ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

59

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (223), Июнь ‘25

Поделиться

В статье характеризуются современные тенденции правового регулирования и реализации режима чрезвычайного положения. С позиций теории и практики показаны предпосылки целесообразного внесения изменений в законодательство. Делается акцент на конкретизацию понятийного аппарата в исследуемой сфере.

Актуальность исследования заключается в том, что режим чрезвычайного положения (ЧП) представляет собой важный правовой инструмент, который используется государствами для обеспечения общественной безопасности в условиях кризиса. Введение такого режима может быть вызвано различными факторами, включая природные катастрофы, военные конфликты, террористические угрозы или эпидемии. В условиях ЧП государство получает возможность временно ограничивать некоторые права и свободы граждан, что вызывает множество правовых и этических вопросов.

Режим чрезвычайного положения представляет собой специфическую правовую категорию, которая вводится в ответ на угрозу государственной или общественной безопасности, требующую немедленных и масштабных мер. Основная цель его введения заключается в обеспечении защиты жизни и здоровья граждан, а также сохранении целостности государства в условиях кризиса.

Определение режима чрезвычайного положения может варьироваться в зависимости от правовых систем разных государств, однако ключевыми аспектами остаются неизменными. Обычно в рамках данного режима государства получают право вводить особые меры, временно приостанавливать или ограничивать действия ряда норм, что обусловлено необходимостью преодоления кризисной ситуации. Чаще всего такие меры включают в себя ограничение свободы передвижения, использование ресурсов и оборудования для нужд обороны, а также возможность взаимодействия с правоохранительными и военными структурами [1, с.100].

Одним из главных аспектов режима чрезвычайного положения является его временный характер. Он должен быть обоснован как в юридическом, так и в фактическом смысле. Законодательство описывает конкретные условия и порядок его введения, что способствует избеганию произвольного применения данных мер. В большинстве стран предусмотрены четкие временные рамки, по истечении которых режим должен быть снят или продлён на основании решения законодательного органа [2].

И что немаловажно, когда мы говорим о Российской Федерации и её государственно-правовой системе, то можно смело сказать о рассматриваемом нами институте как об одной из важнейших ее частей.

Режим чрезвычайного положения может носить различные формы, от полного ограничения прав и свобод граждан до частичной мобилизации ресурсов и кадров. Каждая страна вбирает в себя уникальные социокультурные особенности, которые воздействуют на практику применения ЧП. В некоторых случаях законы допускают введение режима в результате природных катаклизмов, эпидемий или угроз, связанных с терроризмом.

Важно также акцентировать внимание на том, что введение режима требует высокой степени ответственности от государственных органов, так как любое злоупотребление может повлечь за собой серьезные последствия для правового порядка. Необузданная власть в условиях ЧП может привести к авторитарным тенденциям, когда ограничения на права и свободы становятся постоянными, что создает угрозу демократии.

Правовые механизмы, обеспечивающие благополучие общества в условиях внедрения чрезвычайного положения, должны быть надежными и сбалансированными. Необходимость в жестком контроле и балансировании интересов государства и общества становится особенно актуальной. Защита прав граждан, даже в условиях критической ситуации, должно оставаться одним из приоритетов, что требует четкого законодательного регулирования и правоприменительной практики [2].

Чрезвычайное положение подразумевает введение специфических правовых норм, которые существенно ограничивают объем свобод и прав граждан. Эти ограничения могут быть вызваны различными факторами: природными катастрофами, террористическими угрозами, массовыми беспорядками и другими ситуациями, когда нормальные механизмы управления обществом и государством оказываются недостаточными для обеспечения безопасности.

Законодательство разных стран устанавливает перечень свобод и прав, которые могут быть приостановлены или ограничены в условиях чрезвычайного положения. Например, это может касаться свободы передвижения, свободы собраний и выражения мнений. Важно отметить, что любые ограничения должны основываться на принципах необходимости и соразмерности. Зачастую, правительство должно предоставить обоснования для введения тех или иных мер, демонстрируя, что существующие угрозы требуют именно таких ограничений.

При введении режима чрезвычайного положения, особое внимание уделяется соблюдению прав человека. Международные правовые акты, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах, содержат положения, в которых оговариваются основные принципы, касающиеся введения ограничений в условиях таких ситуаций. Прежде всего, государства обязаны следить за тем, чтобы любые меры не нарушали базовых прав, таких как право на жизнь, запрещение пыток и бесчеловечного обращения [4].

Указанная позиция является достаточно дискуссионной, так как автор в определении режима чрезвычайного положения допускает логическую ошибку «подмена понятия»: чрезвычайное положение подменяется законодательством о чрезвычайном положении.

Исходя из всего описанного выше, можно сделать вывод о том, что современные вызовы показывают, что зоны риска могут меняться, и необходимо постоянно адаптировать правовые нормы к новым реалиям. Актуальность правовых ограничений возникает не только в условиях военных конфликтов или природных бедствий, но и в связи с пандемиями и другими глобальными угрозами. Следовательно, правовая основа, касающаяся режима чрезвычайного положения, требует постоянного мониторинга и обновления в соответствии с изменениями в обществе и мире.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ . – 26.12.1994. – N 35. – ст. 3649
  2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 02.11.2023) «О чрезвычайном положении»// Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. – N 23. – ст. 2277
  3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 16.06.2022) «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» URL: https://base.garant.ru/186620/ (дата обращения: 18.01.2025)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 358 «О внесении изменения в Положение о Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернетпортал правовой информации. – Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ (дата обращения: 18.01.2025)
  5. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 N 304 (ред. от 20.12.2019) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» URL: https://base.garant.ru/12153609/ (дата обращения: 18.01.2025)
  6. Басов А.В. Чрезвычайное положение: понятие и признаки // Вопросы российского и международного права. – 2017. Том 7. – № 10А. – С. 99-106
  7. Богатырев М. Р. Осуществление правотворческой деятельности государством в условиях чрезвычайных ситуаций // Северо-Кавказский юридический вестник. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 30.10.2023)
  8. Кисляков А. И. Силы и средства, обеспечивающие возможность нормального функционирования режима чрезвычайного положения / А. И. Кисляков, Д. В. Цулин // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. – 2021. – № 15. – С. 313-316. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47974927 (дата обращения: 01.10.2022)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее