Влияние пандемии covid-19 на деятельность предприятий туристской индустрии орловской области

Влияние пандемии covid-19 на деятельность предприятий туристской индустрии орловской области

В статье рассматривается влияние пандемии на деятельность туристических предприятий. В статье анализируется влияние различных кризисных явлений, в том числе пандемии коронавируса, на индустрию туризма. Туристический рынок Орловской области оценивался по состоянию туристического рынка и его влиянию на экономику, политику и общество.

Авторы публикации

Рубрика

Туризм

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Туризм глобализируется в крупную мировую индустрию со среднегодовыми темпами роста 4-5 %, создавая 8 % мирового ВВП и 10 % занятости. Туризм - это глобальный бизнес. К 2020 году число туристов достигнет примерно 1,6 миллиарда человек.

Сектор туризма имеет несколько особенностей, одной из его наиболее важных особенностей является то, что он является связующим звеном между многими отраслями экономики. С развитием туристической индустрии страны одновременно будет развиваться транспортная инфраструктура, будет совершенствоваться телекоммуникационная система, все больше внимания правительства будет уделяться экологическому состоянию окружающей среды вблизи туристических компаний и зон отдыха, улучшению городской и муниципальной инфраструктуры, градостроительству и т.д.

Однако туристический рынок также очень уязвим к кризисам различных причин, таким как стихийные бедствия, эпидемии, социально-экономические и политические кризисы и террористические акты, связанные с дестабилизацией ситуации внутри страны. Такие кризисные явления способствуют полному или частичному разрушению экономики страны и многих отраслей экономики. Сектор туризма и связанные с ним сервисные компании более уязвимы к кризису.

РЕЗУЛЬТАТ

Пандемия коронавируса больше всего ударила по экономике, причинив ей значительный ущерб. Таким образом, в Российской Федерации больше всего пострадали такие отрасли экономики, как воздушный транспорт, гостиничный бизнес, туристические агентства и организации, предоставляющие туристические услуги, общественное питание, спорт и отдых, спорт и другие [1].

Наибольший ущерб был нанесен секторам туризма и ресторанного бизнеса. Индустрия туризма всегда была одной из самых прибыльных. Во многих странах туризм является наиболее прибыльной отраслью экономики, поскольку он позволяет развиваться городам, регионам, самой стране, где он процветает, также создаются новые рабочие места, что означает снижение уровня безработицы. Сектор туризма очень важен для социально-экономического развития регионов Российской Федерации.

Налоговые отчисления от туристического бизнеса и гостиничной индустрии в бюджет будут способствовать развитию российских регионов, так как позволят строить, формировать и совершенствовать многие туристические услуги и инфраструктуру. Благодаря туризму развиваются малые и средние предприятия, растет занятость и число самозанятых, создается больше рабочих мест.

В первой половине 2020 года в г. Орле было всего 177 посетителей с деловыми и профессиональными целями. Число граждан, зарегистрированных в гостиницах, за шесть месяцев сократилось в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. А выручка гостиничного бизнеса за этот период упала в 2,8 раза и составила всего 125,4 тысячи рублей.

Орловская область обладает достаточным потенциалом для формирования конкурентоспособного туристического комплекса. Власти работают в этом направлении, поэтому губернатор региона  подписал постановление Правительства Орловской области об утверждении государственной программы «Культура и искусство, туризм, архивы, сохранение и реконструкция военных памятников в Орловской области» на 2020 - 2025 годы. реализация программы предполагает финансирование в размере 4,8 млрд рублей. рублей, из которых 72,9 % составляют средства областного бюджета и 27,1 % - федеральные доходы.

Программа включает в себя пять подпрограмм, направленных на развитие культуры, внутренний туризм, сохранение культурного наследия и военных памятников, предоставление государственных услуг в области культуры и искусства, профессиональную подготовку и архивную деятельность, развитие архивной деятельности в регионе [6].

В регионе действует туристический кластер Орловской области, его цель - реализовать идею замещения импорта в туризме, создать узнаваемый имидж региона, увеличить приток прибывающих туристов.

По словам эксперта департамента экономики и экономической безопасности Центрально-Российского института управления, филиала РАНХИГС, поиск новых направлений развития туризма в Орловской области, государственная поддержка этого сектора, копирование лучших региональных практик, развитие инфраструктурных услуг, цифровизация рассматриваемого сегмента повысят интерес к индустрии туризма, увеличат доходы и окажут положительное влияние на смежные отрасли экономики.

Пандемия COVID-19 оказала негативное влияние на экономику региона, и туристический сектор пострадал больше [4].

Продолжительность пребывания в гостиницах сократилась в 3,6 раза. Количество иностранных туристов также сократилось в 2,9 раза (на 2000 человек).

В то же время сообщается, в гостиницах г. Орла и других организациях гостиничного типа в 2019 году было размещено 130 тысяч человек, из которых 5,4 тысячи были иностранными гражданами. Чаще всего приезжали гости из Республики Беларусь (1,4 тыс. человек) и Украины (1,3 тыс. человек).

По оценкам 56 % респондентов Орловской области считают, что после внедрения режима самоизоляции в марте 2020 г, спрос на выездной и въездной туризм упал почти до нуля. В результате оборот туристических компаний сократился на 90-100%. Из-за внедрения ограничений в период пандемии  57 % опрошенных выбыли полностью, 36 %- частично.

В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации развитие туристического сектора оказалось под серьезной угрозой: все представители туристического сектора - туристические агентства и операторы, службы размещения и туристические экспозиции, а также транспортные компании, специализирующиеся на туристических перевозках, - испытали негативные последствия.

Следует подчеркнуть серьезность кризиса Covid-19 и тот факт, что многие эксперты и исследователи считают, что индустрия туризма находится в состоянии долгосрочного восстановления.

В будущем есть несколько примеров возрождения отрасли:

- глобальные стандарты путешествий, безусловно, будут ужесточены, что приведет к снижению въездного туризма;

- туроператоры сократятся, перейдут на дистанционную работу, но их места в пунктах назначения займут роботы.

Поэтому правительства развитых туристических стран должны:

- установить тесные отношения с туристическими компаниями для содействия развитию индустрии;

- создавать на базе правительства фонды для стимулирования внутреннего туристического рынка;

- оптимизировать сбор налогов путем установления долгосрочных налоговых льгот;

- поддерживать зоны туризма и отдыха с помощью научных экспертов для выявления областей с современными технологиями и организации социально-экономических условий на базе зон отдыха;

- составлять долгосрочные планы для административных структур по повышению стабильности туристического рынка в будущих глобальных кризисах и т. д.

Список литературы

  1. Иванова Е.В., Денискина А.Р. Туристический бизнес в РФ. // Качество и жизнь. - 2021. - № 4. -С. 27-32.
  2. Анущенкова К.А. Влияние пандемии на туристический бизнес в РФ. Бизнес и стратегии. - 2020. - № 3. - С. 9-12.
  3. Спигин А.В., Заступов А.В. Развитие туризма в РФ // В сборнике: проблемы развития предприятий: теория и практика, материалы 14-й Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 2020. - С. 24-36.
  4. Федорова Е.А., Болдырева Р.Ю. Индустрия туризма в условиях пандемии Орловской области // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2021. - № 2. - С. 202-209.
  5. Харламов А.В. Формирование туристской индустрии в условиях коронавирусной инфекции. // В сборнике: Стратегия развития страховой деятельности в РФ: первые итоги, проблемы, перспективы. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. 2021. - С. 40-45.
  6. Цыганов А.А. Развитие туризма. Финансовый бизнес. - 2019.  - № 5. - С. 13-18.
  7. Яковлева А.Ю. Туризм в условиях пандемии: новые направления и перспективы. // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. - 2021. - № 1. - С. 37-48.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary