НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

76

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (219), Май ‘25

Поделиться

Анализ инвестиционной деятельности в России и ее поддержка — актуальная задача в текущем экономическом контексте. В условиях мировых экономических колебаний, обусловленных внутренними и внешними обстоятельствами, значимость привлечения инвестиций для стабильного роста экономики становится все более явной. Инвестиционная активность определяет темпы обновления производственных фондов, внедрение новых технологий и увеличение конкурентоспособности секторов экономики. Кроме того, для существенного увеличения инвестиций требуется учитывать, как внутренние аспекты – экономическую устойчивость, политическую ситуацию и коррупцию, так и мировые тенденции – перемены в мировой экономике, положение на сырьевых рынках и технологические новшества.

В условиях санкций создание валютных запасов теряет смысл, а следование бюджетному правилу сопряжено с большими рисками, чем использование нефтегазовых доходов для поддержки инвестиций. Отказ от бюджетного правила позволит существенно увеличить траты на развитие и стимулирование инвестиционной деятельности. Однако, при неправильном выборе направлений и объектов инвестирования, их рост может оказаться малоэффективным и не принести ожидаемой отдачи. Например, если вклады направлены в создание мощностей для товаров без спроса, либо применяются неэффективные технологии, или приобретается устаревшее или нерентабельное оборудование, то это может привести не к росту ВВП, а к росту инфляции. Поэтому крайне важно правильно определить приоритеты экономического развития и контролировать целевое использование выделенных на инвестиции средств. Это особенно важно сейчас, в период глубоких структурных изменений в мировой экономике, обусловленных сменой технологических укладов.

Необходимо изучить следующие инструменты и шаги государственной политики для стимулирования роста инвестиций.

В сфере налогообложения нужно согласовать структуру налогов со структурой главных источников поступлений в российскую экономику. Из-за ее ориентации на сырье и внушительного природно-ресурсного запаса, на природную ренту приходится более половины доходов в российской экономике, а ее налогообложение заметно ниже. Источник сверхприбыли экспортно-ориентированных сырьевых отраслей – рента от использования, принадлежащая всему обществу, недр и водоемов, а также потенциал поглощения окружающей среды.

В действующей системе налогов будет уместно увеличить мотивацию к инвестициям. Для этого стоит вычесть из налогооблагаемой прибыли все траты на покупку оборудования, возведение сооружений и проведение научных разработок. Рекомендуется также предусмотреть льготное кредитование инвестиционных и инновационных затрат, плюс производство высокотехнологичной экспортной продукции.  Это возможно за счет параллельной отмены возмещения НДС при экспорте сырья.

Предлагается изменить налоговую политику посредством принятия следующих шагов:

  1. Введение экологического налога в размере, эквивалентном ущербу, причиняемому окружающей среде, либо затратам на мероприятия по восстановлению экологического равновесия.
  2. Введение экспортных пошлин на сырье, зависящих от энерго- и углеродоемкости, а также мировой цены, с одновременной отменой НДПИ.
  3. Отмена льгот по возврату НДС при экспорте сырьевых ресурсов, а высвобождаемые средства направить на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции, а также на стимулирование инвестиций и инноваций.
  4. Введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц с параллельным переходом к ускоренной амортизации техники, при обязательном строгом контроле за целевым использованием амортизационных отчислений, направленных на инвестиции.

Эти меры должны помочь активизировать инвестиции в обновление основных средств, охрану окружающей среды, а также в выпуск продукции с большей добавленной стоимостью и эффективное применение более современных технологий. Кроме того, эти меры будут содействовать снижению цен на сырье и металлопродукцию, что, в свою очередь, увеличит конкурентоспособность строительства и машиностроения, а также стимулирует диверсификацию российской экономики и расширение продаж металлопродукции на внутреннем рынке. Их реализация даст возможность повысить долю инвестиций в выручке у предприятий добывающей промышленности, топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов с текущих 10-15% до уровня 25-30%.

Еще одним фактором, снижающим инвестиционную активность, считается соотношение налогов на прибыль организаций и подоходного налога. Бизнесменам удобнее изымать доходы компаний, а не вкладывать их в развитие. В РФ налоговое бремя на юридических лиц в 1,8 раза выше, чем в странах с высоким уровнем развития при том же соотношении суммы налогов к ВВП. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога может стимулировать инвестиции, компенсировать уменьшение налогов на бизнес. Потребительский спрос почти не пострадает от введения прогрессивной шкалы для сверхдоходов. Зато за счет этого предполагается снижение налогов на инвестиционную деятельность.

Предположим, введение прогрессивной шкалы НДФЛ с максимальной ставкой в 40% принесет бюджету дополнительные 5 трлн рублей. Благодаря такой мере, в случае успеха, можно освободить от налогов часть прибыли предприятий, которая инвестируется, увеличив амортизацию до уровня развитых стран, где ее доля в финансировании инвестиций колеблется в пределах 60-70%. Одновременно важно законодательно ограничить использование амортизационных отчислений. Эти средства должны направляться на развитие, а не на покупку ценных бумаг, выдачу займов и прочие подобные цели.

Переход от амортизации, рассчитанной не, по смешанной оценке, основных фондов, а по их восстановительной стоимости, даст возможность увеличить инвестиции в основные средства. Как уже отмечалось, это можно компенсировать бюджету за счёт введения прогрессивного подоходного налога. Если сократить сроки обновления основных фондов (последний раз это делали в 2002 году), эффект от роста инвестиций в основные фонды и ускорения роста ВВП станет еще заметнее.

К важнейшим задачам макроэкономической политики относятся: поддержка роста инвестиций в основной капитал из различных источников, выход на показатель валового накопления основного капитала в ВВП в 25-27%, увеличение доли машин, оборудования и технологий в структуре инвестиций, а также повышение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте.

Предприятия избегают обращаться в банки за кредитами для финансирования инвестированных проектов из-за непомерно высоких процентов, обременительных залоговых условий и неравных отношений с кредитором, который может в одностороннем порядке поменять условия и довести заёмщика до банкротства, чтобы завладеть активами.

Резюмируя, следует отметить, что для активизации инвестиций в РФ необходим многогранный подход, охватывающий экономические, финансовые, юридические и социальные аспекты. Взаимодействие между властью, бизнесом и общественными организациями способно сформировать благоприятную среду для притока и роста инвестиций, что, в свою очередь, будет содействовать стабильному экономическому развитию государства.

Список литературы

  1. Аналитический доклад «О макроэкономической ситуации в государствах — членах Евразийского экономического союза и предложениях по обеспечению устойчивого экономического развития». - URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/284/Analytical report – 2021 – Текст: электронный
  2. Аскинадзи, В.М. Инвестиционный анализ/ В.М. Аскинадзи, В.Ф. Максимова. – Москва: Издательство Юрайт, 2018 – 422с. – URL: https://urait.ru/index.php/book/investicionnyy-analiz-466614 Режим доступа: для заригистрир. пользователей. – Текст: электронный
  3. Беседкина, Н.И. Инвестиционное право / Н.И. Беседкина, А.М. Косулина, А.А. Овчиннкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2018 – 273 с. – URL: https://urait.ru/book/investicionnoe-pravo-432138 – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. – Текст: электронный
  4. Ясиновская О. А. Инвестиции в настоящее: власть и бизнес в режиме диалога / О. А. Ясиновская, В. Н. Нефедов. – Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2018. – 219 с. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsiy-k-voprosu-o-suschnosti-i-roli-sponsorskoy-pomoschi-biznesa/viewer – Текст: электронный
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее