ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ДЛЯ САЙТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ ДЛЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В СОЗДАНИИ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ДЛЯ САЙТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ ДЛЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

31

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (222), Май ‘25

Поделиться

В работе анализируется опыт Республики Татарстан в создании единого портала для сайтов государственных органов, рассматриваются правовые, организационные и технологические аспекты реализации проекта. Особое внимание уделено правовым вопросам, связанным с интеграцией различных государственных сервисов в единую цифровую платформу, а также анализу эффективности внедрения таких решений в контексте цифровизации государственного управления для Кыргызской Республики.

Цифровизация государственного управления, как часть глобального технологического перехода, в последние два десятилетия получила развитие в виде концепции электронного правительства (e-government). Согласно ООН, электронное правительство — это использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для предоставления государственных услуг, повышения прозрачности, расширения участия граждан и повышения эффективности государственного управления. Эта концепция лежит в основе современного подхода к государственному управлению и предполагает переход от бумажных и ведомственно разделённых процессов к цифровым, сквозным и ориентированным на пользователя механизмам взаимодействия.

Основные принципы электронного правительства включают:

Ориентацию на пользователя — государственные услуги должны быть удобны и доступны для граждан и бизнеса;

Межведомственную интеграцию — для обеспечения сквозных процессов и устранения дублирования функций;

Открытость и прозрачность — обеспечение граждан доступом к информации о деятельности органов власти;

Безопасность и защита данных — обеспечение конфиденциальности и безопасности персональных данных пользователей;

Правовую определённость — наличие нормативной базы, регулирующей цифровое взаимодействие между государством и гражданами [1, с. 12–13].

В мировой практике цифровизация государственного управления реализуется через разные модели.

Централизованная модель, реализуемая в Эстонии, предполагает создание единой платформы (X-Road) с обязательной интеграцией всех государственных систем. В странах ЕС широко используется модель интеграции сервисов через единые платформы/

Федерализованная модель, характерная для США и Канады, позволяет отдельным штатам разрабатывать собственные решения в рамках общенациональных стандартов. [2, с. 14–16].

Китайская модель, основанная на сильной централизации и использовании больших данных для управления на всех уровнях.

Каждая из этих моделей отражает особенности политической, административной и правовой системы государства, но объединяет их стремление к устойчивому и безопасному цифровому взаимодействию между гражданами, бизнесом и государством.

В России правовые основы цифровизации заложены в стратегических и нормативных актах, которые начали формироваться с середины 2000-х годов: Федеральный закон № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», закрепивший понятие электронных госуслуг; Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»; Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой реализуются проекты цифровой трансформации государственного управления.

На уровне субъектов федерации правовые подходы к цифровизации варьируются, но Республика Татарстан занимает одну из лидирующих позиций по темпам и масштабам цифровых преобразований [3, с. 2–4]. Официальный портал Республики Татарстан (https://tatarstan.ru) начал функционировать 27 июня 2011 года и стал единой платформой, интегрирующей информацию исполнительных органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории республики.

В Республике Татарстан цифровизация получила системную правовую поддержку: создано в 2019 году Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан отвечает за реализацию региональной стратегии цифровизации; действует региональная программа «Цифровая трансформация Республики Татарстан», предусмотрено обязательное внедрение цифровых платформ для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления [4, с. 2–3].

Республика Татарстан стала одним из первых регионов России, системно внедривших принципы электронного правительства и цифровизации государственных процессов. Проект создания единого портала для сайтов государственных органов был частью более широкой стратегии цифровой трансформации, начавшейся в 2010-х годах и получившей активное развитие после создания Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ в 2019 году.

Этапы реализации проекта включали:

Аудит и стандартизация — анализ существующих сайтов госорганов и разработка единых технических и содержательных стандартов для всех ведомств; Создание базовой цифровой платформы — разработка инфраструктуры и интерфейса единого портала, с возможностью адаптации под нужды каждого органа власти; Интеграция данных и сервисов — подключение различных ведомств и муниципалитетов к единой системе обмена данными, реализация сквозных сервисов; Запуск и адаптация — постепенное включение государственных сайтов в единый портал, обучение сотрудников, тестирование систем; Аналитика и улучшение пользовательского опыта — на базе обратной связи с пользователями и анализа запросов совершенствовалась навигация и доступ к услугам [5, с. 2].

Кроме того, платформа стала основой для новых сервисов, включая электронную запись к врачу, получение документов ЗАГС, проверку штрафов и налогов, а также инструменты обратной связи с гражданами через онлайн-приёмные и чат-боты. Регион активно использует аналитику для оценки эффективности работы органов власти и планирования цифровых инициатив.

Таким образом, проект единого портала в Татарстане можно рассматривать как успешный пример цифровой трансформации, реализованный на основе четкого стратегического плана, устойчивой институциональной поддержки и активного взаимодействия с гражданским обществом. Этот опыт предоставляет значимую базу для адаптации в других регионах, включая страны постсоветского пространства.

Анализ опыта цифровизации государственного управления в Республике Татарстан позволяет выделить ряд практик, которые представляют интерес для внедрения в Кыргызской Республике. Централизованная цифровая архитектура: интеграция всех госорганов в единую платформу повышает прозрачность и управляемость; Наличие специализированного органа (например, Министерства цифрового развития) обеспечивает координацию всех цифровых инициатив; Платформенный подход: использование единого портала и API-интеграции облегчает развитие новых сервисов и масштабирование системы; Обязательная нормативная интеграция ИКТ в управленческие процессы обеспечивает юридическую силу цифровых процедур [6, с. 3].

Для повышения эффективности цифрового взаимодействия между гражданами и государством в Кыргызской Республике целесообразно интегрировать будущий единый портал государственных органов с системой «Тундук». Это позволит создать единое цифровое пространство, где пользователи смогут получать всю необходимую информацию и услуги в одном месте. Интеграция единого портала государственных органов с системой «Тундук» откроет новые возможности для граждан и государственных структур. В первую очередь, это обеспечит централизованный доступ к государственным данным и услугам, позволяя пользователям проходить авторизацию через систему «Тундук» и получать информацию обо всех госорганах через единый интерфейс. Это значительно упростит взаимодействие граждан с государственными структурами.

Кроме того, интеграция позволит наладить автоматический обмен данными между госорганами, исключив необходимость дублирования запросов и предоставления одних и тех же документов в разные инстанции. Государственные учреждения смогут оперативно получать необходимую информацию, что ускорит процесс оказания услуг и повысит их качество.

Развитие функционала портала «Тундук» также стало бы важным преимуществом. В перспективе позволило бы внедрить новые онлайн-сервисы, включая чат-боты, уведомления и персонализированные рекомендации, что сделает взаимодействие граждан с государством более удобным. Дополнительно появятся мобильные решения, позволяющие получать госуслуги с любого устройства, что особенно актуально в условиях растущей цифровизации.

Важным аспектом интеграции станет повышение цифровой грамотности населения. Использование цифровых сервисов станет привычной частью жизни граждан, что постепенно снизит необходимость личного посещения госучреждений. Это не только облегчит доступ к государственным услугам, но и повысит общую эффективность государственного управления, сделав его более прозрачным и удобным для всех. Эти шаги позволят сделать цифровые государственные сервисы неотъемлемой частью жизни граждан КР, повысить эффективность госуправления и обеспечить прозрачность работы государственных органов. Дополнительным бонусом такие меры могут способствовать развитию экономики, привлечению инвестиций и укреплению доверия граждан к государственным институтам.

Таким образом, опыт Татарстана может служить ориентиром для системной трансформации государственного управления в Кыргызской Республике, при условии учета национальных особенностей и поэтапного внедрения. Татарстану удалось реализовать системный подход, основанный на единой цифровой архитектуре, нормативной поддержке и активной интеграции всех уровней власти в общую информационную экосистему.

Татарстан демонстрирует, что региональные инициативы при должной правовой и организационной поддержке способны трансформировать модель взаимодействия государства с гражданами. Внедрение аналогичных решений в Кыргызстане позволит повысить доступность государственных услуг, сократить административные барьеры и укрепить доверие граждан к органам власти, при условии адаптации к местному контексту и институциональным особенностям.

Список литературы

  1. Tatar-Inform. «Татарстан значительно продвинулся в создании электронного правительства, считает Сергей Собянин». — 2024. URL: https://www.tatar-inform.ru/news/tatarstan-znachitelno-prodvinulsya-v-sozdanii-elektronnogo-pravitelstva-schitaet-sergey-sobyanin-181254
  2. UN E-Government Survey 2022. The Future of Digital Government. — United Nations Department of Economic and Social Affairs, 2022. — С. 14–16
  3. Министерство цифрового развития Республики Татарстан. Государственная программа "Цифровая трансформация Республики Татарстан", 2023. URL: https://digital.tatarstan.ru
  4. Министерство цифрового развития Республики Татарстан. Государственная программа «Цифровая трансформация Республики Татарстан». — Казань: Минцифра РТ, 2023. — С. 3
  5. Министерство цифрового развития РТ. Государственная программа «Цифровая трансформация Республики Татарстан». — Казань: Минцифра РТ, 2023. — С. 2–4
  6. ООН. E-Government Survey 2022: The Future of Digital Government. — UN Department of Economic and Social Affairs, 2022. — 204 с.
  7. Реальное Время. «Что мешает развитию цифровизации в Татарстане». — 2025. URL: https://realnoevremya.com/articles/8572-what-hinders-the-development-of-digitalisation-in-tatarstan
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее