ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ТРЕК КАРЬЕРНОГО РОСТА

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАК ТРЕК КАРЬЕРНОГО РОСТА

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

139

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 46 (196), Ноябрь ‘24

Дата публикации 22.11.2024

Поделиться

В статье рассматривается роль предпрофессиональной подготовки как ключевого элемента карьерного роста молодежи в условиях современного рынка труда. Основное внимание уделяется предпрофессиональной подготовке обучающихся, которая способствует развитию не только профессиональных компетенции, но и уверенность в себе, что необходимо для успешной карьеры. Авторы анализирует значение профессиональных проб с точки зрения получения четкого представления о своих карьерных перспективах.

На современном конкурентном рынке труда, где требования к профессионалам постоянно меняются, важность выбора правильного карьерного пути становится все более важной. Согласно опросу, проведенному компанией Avito Work (принадлежит РБК), в среднем российские работники меняют работу четыре раза в течение своей жизни [3]. Кроме того, SuperJob сообщает, что только 40% российских выпускников продолжают работать по специальности после окончания учебы [4]. Среди студентов 46% указали, что им нравятся выбранные специальности, о чем свидетельствует опрос, проведенный АНО «Россия - страна возможностей» и группой компаний «ЭФКО» [5].

Согласно прогнозу социально-экономического развития, к 2036 году в секторе образования будет создана эффективная система выявления, поддержки и развития навыков и талантов детей и молодежи. Эта система будет основана на принципах справедливости, универсальности и направлена на содействие самоопределению и профессиональной ориентации всех обучающихся [2].

В связи с этим планируется внедрение профориентационных мероприятий на уровнях начального и среднего общего образования на основе Единой модели профориентации учащихся 6-11 классов, как эффективного, доступного и бесплатного инструмента повышения готовности школьников к профессиональному самоопределению посредством соответствующих профориентационных программ. Эти программы будут учитывать потребности современных отраслей промышленности и включать интерактивные образовательные технологии. Для содействия эффективному личному и профессиональному самоопределению рекомендуется как можно раньше начинать процесс приобщения обучающихся к миру профессий и людей. В таблице 1 представлен возможный пример организации специализированного обучения с учетом образовательных приоритетов каждого этапа школьного обучения. На подготовительном и допрофессиональном этапе (6-9 классы) учащиеся знакомятся с основами преподавания и условиями в университете. На профильном этапе (10-11 классы) продолжается профильное развитие учащихся и формируются их профессиональные интересы [2].

Таблица 1.

Этапы профилизации образовательной деятельности

Этапы

1 этап

пропедевтический

2 этап

пропедевтический

3 этап

пропедевтический

Классы

6-7

8-9

10-11

Приоритет в образовательной деятельности

надпредметный

межпредметный

предметный

Механизм реализации

внеурочная деятельность / дополнительное образование

 

внеурочная деятельность / дополнительное образование / курсы в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности/социальная практика

 

внеурочная деятельность / дополнительное образование / курсы в рамках обязательной части и части учебного плана, формируемой участниками образовательной деятельности/

социальная практика

 

Внеклассные мероприятия, дополнительное образование и курсы являются неотъемлемой частью обязательного компонента и учебного плана образовательных программ для обучающихся. Эти мероприятия предназначены для того, чтобы предоставить школьникам возможность приобрести опыт, развить навыки и изучить различные области интересов.

Предпрофессиональная подготовка включает в себя широкий спектр инициатив и программ, направленных на то, чтобы помочь старшеклассникам определить свой карьерный путь и приобрести навыки, необходимые для достижения успеха в выбранных ими областях. Образовательные учреждения преследуют несколько ключевых целей при организации предпрофессиональной подготовки:

  1. Определение профессиональных интересов: Помочь обучающимся определить сферы их интересов и склонностей, что позволит им принимать обоснованные решения относительно своей будущей карьеры.
  2. Развитие профессиональных компетенций: Предоставить обучающимся прочную базу знаний и умений, необходимых для выбранной ими профессии. Это может включать в себя приобретение практических навыков, таких как использование инструментов и компьютерных программ, а также получение представления о различных доступных профессиях.
  3. Адаптация к требованиям рынка труда. Ориентировать обучающимся на соответствующие профессии и навыки, востребованные в регионе и стране, что повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
  4. Развитие личностных качеств. Формирование таких качеств, как ответственность, общительность, умение работать в команде, которые являются важными аспектами в любой профессиональной среде.
  5. Повышение академических достижений. Понимание практического применения полученных знаний может повысить интерес обучающимся к учебе и наполнить их целеустремленностью.
  6. Поддержка социальной интеграции. Проведение мероприятий по предпрофессиональной подготовке дает возможность старшеклассникам и студентам университетов/средних профессиональных учреждений пообщаться, что является важным аспектом их целостного развития.

Эти инициативы помогут обучающимся развить не только профессиональные компетенции, но и уверенность в себе, что необходимо для успешной карьеры.

Предпрофессиональная подготовка - это процесс, направленный на ознакомление обучающихся с различными профессиями, развитие их интересов и склонностей, а также формирование понимания требований и возможностей современного рынка труда. Этот процесс может включать в себя различные формы обучения, такие как профориентационные мероприятия (выставки, семинары, экскурсии по предприятиям), практические занятия и стажировки в реальных условиях работы, курсы повышения квалификации для приобретения базовых профессиональных навыков и индивидуальные консультации с экспертами в различных областях. Одним из наиболее эффективных методов поиска своего места в профессиональном мире являются профессиональные испытания (пробы). Это опыт, который позволяет людям оценить свои интересы и способности, а также ознакомиться с особенностями различных профессий.

Профессиональные испытания (пробы) - это краткосрочная, часто добровольная, стажировка или испытательный срок, в течение которого у человека есть возможность попробовать себя в определенной роли или профессии. Такие испытания могут проводиться в учебных заведениях или в рамках стажировки в организации. Эти испытания могут охватывать самые разные области, от творческих профессий до технических областей. Почему профессиональные испытания (пробы) важны?

1. Выявление интересов и склонностей.

Профессиональные испытания помогают определить виды деятельности, которые действительно интересуют человека. Это может помочь избежать ошибок при выборе профессии и сэкономить время и ресурсы на ненужном обучении.

 

2. Получение реального опыта.

Участие в испытаниях позволяет специалистам не только понаблюдать за работой в конкретной области, но и приобрести практические навыки, которые могут пригодиться в будущих начинаниях.

 

3. Налаживание связей.

Во время испытательного срока у людей есть возможность пообщаться с профессионалами в своей области и наладить отношения с теми, кто обладает соответствующими навыками и знаниями. Эти связи могут оказаться полезными в будущем, будь то в процессе поиска работы или во время карьерного роста.

 

4. Переоценка карьерных приоритетов.

Испытательный срок также может привести к переоценке карьерных целей и приоритетов. Например, люди могут изначально воспринимать определенную работу как легкую и приятную, но, столкнувшись с ней на практике, они могут изменить свое мнение.

 

5. Укрепление уверенности в себе.

Благодаря практическому опыту, полученному в ходе профессионального испытания (пробы), люди становятся более уверенными в своей способности достичь карьерных целей.

 

Таким образом, профессиональные испытания (пробы) являются ценным ресурсом для получения четкого представления о своих карьерных перспективах. Эти испытания позволяют участникам изучить различные профессии, оценить свои навыки и предпочтения и приобрести необходимый опыт. В современном быстро развивающемся мире, где гибкость и желание учиться стали важными конкурентными преимуществами, эти испытания помогают не только выбрать профессию, но и построить успешную карьеру.

Список литературы

  1. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. №1688-р.
  2. Минпросвещения России от 01.06.2023 N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации»
  3. Автито работа: в среднем петербуржцы меняют работу 4 раза в жизни. URL: https://svoedeloplus.ru/2024/10/01/avtito-rabota-v-srednem-peterburzhczy-menyayut-rabotu-4-raza-v-zhizni/
  4. Быстрый поиск работы — SuperJob.ru. URL: https://www.superjob.ru/
  5. Россия — страна возможностей. URL: https://rsv.ru/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее