Поскольку современные студенты являются постоянными активными пользователями интернета, это способствует формированию у них цифровых привычек. Цифровые привычки – это действия, постоянно осуществляемые пользователем в цифровой среде. Согласно результатам исследования, наиболее часто используемым гаджетом у студентов является смартфон. Студенты проводят очень много времени в интернете, как правило, используя именно этот гаджет. Во многом на формирование цифровых привычек студентов влияют их родители, многие с ранних лет обеспечивают доступ ребенка к смартфону, стараясь переключить и отвлечь его внимание. Все это приводит к печальным последствиям. Подростки проводят все свободное время в интернете, жертвуя своим собственным развитием, здоровьем, живым общением. Мышление с ранних лет формируется неправильно, информация воспринимается фрагментарно. Нынешним студентам присуще клиповое мышление, они страдают сниженной концентрацией внимания, отсутствием или слабо развитой способностью к анализу информации и системному мышлению.
В век информатизации и цифровизации полный отказ от интернета и гаджетов невозможен, но является реальной выработка здоровых цифровых привычек и навыков. Большинство современных студентов могут быстро найти любую интересующую информацию, но при этом у многих из них отсутствуют навыки работы с электронной почтой, текстовыми и графическими редакторами. Проблема первокурсников и выпускников – незнание правил цифрового этикета. Особенно остро это проявилось в период самоизоляции, когда было актуальным дистанционное обучение.
Согласно терминологии, Марка Пренски [1] современные студенты относятся к категории цифровых аборигенов – людей, родившихся с гаджетом в руках, способных осваивать новейшие технологии. Этим они отличаются от цифровых иммигрантов – людей, родившихся до цифровой революции и старающихся адаптироваться к новой среде (рисунок 1).
Современные студенты гораздо быстрее способны ориентироваться в цифровом пространстве, осваивают технологии и первыми на себе испытывают все функционал социальных сетей, при этом у них отсутствует представление о деловом общении в интернете.
Рисунок 1 – Цифровые поколения
Основываясь на результатах опроса студентов первых и вторых курсов различных специальностей цифровые привычки можно условно разделить на полезные и вредные. Наблюдение показало, что современные студенты не представляют виртуального общения без стикеров и смайлов (эмодзи). Использование эмодзи – одна из часто встречающихся цифровых привычек современных студентов. Эту цифровую привычку можно причислить к негативным (вредным), поскольку частое применение различных стикеров и смайлов обедняет язык, уменьшает словарный запас и недопустимо для делового общения.
Следующая вредная цифровая привычка – использование голосовых сообщений. Студенты так привыкли общаться со своими сверстниками, одногруппниками, друзьями. Но необходимо учитывать, что подобное общение при помощи голосовых сообщений недопустимо для делового общения, в том числе и общения с преподавателем. Они не думают о том, удобно ли прослушивать эти сообщения их собеседнику. Они пренебрегают возможностью использования электронной почты – которая, по-прежнему является главным инструментом делового общения. Далеко не у всех студентов имеется почтовый ящик, они настолько привыкли к различным мессенджерам, что не видят в этом необходимости. А если почтовый ящик есть, то часто его название не соответствует требованиям цифрового этикета [2] и бывает такое, что не представляется возможным определить его принадлежность ещё и ввиду того, что отсутствует автоматическая подпись. Еще одна цифровая привычка, которую стоит отметить, при написании письма, чаще всего студенты, привыкшие к общению в мессенджерах, не указывают тему письма, при отправке файлов преподавателю они не указывают в названии файла свою фамилию, что является полезной цифровой привычкой и могло бы облегчить работу преподавателя.
Необходимо уделить внимание такой теме как соблюдение деловой субординации в цифровой среде. В этой сфере среди студентов наблюдаются следующие тенденции:
– для большинства современных студентов абсолютно нормально писать сообщения в социальных сетях еще незнакомому преподавателю;
– использование голосовых сообщений, смайлов, стикеров;
– присутствие «фаббинга» – привычки, связанной с тем, что при общении собеседник постоянно отвлекается на свой гаджет (одно из проявлений зависимости от гаджетов); не выбирает беззвучный режим телефона на важных встречах и мероприятиях [3];
– присутствие «технофиренса» – любого негативного влияния информационных технологий на отношения между людьми.
Рисунок 2 – Последствия фаббинга
Как положительную цифровую привычку следует выделить понятие цифровой лояльности. Цифровая лояльность заключается в том, что пользователи стали обращать внимание на то, удобен ли для них интерфейс программного обеспечения (чаще всего мобильного). Большинство современных студентов обладают этой полезной цифровой привычкой и стараются останавливать свой выбор на тех приложениях, которые в полной мере удовлетворяют их запросам.
Мы пришли к выводу, что необходимо стремиться к формированию правильных, полезных цифровых привычек (цифровая лояльность, умение работать с электронной почтой, соблюдение цифровой субординации). В рамках дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии» необходимо больше времени отводить на освоение навыков работы с электронной почтой и добавить в рабочую программу дисциплин понятия «цифровой грамотности» и «цифровой субординации/цифрового этикета».
Список литературы
- Пренски М. Аборигены и иммигранты цифрового мира». Перевод А. Сотникова, А. Самарина, А. Барышева, Б. Ярмахов. gimc.ru.URL:http://gimc.ru/content/statya-marka-prenski-aborigeny-i-immigranty-cifrovogo-mira?ysclid=l5h4azxria917514114 дата обращения (11.11.2022.)
- Мамина Р.И. Этикет и его измерения в информационном обществе. 2018. №2. С. 204-216 https://openbooks.itmo.ru/ru/file/8472/8472.pdf дата обращения (25.11.2022.)
- Янг К. Клинические аспекты интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. 2015. № 4. С. 7.