Развитие современных технологий привело возникновению и криминализации в современном обществе многих стран нового вида преступлений, связанных с использованием средств компьютерной техники.
Проблема борьбы с мошенничеством в сфере современных технологий в государствах с высоким технологическим уровнем признана одной из первоочередных задач, важность которой возрастает с каждым годом.
Проводя анализ состояния уголовно-правового противодействия мошенническим посягательствам в сфере информационных технологий необходимо акцентировать особое внимание на проблеме установления и дифференциации ответственности за компьютерное мошенничество в зарубежном уголовном законодательстве, так как превентивные меры за подобное нарушение закона предусмотрены за любой обман.
Зарубежный опыт в данной сфере имеет практическое значение, в связи с международным характером мошенничества в сфере современных технологий, и подчеркивает взаимодействие с правовыми системами и правоохранительными органами других государств.
Высокие информационные технологии превратились в средства и способы достижения преступного умысла, в этой связи органы правопорядка иностранных государств применяли для квалификации преступлении общие положения уголовных статей о хищениях и злоупотреблениях. Острой необходимостью стала проблема разработки норм национального уголовного законодательства, касающегося мошенничества в сфере компьютерных преступлений. Перед мировым сообществом и на сегодняшний день остро стоят проблемы противостояния мошенничеству в сфере высоких технологий и их решение требует принятия решительных международных мер.
13 сентября 1989 года на заседании Комитета министров Совета Европы была принята Рекомендация №89(9), которая содержала список правонарушений в сфере компьютерных преступлений.
В июле 2000 г. в Окинаве «восьмерка» развитых стран приняла Хартию глобального информационного общества, в которой взяла на себя обязательство обеспечить осуществление эффективных мер в борьбе с преступностью в сфере высоких технологий.
Огромное значение в борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий имеет деятельность ООН. В феврале 2013 года Управлением ООН (UNODC) был подготовлен доклад о результатах изучения преступлений, совершаемых с применением компьютерных технологий. Согласно данному отчету уголовно-правовое противодействие компьютерному мошенничеству в 40% стран реализуется с помощью применения специальных норм о мошенничестве в сфере компьютерной информации, в 40% стран осуществляется путем применения общих положений о преступлениях против собственности. А вот в 15% стран для решения этой проблемы используется комплексный подход, при применении которого, действия лиц, квалифицируются по совокупности преступлений об общеуголовном мошенничестве и против компьютерной информации.
В 2017 году по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН (резолюция от 1 апреля 2011 г. N 65/230) Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию предложила осуществлять функции платформы для дальнейшего и своевременного рассмотрения проблем, касающихся мошенничества в сфере компьютерных технологий, тщательно контролировать появление новых направлений [1].
В последние годы международные документы, разработанные для противодействия мошенничеству в сфере высоких технологий классифицированы на пять групп. Выделены документы, которые разработаны под руководством: Совета Европы или Европейского Союза, Содружества Независимых Государств или Шанхайской организации сотрудничества, межправительственных африканских организаций, Лиги арабских государств и Организации Объединенных Наций [2].
На сегодняшний день Конвенция Совета Европы о киберпреступности (Будапештская), принятая 23 ноября 2001 года является наиболее значимым международным документом. Будапешская конвенция обязательна для государств-участников и регулирует действия по борьбе с киберпреступностью. В 2017 году число стран-участников подписавших Будапештскую Конвенцию возросло до 56 участников. Важно отметить, что Конвенция, выделила отдельным составом мошенничество с использованием компьютерных технологий.
На вариативных подходах к толкованию отдельных видов преступлений в сфере компьютерных технологий, была основана и принята в 2010 году Конвенция Лиги арабских государств о борьбе с преступлениями в области информационных технологий.
Соглашение Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности можно представить отдельным документом международного характера, обязательным для его участников [4]. Однако в этом документе вопросы криминализации деяний не рассматриваются.
В 2014 году государства – члены Африканского союза приняли Конвенцию о кибербезопасности о защите персональных данных, рассмотрев в ней вопросы безопасности в информационном пространстве в целом и разработали законодательство по содействию электронной торговле [5].
Необходимо также отметить, что в последние годы появилась практика принятия актов рекомендательного характера. В число входят такие акты как: типовые тексты законов Международного союза электросвязи (МСЭ), типовой закон Лиги арабских государств о борьбе с преступлениями в сфере информационных систем (2004 год), типовые тексты законов Карибского сообщества (КАРИКОМ), Карибского союза электросвязи (КСЭ) по киберпреступности, электронной торговле и электронным доказательствам, и другие. Данные документы имеют возможность применения для целей национального законодательства любого государства, но не являются обязательными [4].
Особый интерес вызывает уголовно-правовое регулирование мошенничества, в сфере высоких технологий, в отдельных зарубежных странах.
2 апреля 1973 года в Швеции был принят нормативный акт (Data act), который стал первым законом о компьютерных преступлениях. В соответствии с данный правовым актом предусматривалась уголовная ответственность за проникновение в компьютерную систему с целью введения ложных сведений в компьютерную информацию, которые позволяли похитить денежные средства, имущество, ценные бумаги, услуги или ценную информацию. Норма, касающаяся мошенничества, совершенного путем предоставления неправильной или неполной информации, или посредством внесения изменений в программу или отчетность или осуществляемого какими-либо другими способами незаконного влияния на результат автоматической обработки информации, или любой другой сходной автоматической обработки, которая влечет выгоду для лица, совершившего преступление, и убытки для любого другого лица (ч. 2 ст. 1 гл. 9) появилась в уголовном кодексе Швеции в начале 90-х годов [1].
В 1977 году в США разработан законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за преступления в сфере информационных технологий. Закон о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров (Computer Fraud and Abuse Act, CFAA) был принят в 1984 году. В нем установлена уголовная ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. В Законе о мошенничестве и злоупотреблении с использованием компьютеров установлена уголовная ответственность за несколько основных составов преступлений: компьютерный шпионаж, несанкционированный доступ к информации, компьютерное мошенничество, умышленное или по неосторожности повреждение защищенных компьютеров, угрозы, вымогательство, шантаж, совершаемые с использованием компьютерных технологий и другие. Наказания за преступления с использованием высоких технологий выражаются в денежных штрафах и тюремном заключении, сроки которого определятся в зависимости размера материального ущерба, причиненного деянием, а также от тяжести совершенного преступления и многих других. На сегодняшний день в США разрабатывается новый законопроект, который направлен на ужесточение наказания за преступления, совершаемые с помощью высоких технологий.
В Великобритании с августа 1990 года действует Акт о компьютерных злоупотреблениях, в соответствии с которым если при помощи компьютера были уничтожены или изменены данные, или программы, перемещены или использованы для преступных целей, только доступ к этому компьютеру признается преступлением, предусматривающим наказание в виде штрафа или заключения на срок до 6 месяцев.
Серьезность проблемы преступлений с применением высоких технологий в Великобритании подчеркивает принятие в 2000 году Закона о терроризме. В соответствии с которым, террористическими действиями признается вмешательство или нарушение работы любой электронной системы.
В Уголовном кодексе Германии мошенничество с применением компьютерных технологий выделено в отдельное преступление. В соответствии с Немецким Уголовным кодексом получение компьютерных данных находящихся под защитой от незаконного доступа, преступным путем для личных целей или для использования данных третьими лицами, квалифицируются как компьютерные преступления и влекут за собой наказание в виде лишения свободы на срок от трех лет [5].
Также предусмотрено наказание за попытки уничтожения, стирание, изменение или приведение в негодность данных предусмотрено наказание в виде штрафа или заключения сроком до двух лет. Необходимо отметить, что Уголовном кодексе Германии содержатся нормы о таких преступлениях, как DNS‑атаки (компьютерный саботаж) и создание вредоносных программ и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
В уголовном законодательстве Нидерландов для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий разработана классификация компьютерных преступлений. В 1993 году Законом о компьютерных преступлениях были внесены разъяснения и дополнения в новые составы преступлений: распространение вирусов, компьютерный саботаж, компьютерный шпионаж, несанкционированный доступ в компьютерные сети и незаконное копирование данных. Эти изменения позволили ужесточить законодательство против традиционных преступлений таких как мошенничество, подлог, вымогательство с целью борьбы с компьютерными преступлениями.
В Ирландии ответственность за преступления в сфере высоких технологий предусмотрена Актом о криминальном ущербе 1991 года, и даже попытка получать незаконный доступ в данным с помощью компьютерных технологий влечет за собой уголовную ответственность.
Особенность канадского Уголовного кодекса заключается в том, его структура состоит только из цифрового обозначения отдельных разделов, глав, статей, но стандартные наименования статей отсутствуют.
Этот подход, обеспечивает применение уголовной нормы к более широкому кругу лиц, совершим не только преступления с использованием высоких технологий.
Ответственность за преступления в сфере высоких технологий предусмотрена в нормах уголовного законодательства многих стран. Но мошенничество, совершаемое при помощи компьютерных технологий, не всегда относится к категории компьютерных преступлений и ответственность за его совершение часто просто не закреплена законодательно.
Анализ международного и зарубежного опыт борьбы с преступлениями в сфере компьютерных технологий показал, что ни один уровень законодательства не соответствует стандартам и ряд вопросов в этой сфере требует разработки решений.
Отсюда следует, что возникает необходимость разработки международных норм отношений в системе информационных технологий, а также определенного порядка взаимодействия органов правопорядка различных стран в сфере цифровой информационной безопасности между друг другом и организациями, деятельность которых, направлена на предоставление услуг в сфере коммуникаций с использованием сети Интернет.
Список литературы
- Громов Е.В. Развитие уголовного законодательства о преступлениях в сфере компьютерной информации в зарубежных странах (США, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, Польше) // Вестник ТГПУ. Серия «Гуманитарные науки(юриспруденция)» 2006. №11.
- Кузнецов А.П. Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации по зарубежному законодательству // Международное публичное и частное право.2007 № 3.
- Казаков С.Э. Компьютерные преступления в законодательстве США и Канады: Учебное пособие. Н.Новгород. 2003. С.123-124
- Уголовное право зарубежных стран. Особенная часть: Учебное пособие / Под ред. И.Д. Козочкина. М.,2004
- Хилюта В.В. Хищение с использованием компьютерной техники или компьютерное мошенничество? // Библиотека криминалиста. Научный Журнал. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2013. №5(10)