БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

89

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (221), Май ‘25

Поделиться

В данной статье рассматривается бюджетная политика государства как ключевой инструмент экономического управления, влияющий на социально-экономическое развитие страны. Освещаются основные этапы бюджетного процесса: формирование доходов и расходов, исполнение бюджета, контроль и анализ его исполнения. Подробно анализируются источники доходов бюджета, включая налоги, сборы, государственные активы, займы и кредиты, а также их влияние на экономику и социальную сферу. Рассматриваются приоритетные направления расходов бюджета и их связь с государственной политикой. Особое внимание уделено роли налоговой системы, её воздействию на экономический рост, инвестиции и социальную справедливость.

Бюджетная политика государства является одним из важнейших инструментов экономического управления, который оказывает влияние на все сферы жизни общества. Она охватывает процессы формирования, распределения и использования государственного бюджета, что, в свою очередь, определяет уровень финансирования социальных программ, инфраструктурных проектов и других ключевых направлений государственной деятельности. Бюджет – это основной инструмент государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода [1, c. 7].

Как отмечают в своем исследовании Петрушевская В.В. и Титиевская О.В. «бюджет − центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, расходы. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде» [2, с. 147].

Формирование бюджета – это первый и один из наиболее ответственных этапов бюджетного процесса. Он начинается с определения доходной и расходной частей бюджета. Бюджет является основой финансовой деятельности государства и дает возможность контролировать с одной стороны, поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, а с другой – процесс использования бюджетных ресурсов в соответствии бюджетной росписи [3, с. 184]. Доходы бюджета формируются за счет различных источников, таких как налоги, сборы, государственные активы, займы и кредиты.

Налоги – основа формирования государственного бюджета, определяющая его объём и структуру. Они являются основным источником доходов, влияющим на финансирование здравоохранения, образования, обороны и социальной защиты. Налоговая политика влияет на экономический рост, стимулируя или сдерживая инвестиции и занятость, а также на социальную справедливость посредством перераспределения доходов. Эффективная налоговая система обеспечивает стабильность бюджета, позволяя государству планировать расходы. Налоги регулируют экономику, влияя на цены и производство, и определяют инвестиционный климат страны. Прозрачное управление налогами обеспечивает ответственность перед обществом. Влияние налогов на бюджет проявляется в его объёме, структуре, экономической эффективности, социальной справедливости и стабильности. Основные налоги – это налог на прибыль, НДС, акцизы и другие виды налоговых поступлений.

Сборы – это обязательные платежи за конкретные государственные услуги или разрешения, которые являются дополнительным источником доходов бюджета. Они обеспечивают целевое финансирование (например, дорожные сборы на строительство дорог), регулируют определенные виды деятельности (лицензионные сборы), покрывают затраты на предоставление услуг (оформление документов) и могут стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности. Сборы способствуют финансовой устойчивости бюджета и влияют на цены и доступность услуг. 

Государственные активы влияют на бюджет через доходы от управления (прибыль, аренда, дивиденды), доходы от приватизации, экономию расходов, обеспечение залога для кредитов, повышение инвестиционной привлекательности и влияние на экономический рост (и, как следствие, налоговые поступления).

Займы и кредиты влияют на бюджет, позволяя финансировать дефицит и проекты, но увеличивают долговую нагрузку (расходы на обслуживание долга). Они могут повышать процентные ставки, влиять на валютный курс и денежную массу. При этом займы обеспечивают гибкость финансирования в кризисных ситуациях

Бюджетные расходы охватывают широкий спектр направлений, отражающих приоритеты государства, включая финансирование социальной сферы, развитие инфраструктурных проектов, обеспечение обороны и безопасности, а также покрытие административных расходов. Именно планирование и распределение этих средств является ключевым аспектом бюджетного процесса, который тесно связан с его последующим исполнением.

Исполнение бюджета – это процесс, в ходе которого реализуются запланированные доходы и расходы, и этот процесс требует тщательного внимания и контроля. Он включает в себя несколько ключевых этапов:

  • контроль за целевым расходованием средств (предотвращение неэффективных или неправомерных расходов);
  • отслеживание выполнения бюджетных планов;
  • корректировка бюджетных показателей (обеспечивает гибкость и адаптивность бюджетного процесса).

Однако процесс управления бюджетом не заканчивается с окончанием финансового года. Важнейшим этапом является анализ исполнения бюджета, который позволяет оценить эффективность бюджетной политики и определить направления для ее совершенствования в будущем. После завершения бюджетного года проводится анализ исполнения бюджета. Это позволяет оценить эффективность бюджетной политики, выявить недостатки и определить направления для улучшения в будущем. Основные аспекты анализа включают – сравнение фактических и плановых показателей, оценка влияния бюджетной политики на социально-экономическое развитие, формирование рекомендаций для будущих периодов. Результаты указанных контрольных мероприятий дают возможность органам местного самоуправления в случае необходимости оперативно проводить корректировку целевых программ [4, с. 57]

Бюджетная политика оказывает значительное влияние на экономику страны. Она может способствовать росту или снижению валового внутреннего продукта (ВВП), уровню безработицы и инфляции.  Эффективная бюджетная политика может привести к повышению уровня инвестиций, созданию рабочих мест и увеличению потребительского спроса. Увеличение государственных расходов может способствовать созданию новых рабочих мест, в то время как сокращение расходов может привести к увольнениям. Чрезмерное увеличение дефицита бюджета без соответствующего роста производства может привести к инфляционному давлению.

Резюмируя вышеизложенное, бюджетная политика государства – это важный инструмент экономического управления, который влияет на жизнь каждого гражданина. Эффективное планирование и исполнение бюджета позволяют не только решать текущие социальные задачи, но и закладывать основы для устойчивого экономического роста в будущем. В условиях глобальных вызовов и нестабильности важно, чтобы бюджетная политика была гибкой и адаптивной, способной реагировать на изменения в экономической среде и потребностях общества. Только так можно обеспечить устойчивое развитие страны и улучшение качества жизни её граждан.

Список литературы

  1. Хитущенко, Р. В. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики / Р. В. Хитущенко // Теория и практика управления социально-экономическим развитием территорий на различных хозяйственных уровнях: Сборник материалов всероссийской национальной (с международным участием) научно-практической конференции, Севастополь, 29–31 января 2020 года / Ответственный редактор Ю. В. Котелевская. – Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. – С. 7-11. – EDN AXLRHN
  2. Петрушевская, В. В. Совершенствование механизма управления муниципальными доходами государства / В. В. Петрушевская, О. В. Титиевская // Управленческий учет. – 2023. – № 1. – С. 146-156. – DOI 10.25806/uu12023146-156. – EDN SROFWM
  3. Осипова, К. Ю. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики / К. Ю. Осипова // Школа молодых новаторов : Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых, Курск, 18 июня 2021 года / Юго-Западный государственный университет; Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых»; Орловский госуниверситет имени И. С. Тургенева; Рязанский государственный агротехнологический университет имени П. А. Костычева; Московский политехнический университет. Том 1. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 183-186. – EDN DDDDFJ
  4. Бигеева, Р. Р. Контроль исполнения местного бюджета и утверждение отчета о его исполнении / Р. Р. Бигеева // Актуальные вопросы экономики и управления в российских организациях в инновационной экономике: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, Астрахань, 15 декабря 2017 года. – Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2017. – С. 55-59. – EDN XTACNV
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее