ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ, УРОВНЯ МОТИВАЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ, УРОВНЯ МОТИВАЦИИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН ПРОФЕССИЙ СОЦИОНОМИЧЕСКОГО ТИПА

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

236

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (208), Февраль ‘25

Поделиться

В статье рассматривается проблема взаимосвязи тревожности, уровня мотивации и копинг стратегий у женщин профессий социономического типа. Авторами была обоснована актуальность обращения к теме данного исследования и представлены результаты исследования взаимосвязи тревожности, уровня мотивации и копинг стратегий у женщин профессий социономического типа. Сформулирована цель исследования, авторами были использованы следующие методики: тест Шкалы личностной тревожности Спилбергера-Ханина (State-Trate Anxiety Inventory, STAI), опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи», опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман. Метод ранговой корреляции Ч. Спирмена, с помощью данного метода были установлены статистически значимые связи между тревожности, уровня мотивации и копинг стратегий у женщин профессий социономического типа. Представлены результаты исследования и сформулированы выводы.

Всё больше людей обращают внимание на проблему тревоги, потому что появляется всё больше доказательств того, как негативно она влияет на качество учёбы и работы. Выяснилось, что тревога вовсе не так быстро проходит, как думали раньше. Более того, высокий уровень тревожности ведёт к снижению производительности труда, росту заболеваемости и смертности, а также к злоупотреблению алкоголем и наркотиками среди значительной части населения.

Стивен Стоссел считает, что тревога 21 века связана с огромным количеством возможностей, которые есть у современного человека, с его вечной погоней за материальными ценностями и статусом, а также с ростом индивидуализма, конкуренции и снижением сплочённости в обществе [2].

Исследования уровня тревожности и мотивации достижения успеха, а также стратегий преодоления трудностей, проведённые на группах подростков и студентов, показали, что студенты с высокой мотивацией достижения успеха менее тревожны, чем те, кто стремится избежать неудачи [3]. Чем выше уровень тревожности, тем более неадаптивные стратегии используются для её преодоления [4].

В отечественных исследованиях проблеме тревожности уделяется меньше внимания, и чаще всего они касаются детей или студентов, а не взрослых людей [1]. Это лишь подчёркивает актуальность нашего исследования.

Изложение и анализ результатов исследования начнем с полученных нами данных по тесту «Шкалы личностной тревожности Спилбергера-Ханина».

График 1. Распределение респондентов по уровням тревожности (в %)

На графике 1 мы видим, что в группе наших респондентов низкий уровень личностной тревожности не был диагностирован ни у одной из женщин, принимавших участие в нашем исследовании. У 53% участниц было диагностировано умеренное проявление личностной тревожности и у 47% высокий уровень личностной тревожности.

По шкале ситуативная тревожность» результаты немного лучше: у 7% диагностирован низкий уровень; у 60% умеренное проявление ситуативной тревожности и у 33% высокий уровень данного вида тревожности.

Продолжим анализ полученных нами результатов по опроснику А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

График 2. Распределение респондентов по уровням мотивации (в %)

На графике 2 мы видим, что в группе наших респондентов мотивация к избеганию неудачи диагностирована у 7% женщин. Тенденция к избеганию неудачи и неярко выраженный мотивационный полюс не были выявлены ни у одной из участниц. Тенденция к достижению успеха была диагностирована у 20% респондентов, а мотивация к достижению успеха была диагностирована у 73% женщин профессий социономического типа.

Перейдем к анализу полученных нами результатов психологической диагностики по опроснику «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман.

График 3. Предпочитаемые респондентами копинг-стратегии (в %)

На представленной выше диаграмме мы видим, что: 87% женщин помогающих профессий чаще используют такую копинг-стратегию как положительная переоценка; 73% обращаются к поиску социальной поддержки; по 67% применяют самоконтроль и столько же планируют решение проблемы; 33% предпочитают такую стратегию как бегство-избегание; по 13% готовы конфронтировать или дистанцироваться от сложной стрессовой ситуации; такой способ совладающего поведения как принятие ответственности не является приоритетным в группе наших респондентов.

Проанализируем установленные нами статистически значимые взаимосвязи личностной тревожности с уровнем мотивации и способами совладающего поведения. Результаты математической статистики представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты математической статистики (критерий Спирмена)

 

Конфронтация

Принятие ответственности

Планирование решения проблемы

Положительная переоценка

Уровни мотивации успеха

Личностная тревожность

R

-0,193

-0,092

0,433*

0,544**

-0,125

p

0,306

0,631

0,017

0,002

0,512

Ситуативная тревожность

r

-0,543**

-0,476**

-0,127

-0,302

0,397*

p

0,002

0,008

0,502

0,105

0,030

Уровни мотивации

R

-0,444*

-0,474**

0,086

-0,038

1,000

p

0,014

0,008

0,652

0,841

 

 

Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности, уровня мотивации и копинг-стратегий у женщин профессий социономического типа позволяет сделать следующие выводы:

  1. В ходе выполнения работы гипотезы исследования частично подтверждены.
  2. Умеренный и высокий уровни личностной тревожности не взаимосвязаны с мотивацией достижения успеха. Высокая личностная тревожность не обязательно мешает мотивации к успеху, но и не способствует ей. Личностная тревожность может быть нейтральной по отношению к мотивации успеха, так как она является более устойчивой чертой и не всегда активируется в контексте достижения целей.
  3. Чем выше уровень личностной тревожности, тем чаще женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как планирование решения проблемы и положительная переоценка. Прямая корреляция между личностной тревожностью и копинг-стратегиями, такими как планирование решения проблемы и положительная переоценка, может быть объяснена тем, что люди с высокой тревожностью стремятся активно справляться с ситуациями, используя адаптивные подходы для снижения своей тревоги и повышения контроля над обстоятельствами.
  4. Чем выше ситуативная тревожность, тем выше уровень мотивации достижения успеха. Ситуативная тревожность усиливает мотивацию, когда человек чувствует необходимость преодолеть конкретные трудности или конкуренцию. Она активизирует ресурсы и заставляет человека работать усерднее для достижения успеха.
  5. Чем выше уровень ситуативной тревожности, тем реже женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как конфронтация и принятие ответственности. Высокий уровень тревожности создает негативные ожидания относительно исхода конфронтации или принятия ответственности, что снижает вероятность использования этих стратегий.
  6. Чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем реже женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как конфронтация и принятие ответственности. Женщины профессий социономического типа с высокой мотивацией достижения успеха сосредоточены на конечном результате и избегают ситуаций, которые могут отвлечь их от этой цели. Это приводит к игнорированию необходимости решать текущие проблемы через конфронтацию или принятие ответственности.

Список литературы

  1. Андреева О. В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/ conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf11/151.doc
  2. Москвина Н. В. Навыки совладания с критическими ситуациями и тревожность спортсменов-танцоров: половая специфика / Н. В. Москвина // Спортивно-педагогическое образование. – 2024. – № 1. – С. 49-54
  3. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-17
  4. Сунцова Я. С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин. / Яна Сергеевна Сунцова. 2014. №3. С. 17-49
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее