РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ

РОЛЬ ТЕМПЕРАМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

96

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (215), Апрель ‘25

Дата публикации 01.04.2025

Поделиться

Данная статья посвящена обзору проблемы влияния темперамента на выбор профессиональных предпочтений. Статья раскрывает тему влияния темперамента на особенности выбора конкретной сферы профессиональной деятельности у студентов высших учебных заведений.

Современное изучение психологического субъекта трудовой деятельности на сегодняшний день имеет комплексный характер. Тестирование, психологические тренинги, профессиональная супервизия часто встречаются в различных предприятиях и кампаниях. Уделение внимания такой характеристике как самочувствие человека на рабочем месте привело нас к изучению темперамента, его роли в профессиональной самореализации и становлении личности. Профессиональные предпочтения студентов и молодежи разнообразны, но почти каждый имеет несколько аргументов, в пользу каких особенностей деятельности он выбрал именно данную специальность. Стоит отметить, что неосознанные процессы, в том числе темперамент, также учавствует и вносит свой вклад в выбор желаемой профессии.

Начало изучения темперамента было положено Гиппократом с его гуморальной теорией. Он предположил, что люди в зависимости от их поведения обладают разным количеством содержания жидкости в организме: лимфы, флегмы, крови и желчи. Один из людей необычайно медлительны и невозмутимы, и это флегматики. Другие личности необычайно подвижны, порывисты, легко восторгаются и также могут быстро выгорать. Такие личности легко впечатляются и стремятся занять лидерские позиции. Данный тип характеризуется сангвиниками. Холерики, напротив, слишком импульсивны и действуют автоматически, редко задумываясь о последствиях. Под влиянием эмоций они часто совершают ошибки импульсивно, а после сожалеют о содеянном. Противоположный же тип меланхоличный. Они сильно переживают любые происходящие события в жизни, часто расстраиваются и показывают робость в поведении, при этом отличаются большой фантазией.

Сама идея Гиппократа положила начало размышлениям о том, что есть наследственно унаследованная структура личностных свойств нервной системы и отрыла большую сферу изучений темпераментных особенностей в будущем [1].

Период профессионального становления является долгосрочным процессом, который проходит несколько стадий. Аморфная оптация является началом профессионального становления и проходит в период от 0 до 12 лет. В этот период происходит зарождение профессиональных интересов под влиянием учителей, предметно-ролевых игр, социальной адаптации и склонностей ребенка.

Далее следует развитие профессиональных намерений, и часто это происходит осознанно, но и также вынужденно под влиянием авторитетных лиц. Такой период называется оптация и длится с 12 до 16 лет.

Далее начинается профессионально-познавательная деятельность, и поступление в высшее учебное заведение. Этот период характеризуется получением первичных представлений о будущей профессии и выработке первых профессиональных качеств. Данный период называется профессиональная подготовка и проходит в период от 16 до 23 лет.

Первичная профессионализация проходит в период от 25 до 30 лет. Такой период вырабатывает индивидуальный стиль деятельности, профессиональную позицию.

Вторичная профессионализация (30–38 лет) ориентирована на профессиональный менталитет, вырабатывает ведущие компетенции, гибкость и корпоративность и ориентирован на более высокую квалификацию деятельности.

Завершается профессиональное становление на профессиональном мастерстве и проходит этот период в возрасте 38–55 лет. Тенденция деятельности переходит ближе к творческой, формируются интегративные психологические новообразования, самоорганизация своей трудовой деятельности и карьеры в целом [2].

Такой длинный путь объединяет в себе множество внешних и внутренних факторов, и темперамент является одним из ведущих, особенно в типе профессиональных предпочтений.

Психологические виды профессиональных предпочтений делятся на 5 категорий. Данную концепцию разработал психолог Климов Евгений Александрович, в последующем выпустил тест «Дифференциально-диагностический опросник».

1. Человек – природа. Представители данных профессий уделяют большое внимание биотической природе происходящих процессов. Их работа направлена на улучшение экологии, природы, стерильности питательных элементов и защите живых организмов. Специалисты занимаются размножением определённых типов организмов, контролируют этот процесс и управляют им.

Противопоказания в данном виде направленности являются слабое зрение, физическое здоровье, нарушение опорно-двигательного аппарата, отсутствие уважение к живому и природному миру.

2. Человек – техника. Работники данной направленности видят мир через призму энергии и тепла. Различные открытия человечества не обходятся без энергетики и технологий. Цивилизация – это главное достижение технической и инженерной революции, ни одна больница, здание, дом, учреждение не будет функционировать без тепла, электроэнергии.

Исполнительно-двигательная активность работника должна присутствовать в работе постоянно, так как любое вмешательство в технические сферы должно быть физическим. Человек такого типа должен иметь знания в области математики, физики, химии, и смежных науках. Нежелательными качествами такого сотрудника будут являться нарушения опорно-двигательного аппарата, а также слабая физическая выносливость.

3. Человек – человек. Сфера деятельности распространяется прежде всего на сложные отношения между людьми, культуру, этнос, политику, конфликты. Любое достижение человеческого наследства – это результат отношений и договоренностей между группами людей. Представители данных профессий умеют хорошо руководить людьми, находить общие интересы, делать вклад в социум, а также управлять настроением и интересами общества. Двигательная активность прежде всего отражена на речи, мимике и жестикуляции.

Противопоказаниями при данном типе направления деятельности будут невыразительная речь, эмоциональная нестабильность, дисгармоничный тип мышления, замкнутость и погруженность в себя.

4. Человек – знаковая система. Человек такого плана рассматривает мир через призму знаковых образов, ориентироваться в местности поможет понимание астрономии, вычислить формулу помогут числа, понять структуру мысли поможет печатная техника.

Цивилизация и культура были достигнуты с помощью письменности и печатных технологий, почтовой и информационной связи. Главная цель деятельности – достижение автоматизации документации производства и связи. Представитель такой деятельности должен глубоко ориентироваться в условных обозначениях, счетных операциях, а также документах, которые он преобразует и совершенствует.

Противопоказания данной профессии являются неусидчивость, нетерпеливость, плохое развитие мелкой моторики и мыслительных процессов.

5. Человек – художественный образ. Представители данных профессий анализируют окружающую действительность через образы, в которых можно найти что-то творческое и прекрасное, то, что подарит им вдохновение на новые открытия. Цивилизация — это результат достижения творческих успехов социума, так как благодаря данным открытиям человек делает мир вокруг себя более красивым, уютным и эстетичным. Культуральное наследство, выраженное в архитектурном, дизайнерском и эстетическом прибавлении – это заслуга профессии человек – художественный образ.

Противопоказаниями в данном типе профессий могут служить: слабые эмпатические способности, приверженность к аналитическому мышлению, трудности с малоподвижной деятельностью, слабая стрессоустойчивость [3].

Вариативность выбора профессии определяет темпераментные особенности, так, например, у флегматиков интересы несут более устойчивый и определенный характер. У сангвиников и холериков интересы имеют более обширный характер [4].

Стоит отметить, что темперамент является проводником для формирования характерологических особенностей. Тем не менее, темперамент человека является более устойчивой характеристикой работы нервной системы. При условиях работы, которая требует от человека определенных качеств, которыми он не обладает, нервная система может компенсировать данный механизм. Учения Ивана Петровича Павлова наглядно показали нам четкие разделения процессов возбуждения и торможения, а также уравновешенность нервно-психических процессов. Также темперамент зачастую маскирует черты характера, что положительно отражается на трудовой деятельности [5].

По нашему мнению, с учетом опроса студентов высшего учебного заведения, мы можем предположить, какие виды профессиональных предпочтений они выбирают с учетом их темперамента.

Стремление к выбору профессии в сфере человек – человек отдавали предпочтения студенты, у которых были выявлены темпераментные особенности сангвиника и холерика. Такая профессия требует внимательного подхода к людям, а также ассертивные черты характера, стойкость и словоохотливость.

Человек – техника были выбраны студентами, у которых был выявлен темперамент флегматика. Данный тип профессии требует от сотрудника усидчивости, анализа и концентрации внимания.

Человек – природа. При данной профессиональной направленности большее количество совпадений было при темпераменте сангвиник. Данный тип подходит по той причине, что сангвиник обладает любознательностью ко всем происходящим процессам, его проницательность и позитивный подход позволяет добиться высоких результатов в данной сфере деятельности.

Человек – знак. По результатам опросников было выявлено, что для данной профессиональной направленности походят флегматик и меланхолик. Данные темпераменты являются наиболее подходящими, так как их выделяет усидчивость, низкая коммуникативность, а результативность достигается, работая не в коллективе.

Стремление в выборе профессии в сфере человек – художественный образ отдают предпочтение меланхолики. Их внутренний мир и чрезмерная фантазийность позволяет максимально результативно изучать объекты искусства и являться авторами продуктов творчества.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных концепций, стоит отметить, что выбор профессиональной деятельности, уровень компетенций и профессионализма отдается тем видам деятельности, которые подходят по темпу работы нервной системы. Несмотря на то, что нервная система человека имеет уровень адаптации к другим условиям, можно точно предугадать, что это будет нести временный характер. Несоответствие работы нервной системы, темпа и специфики трудовой деятельности будут быстрее приводить субъекта профессиональной деятельности к издержкам и профессиональным болезням.

Сегодня темперамент является объектом изучения во многих сферах и отраслях, большое значение уделяется тем темам, где неправильный выбор профессии негативно влияет на состояние человека. Данная работа отражает проблему первоначальной ошибки, иными словами, основное возникновение профессионального выгорания происходит вследствие неправильного выбора профессиональной деятельности индивида.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2007. – 246-248 с.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. Учебник для вузов / Э. Ф. Зеер, Е. В. Зинкевич. – М.: Юрайт, 2024. – 88-92 с.
  3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учебник для вузов / Е. А. Климов. – М.: Юрайт, 2023. – 171-196 с.
  4. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2010. – 70 с.
  5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 523-529 с.
  6. Шульц, Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. — Санкт-Петербург: Питер, 2003
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее