Локус контроля – это качество, которое характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним или внутренним силам [2]. Дж. Роттер выделил два вида локуса контроля:
1. Интернальный (внутренний) – когда все происходящие значимые события представляются как результат собственной деятельности.
2. Экстернальный (внешний) – события расцениваются, как результат воздействия чего- то извне, на что человек не в состоянии повлиять.
Р. Лазарус и С. Фолькман определяют копинг как когнитивные и поведенческие попытки управлять специфическими внешними и или внутренними требованиями, которые оценены как вызывающие напряжение или чрезвычайные для ресурсов человека [3].
Е. И. Чехлатый и Н. В. Веселова также рассматривают понятие копинг-стратегии как активные усилия личности, направленные на овладение ситуацией или проблемой.
Выделяют следующие базисные стратегии: Разрешение проблем; Поиск социальной поддержки; Избегание.
Ю. Г. Запрудский и А. Я. Анцупова считают, что конфликт — это явное или скрытое состояние противостояние интересов, целей, мнений субъектов взаимодействия.
По мнению О. В. Киселевой стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к самому конфликту, установка на определенные формы поведения в такой ситуации [1].
Согласно теории К. Томаса и Р. Киллмана можно выделить следующие стратегии: соперничество, приспособление, избегание, сотрудничество, компромисс.
Выборку исследования составили 30 студентов 3 и 4 курсов, обучающихся на уголовно-правовом профиле в ФКОУ ВО КИ ФСИН г. Новокузнецка, в возрасте от 20 до 23 лет, средний возраст по выборке составил 22 года.
Диагностика локуса контроля в группе студентов-юристов по методике «Исследование локуса контроля» Дж. Роттер показало следующие результаты: интернальность 63%; экстернальность 37%.
Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса показал, что наибольшей выраженностью использования, относительно других стратегий, у исследуемых групп студентов-юристов обладает стратегия «бегство-избегание». Наиболее умеренное использование принадлежит стратегии «поиск социальной поддержки». Копинг-стратегия «планирование решения проблемы» показывает относительно средние показатели по умеренному и выраженному использованию.
Методика «Стиль поведения в конфликте» К. Томаса, Р. Килманна показала, что наиболее оптимально и ярко выраженной стратегией поведения в конфликте у исследуемых респондентов является «компромисс». Исходя из этого их можно охарактеризовать как людей, которые стремятся сгладить конфликт посредством взаимных уступок, с нахождением общего, частичного для каждой стороны, решения. Данные результаты наглядно демонстрируют принадлежность респондентов к юридической практике, поскольку именно там, компромисс, как стратегия имеет большую роль при, например, судебных процессах. Наименее выраженной стратегией является «сотрудничество». Можно предположить, что в большинстве повседневных конфликтов, использование стратегии сотрудничества может показаться достаточно энерго- и ресурсозатратным, поэтому респонденты предпочитают не настолько трудоемкую стратегию компромисса. «Избегание» имеет относительно средние показатели по трем уровням выраженности. В можно предположить, что определенных случаях, требующих больших эмоциональных затрат, респонденты порой предпочитают уйти от конфликта, дабы сохранить свою психику, отношения и т. п.
При корреляционном анализе выявлено: положительная взаимосвязь между интернальностью и стратегией «планирование решения проблемы». Исходя из этого можно предположить, что внутренний локус контроля в стрессовых и конфликтных ситуациях активизирует внутренние ресурсы человека, тот в свою очередь, анализируя результаты своей деятельности, особенности ситуации и прогнозируя возможные результаты, старается наиболее конструктивно выйти из сложившейся ситуации. Была также выявлена отрицательная взаимосвязь между интернальностью и стратегиями «избегание», «бегство-избегание». Это говорит о том, что стратегии, направленные на избегание, соответствуют экстернальной направленности. В таком случае можно предположить, что у экстерналов в конфликтных ситуациях отсутствует не только стремление к какой-либо кооперации, но и к достижению собственных интересов. Помимо этого, обнаружены прямые связи: «избегание» с «бегством-избеганием» и «дистанциированием»; «дистанциирование» с «принятием ответственности» и «приспособлением»; «приспособление» с «бегством-избеганием»; «бегство-избегание» с «принятием ответственности»; «планирование решения проблемы» с «поиском соц. поддержки»; обратная связь «принятие ответственности» с «соперничеством».
Таким образом гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь между локусом контроля и копинг-стратегиями, стратегиями поведения в конфликте у студентов-юристов, а именно: чем больше интернальность, тем более выражены стратегии копинга «планирование решения проблемы» и «поиск социальной поддержки» и стратегии поведения в конфликте «сотрудничество» и «компромисс», и менее выражены стратегии «бегство-избегание» и «избегание» соответственно, может быть частично подтверждена.
Список литературы
- Киселева, О. В. Влияние личностных особенностей на выбор копинг-стратегий у подростков с нарушениями и без нарушений поведения / О. В. Киселева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – Санкт-Петербург. – 2007 – № 29. – С.152-154.
- Савина, Ю. В. Локус контроля в понимании современной психологии / Ю. В. Савина, Е. В. Щетинина // Молодой ученый. – 2022. – № 42 (437). – С. 219-223
- Lazarus, R. S. Stress, Appraisal, and Coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. – New York: Springer Publishing Company, Inc, 1984. – 437 с.