ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ МОНИТОРИНГА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ МОНИТОРИНГА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (208), Февраль ‘25

Поделиться

В работе рассматривается проблема мониторинга чрезвычайных ситуаций природного характера и пути повышения его эффективности в России. Анализируются задачи и направления деятельности систем мониторинга, включая сбор, анализ данных, прогнозирование, оповещение и участие в принятии управленческих решений.

Ежегодно международным сообществом ведется кропотливая работа по разработке современных методик мониторинга чрезвычайных ситуаций. Необходимость реализуемой работы обуславливается катастрофическими последствиями, которые приносят чрезвычайные ситуации современному обществу.

 

В современной практике чрезвычайные ситуации подразделяются на техногенные и природные. В данной работе мы более детально рассмотрим проблему мониторинга чрезвычайных ситуаций природного характера.

 

Необходимо отметить, что для прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного характера есть ряд специфических особенностей, среди которых необходимо выделить следующие:

  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера, осуществляется на основе ряда факторов локального, регионального и глобального характера;
  • чрезвычайные ситуации природного характера, имеют множество факторов, на основе которых возможно сделать прогноз о месте и времени его происхождения. Для каждого вида чрезвычайной ситуации данный набор факторов является специфическим;
  • для каждого вида чрезвычайных ситуаций природного характера существуют разные приоритеты срочности прогнозов.

При этом ключевыми задачами системы мониторинга чрезвычайных ситуаций в каждой стране являются следующие:

  • своевременное определение потенциальных источников чрезвычайных ситуаций;
  • прогноз возникновения и масштабов чрезвычайных ситуаций;
  • оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
  • участие в принятии управленческих решений в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Данные задачи обуславливают необходимость реализации следующих направлений:

  • формирование компьютерных баз данных, как базовых элементов системы предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • контроль параметров, влияющих на паводковую, химическую, сейсмическую и др. виды обстановки;
  • оценка в реальном времени рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • мероприятия, направленные на снижение последствий возникновения чрезвычайных ситуаций.

Также необходимо отметить, что в практике прогнозирования чрезвычайных ситуаций существует три вида прогнозов:

 

долгосрочные (срок прогнозирования годы);

среднесрочные (срок прогнозирования месяцы);

краткосрочные (часы и дни).

 

Необходимо отметить, что в случае краткосрочного прогнозирования чрезвычайных ситуаций в краткосрочном периоде, возникает наиболее сложная ситуация. Если удалось спрогнозировать землетрясение или оползень, которые произойдут через несколько часов, органам, отвечающим за оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, необходимо оперативно и качественно реализовать свою работу.

 

Получается, что оперативный мониторинг чрезвычайных ситуаций, является неэффективным, если нет возможности оперативно оповестить людей о предстоящем событии.

 

Поэтому на наш взгляд, повышение эффективности мониторинга чрезвычайных ситуаций на современном этапе предполагает системный подход, когда существует единый центр сбора данных, анализа и предупреждения катастроф.  Соответственно данный центр обладает возможностями наиболее оперативного оповещения населения, о возможной природной катастрофе. Только выстроенная система способна справиться с поставленной задачей по спасению тысяч людских жизней за счет своевременного прогнозирования чрезвычайной ситуации и оповещения о ней населения [4].

 

В России функционирует эффективная система, позволяющая проводить мониторинг и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Система мониторинга чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации представлена на рисунке 1.

 

Вопросы мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций находится в ведении Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации. Министерство осуществляет полный контроль за ситуацией с природными и техногенными ситуациями в нашей стране.

Рисунок 1. Система мониторинга чрезвычайных ситуаций в РФ

 

Важным элементом системы мониторинга чрезвычайных ситуаций является центр управления в кризисных ситуациях МЧС России. Данная организация призвана решать следующие задачи:

  • осуществление сбора и обработки информации о чрезвычайных ситуациях, которая направляется в федеральные и региональные органы Министерства чрезвычайных ситуаций;
  • прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации;
  • проведение мониторинга в местах потенциального возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации;
  • координация обмена информацией между региональными органами МЧС в области прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
  • разработка современных методик сбора и анализа информации в рамках прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
  • информирование населения Российской Федерации о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Необходимо отметить, что центр управления кризисными ситуациями МЧС является ключевой организации в системе мониторинга чрезвычайных ситуаций в нашей стране. Именно данное образование отвечает за сбор, анализ информации и своевременное информирование населения о чрезвычайных ситуациях на территории России [3].

 

Реализация мониторинга и прогнозирования осуществляется благодаря эффективному использованию современных информационно-коммуникационных цифровых технологий. Они позволяют обеспечить развитие новых форматов взаимодействия структур и систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, поэтому внедрение автоматизированных систем управления, направленных на выработку управленческих решений в системе РСЧС является современным вектором ее развития.

Так, согласно поручениям Правительства РФ и МЧС России, приоритетным направлением развития информационных технологий в деятельности МЧС России является автоматизация процессов управления посредством внедрения инновационных технологий, единых стандартов обмена информацией и программного обеспечения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы АИУС РСЧС осуществляется для полного информационного обеспечения в единой системе.

 

В соответствии с вышеуказанными поручениями Правительства РФ и МЧС России в территориальных органах МЧС России на текущий период:

  • осуществлен переход к автоматизированному способу ведения базы данных паспортов территорий;
  • завершена работа по наполнению данных в АИУС РСЧС;
  • организована работа по внесению ежедневного оперативного прогноза;
  • организовано обучение кадров работе в АИУС РСЧС под руководством специалистов ГУ НЦУКС МЧС России;
  • разработан и утвержден полный комплект документов, регламентирующих деятельность АИУС РСЧС в территориальных органах МЧС России;
  • разработаны и утверждены инструкции по работе с функциональными подсистемами и блоками АИУС РСЧС для личного состава оперативно – дежурных смен ЦУКС территориальных органов МЧС России;
  • организована работа по ведению автоматизированной базы данных паспортов территорий, ведению ежедневного оперативного прогноза, автоматизированному учету сил и средств, учету оперативной информации о ЧС и происшествиях, выполнению расчетных задач с использованием интегрированного программного комплекса «САУР».

Развитие такого рода интегрированного на основе единой информационной платформы подхода к предупреждению чрезвычайных ситуаций, требует изменений в системе взаимодействии, а также соглашений субъектов исследуемой системы. В том числе между территориальными органами МЧС России и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти и уполномоченными организациями в области информационного обмена и взаимодействии.

 

Необходима также организация работ по уточнению информации об имеющихся автоматизированных информационных системах для ведения баз данных, которые можно использовать для автоматизированного обмена оперативной и плановой информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Современным ресурсом, действующим на основе цифровой платформы, который применяя технологии искусственного интеллекта, анализирует информацию прогноза погоды, данные системы космического мониторинга и другие сведения из паспортов территорий является Атлас природных и техногенных опасностей и рисков Российской Федерации. В качестве новой системы, как современный инструмент информирования граждан в сети Интернет о возможных рисках, систематизирующий справочные и прогнозные данные по регионам России, он был представлен региональным органам власти в 2019 г.

 

В оперативно – дежурных сменах центров управлений в кризисных ситуациях территориальных органов МЧС России с конца 2019 года организована работа по внесению ежедневного оперативного прогноза в АИУС РСЧС, что позволяет визуализировать прогноз на цифровой картографической основе, а также проводить анализ возможной обстановки с детализацией до муниципального уровня. При получении сообщений об угрозах чрезвычайных ситуаций, связанных с опасными природными явлениями и подготовкой экстренных предупреждений, выполняется моделирование возможных неблагоприятных ситуаций. Все подготовленные аналитические материалы и модели направляются в органы управления территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также главам администраций муниципальных образований через единые дежурно-диспетчерские службы, для оценки и принятия управленческих решений в звеньях территориальной подсистемы РСЧС.

 

Наряду с этим внедряются новые технические решения, позволяющие более детализированный мониторинг окружающей среды и предупреждения чрезвычайных ситуаций, такие как применение результатов оперативной аэрофотосъемки с целью построения ортофотопланов. Построенные заблаговременно ортофотопланы позволяют более точно спрогнозировать обстановку, которая будет складываться вследствие воздействия одного из природных факторов, детализировать и определить зону воздействия опасных факторов.

 

Такие решения уже были реализованы на территориях Иркутской области и Приморского края в паводковоопасный период. На основе проведенной разведки с применением беспилотных авиационных систем и составленных ортофотопланов заранее определены участки территории, наиболее подверженные подтоплению, заблаговременно проведены берегоукрепительные мероприятия, возведены новые и укреплены существующие дамбы, что позволило минимизировать материальный ущерб и избежать человеческих жертв.

 

Информационное обеспечение работы системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в России требует обобщения огромных массивов информации, структурирования и интеграции ее источников и потоков, а также развития возможностей применения технологий работы с большими данными в исследуемой области. Это предопределило слияние АИУС РСЧС и информационной системы «Атлас рисков и опасностей».

 

Таким образом информационная система «Атлас рисков и опасностей» становится сегментом АИУС РСЧС, своего рода цифровой платформой отображения информации, содержащейся в базах данных. Применение таких технических решений и их результатов будет отображаться в слоях (уровнях) автоматизированной информационно-управляющей системе – 2030 и информационной системе «Атлас опасностей и рисков», которая интегрирует оперативную и прогнозную информацию, результаты обработки данных паспортов территорий, космического мониторинга, формируя результативную среду принятия управленческих решений в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Список литературы

  1. Жуков, В. И. Защита и безопасность в чрезвычайных ситуациях / В.И. Жуков, Л.Н. Горбунова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 400 c.
  2. Официальный сайт Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://www.mchs.gov.ru
  3. Гришечкин А.М., Потапова С.О. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций// Пожарная безопасность: проблемы и перспективы, 2018. № 3. С. 21-26
  4. Емельянов, В.М. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях / В.М. Емельянов, В.Н. Коханов, П.А. Некрасов, и др. - М.: Академический проект, 2018. - 480 c.
  5. Турсунов А.А., Файзулло Х.А. Прогнозирование землетрясений // Науки о земле и смежные экологические науки // 2021, № 2, с. 238-243
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее