Всё больше людей обращают внимание на проблему тревоги, потому что появляется всё больше доказательств того, как негативно она влияет на качество учёбы и работы. Выяснилось, что тревога вовсе не так быстро проходит, как думали раньше. Более того, высокий уровень тревожности ведёт к снижению производительности труда, росту заболеваемости и смертности, а также к злоупотреблению алкоголем и наркотиками среди значительной части населения.
Стивен Стоссел считает, что тревога 21 века связана с огромным количеством возможностей, которые есть у современного человека, с его вечной погоней за материальными ценностями и статусом, а также с ростом индивидуализма, конкуренции и снижением сплочённости в обществе [2].
Исследования уровня тревожности и мотивации достижения успеха, а также стратегий преодоления трудностей, проведённые на группах подростков и студентов, показали, что студенты с высокой мотивацией достижения успеха менее тревожны, чем те, кто стремится избежать неудачи [3]. Чем выше уровень тревожности, тем более неадаптивные стратегии используются для её преодоления [4].
В отечественных исследованиях проблеме тревожности уделяется меньше внимания, и чаще всего они касаются детей или студентов, а не взрослых людей [1]. Это лишь подчёркивает актуальность нашего исследования.
Изложение и анализ результатов исследования начнем с полученных нами данных по тесту «Шкалы личностной тревожности Спилбергера-Ханина».
График 1. Распределение респондентов по уровням тревожности (в %)
На графике 1 мы видим, что в группе наших респондентов низкий уровень личностной тревожности не был диагностирован ни у одной из женщин, принимавших участие в нашем исследовании. У 53% участниц было диагностировано умеренное проявление личностной тревожности и у 47% высокий уровень личностной тревожности.
По шкале ситуативная тревожность» результаты немного лучше: у 7% диагностирован низкий уровень; у 60% умеренное проявление ситуативной тревожности и у 33% высокий уровень данного вида тревожности.
Продолжим анализ полученных нами результатов по опроснику А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи».
График 2. Распределение респондентов по уровням мотивации (в %)
На графике 2 мы видим, что в группе наших респондентов мотивация к избеганию неудачи диагностирована у 7% женщин. Тенденция к избеганию неудачи и неярко выраженный мотивационный полюс не были выявлены ни у одной из участниц. Тенденция к достижению успеха была диагностирована у 20% респондентов, а мотивация к достижению успеха была диагностирована у 73% женщин профессий социономического типа.
Перейдем к анализу полученных нами результатов психологической диагностики по опроснику «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкман.
График 3. Предпочитаемые респондентами копинг-стратегии (в %)
На представленной выше диаграмме мы видим, что: 87% женщин помогающих профессий чаще используют такую копинг-стратегию как положительная переоценка; 73% обращаются к поиску социальной поддержки; по 67% применяют самоконтроль и столько же планируют решение проблемы; 33% предпочитают такую стратегию как бегство-избегание; по 13% готовы конфронтировать или дистанцироваться от сложной стрессовой ситуации; такой способ совладающего поведения как принятие ответственности не является приоритетным в группе наших респондентов.
Проанализируем установленные нами статистически значимые взаимосвязи личностной тревожности с уровнем мотивации и способами совладающего поведения. Результаты математической статистики представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты математической статистики (критерий Спирмена)
|
Конфронтация |
Принятие ответственности |
Планирование решения проблемы |
Положительная переоценка |
Уровни мотивации успеха |
|
Личностная тревожность |
R |
-0,193 |
-0,092 |
0,433* |
0,544** |
-0,125 |
p |
0,306 |
0,631 |
0,017 |
0,002 |
0,512 |
|
Ситуативная тревожность |
r |
-0,543** |
-0,476** |
-0,127 |
-0,302 |
0,397* |
p |
0,002 |
0,008 |
0,502 |
0,105 |
0,030 |
|
Уровни мотивации |
R |
-0,444* |
-0,474** |
0,086 |
-0,038 |
1,000 |
p |
0,014 |
0,008 |
0,652 |
0,841 |
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности, уровня мотивации и копинг-стратегий у женщин профессий социономического типа позволяет сделать следующие выводы:
- В ходе выполнения работы гипотезы исследования частично подтверждены.
- Умеренный и высокий уровни личностной тревожности не взаимосвязаны с мотивацией достижения успеха. Высокая личностная тревожность не обязательно мешает мотивации к успеху, но и не способствует ей. Личностная тревожность может быть нейтральной по отношению к мотивации успеха, так как она является более устойчивой чертой и не всегда активируется в контексте достижения целей.
- Чем выше уровень личностной тревожности, тем чаще женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как планирование решения проблемы и положительная переоценка. Прямая корреляция между личностной тревожностью и копинг-стратегиями, такими как планирование решения проблемы и положительная переоценка, может быть объяснена тем, что люди с высокой тревожностью стремятся активно справляться с ситуациями, используя адаптивные подходы для снижения своей тревоги и повышения контроля над обстоятельствами.
- Чем выше ситуативная тревожность, тем выше уровень мотивации достижения успеха. Ситуативная тревожность усиливает мотивацию, когда человек чувствует необходимость преодолеть конкретные трудности или конкуренцию. Она активизирует ресурсы и заставляет человека работать усерднее для достижения успеха.
- Чем выше уровень ситуативной тревожности, тем реже женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как конфронтация и принятие ответственности. Высокий уровень тревожности создает негативные ожидания относительно исхода конфронтации или принятия ответственности, что снижает вероятность использования этих стратегий.
- Чем выше уровень мотивации достижения успеха, тем реже женщины профессий социономического типа будут использовать такие копинг стратегии как конфронтация и принятие ответственности. Женщины профессий социономического типа с высокой мотивацией достижения успеха сосредоточены на конечном результате и избегают ситуаций, которые могут отвлечь их от этой цели. Это приводит к игнорированию необходимости решать текущие проблемы через конфронтацию или принятие ответственности.
Список литературы
- Андреева О. В. Особенности профессиональной деятельности и психологического состояния представителей социономических профессий // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.google.ru/ conference.osu.ru/assets/files/conf_reports/conf11/151.doc
- Москвина Н. В. Навыки совладания с критическими ситуациями и тревожность спортсменов-танцоров: половая специфика / Н. В. Москвина // Спортивно-педагогическое образование. – 2024. – № 1. – С. 49-54
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-17
- Сунцова Я. С. Особенности психологических защит и копинг-стратегий мужчин и женщин. / Яна Сергеевна Сунцова. 2014. №3. С. 17-49