Всё больше людей обращают внимание на проблему тревоги, потому что появляется всё больше доказательств того, как негативно она влияет на качество учёбы и работы. Выяснилось, что тревога вовсе не так быстро проходит, как думали раньше. Более того, высокий уровень тревожности ведёт к снижению производительности труда, росту заболеваемости и смертности, а также к злоупотреблению алкоголем и наркотиками среди значительной части населения.
Стивен Стоссел считает, что тревога 21 века связана с огромным количеством возможностей, которые есть у современного человека, с его вечной погоней за материальными ценностями и статусом, а также с ростом индивидуализма, конкуренции и снижением сплочённости в обществе [2].
Исследования уровня тревожности и мотивации достижения успеха, а также стратегий преодоления трудностей, проведённые на группах подростков и студентов, показали, что студенты с высокой мотивацией достижения успеха менее тревожны, чем те, кто стремится избежать неудачи [3]. Чем выше уровень тревожности, тем более неадаптивные стратегии используются для её преодоления [4].
В отечественных исследованиях проблеме тревожности уделяется меньше внимания, и чаще всего они касаются детей или студентов, а не взрослых людей [1]. Это лишь подчёркивает актуальность нашего исследования.
Изложение и анализ результатов исследования начнем с полученных нами данных по тесту «Шкалы личностной тревожности Спилбергера-Ханина».

График 1. Распределение респондентов по уровням тревожности (в %)
На графике 1 мы видим, что в группе наших респондентов низкий уровень личностной тревожности не был диагностирован ни у одной из женщин, принимавших участие в нашем исследовании. У 53% участниц было диагностировано умеренное проявление личностной тревожности и у 47% высокий уровень личностной тревожности.
По шкале ситуативная тревожность» результаты немного лучше: у 7% диагностирован низкий уровень; у 60% умеренное проявление ситуативной тревожности и у 33% высокий уровень данного вида тревожности.
Продолжим анализ полученных нами результатов по опроснику А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

График 2. Распределение респондентов по уровням мотивации (в %)
На графике 2 мы видим, что в группе наших респондентов мотивация к избеганию неудачи диагностирована у 7% женщин. Тенденция к избеганию неудачи и неярко выраженный мотивационный полюс не были выявлены ни у одной из участниц. Тенденция к достижению успеха была диагностирована у 20% респондентов, а мотивация к достижению успеха была диагностирована у 73% женщин профессий социономического типа.
Перейдем к анализу полученных нами результатов психологической диагностики по опроснику «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман.

График 3. Предпочитаемые респондентами копинг-стратегии (в %)
На представленной выше диаграмме мы видим, что: 87% женщин помогающих профессий чаще используют такую копинг-стратегию как положительная переоценка; 73% обращаются к поиску социальной поддержки; по 67% применяют самоконтроль и столько же планируют решение проблемы; 33% предпочитают такую стратегию как бегство-избегание; по 13% готовы конфронтировать или дистанцироваться от сложной стрессовой ситуации; такой способ совладающего поведения как принятие ответственности не является приоритетным в группе наших респондентов.
Проанализируем установленные нами статистически значимые взаимосвязи личностной тревожности с уровнем мотивации и способами совладающего поведения. Результаты математической статистики представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты математической статистики (критерий Спирмена)
| 
			 
  | 
			
			 Конфронтация  | 
			
			 Принятие ответственности  | 
			
			 Планирование решения проблемы  | 
			
			 Положительная переоценка  | 
			
			 Уровни мотивации успеха  | 
		|
| 
			 Личностная тревожность  | 
			
			 R  | 
			
			 -0,193  | 
			
			 -0,092  | 
			
			 0,433*  | 
			
			 0,544**  | 
			
			 -0,125  | 
		
| 
			 p  | 
			
			 0,306  | 
			
			 0,631  | 
			
			 0,017  | 
			
			 0,002  | 
			
			 0,512  | 
		|
| 
			 Ситуативная тревожность  | 
			
			 r  | 
			
			 -0,543**  | 
			
			 -0,476**  | 
			
			 -0,127  | 
			
			 -0,302  | 
			
			 0,397*  | 
		
| 
			 p  | 
			
			 0,002  | 
			
			 0,008  | 
			
			 0,502  | 
			
			 0,105  | 
			
			 0,030  | 
		|
| 
			 Уровни мотивации  | 
			
			 R  | 
			
			 -0,444*  | 
			
			 -0,474**  | 
			
			 0,086  | 
			
			 -0,038  | 
			
			 1,000  | 
		
| 
			 p  | 
			
			 0,014  | 
			
			 0,008  | 
			
			 0,652  | 
			
			 0,841  | 
			||
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности, уровня мотивации и копинг-стратегий у женщин профессий социономического типа позволяет сделать следующие выводы:
- В ходе выполнения работы гипотезы исследования частично подтверждены.
 - Умеренный и высокий уровни личностной тревожности не взаимосвязаны с мотивацией достижения успеха. Высокая личностная тревожность не обязательно мешает мотивации к успеху, но и не способствует ей. Личностная тревожность может быть нейтральной по отношению к мотивации успеха, так как она является более устойчивой чертой и не всегда активируется в контексте достижения целей.
 - Чем выше уровень личностной тревожности, тем чаще женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как планирование решения проблемы и положительная переоценка. Прямая корреляция между личностной тревожностью и копинг-стратегиями, такими как планирование решения проблемы и положительная переоценка, может быть объяснена тем, что люди с высокой тревожностью стремятся активно справляться с ситуациями, используя адаптивные подходы для снижения своей тревоги и повышения контроля над обстоятельствами.
 - Чем выше ситуативная тревожность, тем выше уровень мотивации достижения успеха. Ситуативная тревожность усиливает мотивацию, когда человек чувствует необходимость преодолеть конкретные трудности или конкуренцию. Она активизирует ресурсы и заставляет человека работать усерднее для достижения успеха.
 - Чем выше уровень ситуативной тревожности, тем реже женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как конфронтация и принятие ответственности. Высокий уровень тревожности создает негативные ожидания относительно исхода конфронтации или принятия ответственности, что снижает вероятность использования этих стратегий.
 - Чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем реже женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как конфронтация и принятие ответственности. Женщины профессий социономического типа с высокой мотивацией достижения успеха сосредоточены на конечном результате и избегают ситуаций, которые могут отвлечь их от этой цели. Это приводит к игнорированию необходимости решать текущие проблемы через конфронтацию или принятие ответственности.
 
Список литературы
- Андреева О. В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/ conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf11/151.doc
 - Москвина Н. В. Навыки совладания с критическими ситуациями и тревожность спортсменов-танцоров: половая специфика / Н. В. Москвина // Спортивно-педагогическое образование. – 2024. – № 1. – С. 49-54
 - Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-17
 - Сунцова Я. С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин. / Яна Сергеевна Сунцова. 2014. №3. С. 17-49
 


