Эффективность и качество выполняемых боевых задач в период тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций напрямую зависит от грамотных и своевременных принятых управленческих решений. Все решения на месте пожара или в зоне чрезвычайной ситуации, принимает руководитель тушения пожара или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которые назначаются в установленном порядке из числа должностных лиц пожарно-спасательных подразделений и аварийно-спасательных формирований. Для того, чтобы осуществлять руководство тушением пожара или ликвидацией чрезвычайной ситуации, должностное лицо из числа руководящего состава соответствующего уровня должно быть аттестовано на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Порядок аттестации регламентирован Приказом МЧС России от 20 октября 2017 года № 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций».
Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1. Перечень аттестационных комиссий
Работу аттестационных комиссий возглавляют председатели, назначаемые из следующих категорий руководящего состава структурных подразделений МЧС России, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2. Председатели аттестационных комиссий
Порядок работы аттестационных комиссий определяется положением об аттестационной комиссии. В состав аттестационных комиссий входят председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь. Аттестации подлежат аттестуемые лица следующих подразделений, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3. Аттестуемые должностные лица
Аттестация проводится с периодичностью один раз в пять лет в отношении всех категорий аттестуемых лиц.
Каждой оперативной должности должно соответствовать руководство одним из следующих видов работ:
- Руководство тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайной ситуации.
- Руководство тушением пожаров.
- Руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации.
Аттестация состоит из практической и теоретической частей. Практическая часть аттестации включает в себя отработку практических навыков и умений, а теоретическая часть аттестации включает в себя решение экзаменационных билетов. Аттестуемое лицо, не прошедшее аттестацию или одну из ее частей, допускается к повторному прохождению аттестации, но не более двух раз, не ранее чем через один месяц.
Как правило, практическая часть состоит из приема трех и более нормативов по пожарно-строевой подготовке. Исходя из условий каждого положения, члены комиссии сами определяют перечень обязательных и дополнительных нормативов для сдачи. Цель практической части – оценить уровень профессиональной подготовленности руководящего состава для выполнения боевых задач, связанных с тушением пожара и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Теоретическая часть состоит из нескольких вопросов и решения одной или более задач по расчету сил и средств, необходимых для локализации или ликвидации очага пожара. Перечень вопросов и типовых задач определен положением каждой комиссии.
После успешного прохождения всех этапов аттестации, должностные лица допускаются к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, связанных с организацией работ по тушению пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также работ по проведению аварийно-спасательных и специальных работ.
Сотрудники, имеющие опыт практической работы в течении нескольких лет, проходя очередную аттестацию, как правило, не испытывают особых затруднением с прохождение всех вышеназванных этапов. Для них – это, прежде всего, часть их повседневной служебной деятельности. Опыт участия в тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций в течении их служебной деятельности, позволяет им достойно подтвердить высокий уровень своей профессиональной подготовленности, что нельзя сказать о должностных лицах, которые аттестуются впервые. В большинстве случаев, говоря о первом прохождении аттестации, подразумевается аттестация выпускников образовательных учреждений пожарно-спасательного профиля, которые пополнили ряды личного состава пожарно-спасательных подразделений. Отсутствие опыта практической работы или его наличие в минимальном объеме, не позволяет им отвечать на заданные вопросы, опираясь на конкретные примеры в виду того, что в ходе учебного процесса они не принимали участия в выполнении данных видов работ. При прохождении теоретической части, выпускникам приходится опираться только на знания и информацию, которые они получили из действующих нормативно-правовых актов в данной области.
Говоря о выпускниках образовательных учреждений пожарно-спасательного профиля, следует, прежде всего, отметить профильные учебные заведения МЧС России, к которым следует отнести следующие образовательные учреждения спасательного ведомства:
- Академия гражданской защиты МЧС России.
- Академия ГПС МЧС России.
- Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России.
- Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.
- Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России.
- Уральский институт ГПС МЧС России.
- Донецкий институт ГПС МЧС России.
- Воронежский институт повышения квалификации сотрудников ГПС МЧС России.
Ко всему прочему стоит так же добавить все учебные центры ФПС ГПС МЧС России, которые расположены в различных субъектах Российской Федерации, осуществляющих реализацию образовательных программ дополнительного профессионального образования.
Помимо профильных образовательных учреждений МЧС России, за обучение по различным специальностям пожарно-спасательного и пожарно-технического образования, осуществляют образовательные организации, не являющиеся структурными подразделениями МЧС России. К таким учреждениям можно отнести все учебные заведения среднего профессионального образования, осуществляющих реализацию образовательных программ по следующим направлениям:
- Пожарная безопасность.
- Техносферная безопасность.
- Защита в чрезвычайных ситуациях.
На территории Российской Федерации, насчитывается более 40 подобных образовательных учреждений, расположенных в различных субъектах Российской Федерации. Выпускники данных учреждений ежегодно пополняют ряды пожарно-спасательных подразделений всех видов пожарной охраны, занимая штатные должности от пожарного до помощника начальника караула, а в некоторых случаях, если уровень образования соответствует квалификационным требованиям, то и должности начальника караула пожарно-спасательного подразделения то или иного вида пожарной охраны.
Получив назначение на любую из вышеназванных должностей, выпускник должен пройти процедуру аттестации на право осуществления руководства тушения пожара или ликвидации чрезвычайной ситуации. При этом, в 85 % случаях, выпускники не имеют опыт практической работы в пожарно-спасательных подразделениях, что уже было отмечено в данной статье выше.
Основная цель аттестации – это оценка уровня готовности специалиста к осуществлению своих должностных обязанностей самостоятельно при руководстве боевым подразделением на месте пожара или чрезвычайной ситуации. От качества принятых им решений, будет зависеть не только исход проведенных работ по тушению пожара или по проведению аварийно-спасательных работ, но сохранность человеческих жизней людей, оказавшихся в беде и личного состава подразделения, выполняющих те или иные виды работ.
Все элементы аттестации должны быть организованы таким образом, чтобы учитывать все вышеуказанные требования к данной категории руководителей пожарно-спасательных подразделений.
В целях качественной подготовки аттестуемых и проверки уровня их подготовленности, процесс проведения аттестации предлагается разделить на три этапа:
I этап – предоставление и проверка документов об образовании кандидатов на аттестацию.
II этап – практическая часть аттестации.
III этап – теоретическая часть аттестации.
На первом этапе, руководители пожарно-спасательных подразделений должны предоставить полный пакет документов на каждого аттестуемого, регламентированного Приказом МЧС России в аттестационную комиссию.
На втором этапе, все аттестуемые обязаны будут пройти практические испытания, которые должны включать в себя ряд обязательных нормативов по пожарно-строевой подготовке, а также на решение каждой комиссии, ряд дополнительных нормативов по пожарно-строевой или тактико-специальной подготовки. Каждая комиссия в праве самостоятельно определять перечень практических испытаний, которые наиболее качественно позволяют оценить уровень профессиональной подготовки аттестуемых.
На третьем этапе, аттестационная комиссия собирается в полном составе. Все аттестуемые кандидаты получают билет с индивидуальным вариантом, состоящий из двух теоретических вопросов и одной пожарно-тактической задачи.
После подготовки и решения задачи, на которое отводится не более 30 минут для каждого аттестуемого, происходит опрос кандидата всеми членами комиссии. В обязательном порядке, аттестуемый обязан ответить на теоретические вопросы из полученного билета, а так же правильно решить пожарно-тактическую задачу. Опрос кандидата также может быть дополнен вопросами членов комиссии, независимо от того, как аттестуемый ответил на основные вопросы.
Решение об аттестации принимается коллегиально, с учетом мнений всех членов аттестационной комиссии.
Список литературы
- Федеральный закон от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
- Приказ МЧС России от 20 октября 2017 года № 450 «Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций»