддержки и любви между участниками опроса и их родителями. Отметим, что позиции “Низкая самооценка” и “Резко заниженная самооценка” отсутствуют.
  3. По мнению подростков, учителя оценили бы их так: В последней таблице, как и в первой преобладает показатель “Адекватная самооценка”, но также 6 человек считают, что их учитель ставит учащегося на первое место. Обратим внимание, что в данной части опроса, в результатах первый раз есть показатель “Резко заниженная самооценка”, мы полагаем, что это может быть связано с плохими и не дружескими отношениями между учителем и учеником.

 

По результатам проведенных методик о личностной и ситуативной тревожности младших подростков:

18 человек из 20 опрошенных имеют высокий уровень тревожности, что может говорить о переживаниях дома, на учебе, перед экзаменами, которые в их школе проводятся с 5-ого класса и проводились перед поступлением в 5 класс.

В низком уровне ситуативной тревожности нет ни одного человека, все участники тестирования по результатам находятся либо в группе средней тревожности, либо в ее высоком проявлении.

Проведен математический статистический метод корреляции Пирсона, который показал наличие взаимосвязи двух переменных, представленных нами для исследования о самооценке и тревожности младших подростков.

Самооценка и тревожность, являясь компонентами личности должны присутствовать и проявляться у ученика на адекватном уровне, не мешая его жизни, уменьшая своим проявлением его успехи и возможности.

Необходимо своевременно узнавать о проблемах и внутреннем состоянии младших подростков для оказания помощи и поддержки в их становлении.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. – М.:  Просвещение, 2008.
  2. Болотова Н. П, Шпукова В. Н. Развитие личности ребенка через его  эмоциональное здоровье. М. 2011.
  3. Овчарова А.П. Понятие «Психолого-педагогическое сопровождение детей  младшего школьного возраста» как педагогическая категория //  Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Спб.:  2012.
  4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. Человек и мир. – М., 1973.
  5. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2017.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее