Организация защиты личных прав и свобод гражданина российской федерации в условиях чрезвычайной ситуации

Организация защиты личных прав и свобод гражданина российской федерации в условиях чрезвычайной ситуации

В статье рассматриваются вопросы оказания помощи гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне Чрезвычайной ситуации. Дано обоснование важности организации защиты личных прав и свобод гражданина Российской Федерации в условиях чрезвычайной ситуации. Также детально рассмотрены цели и задачи федеральных органов исполнительной власти по организации и проведению соответствующих мероприятий в данной области.

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (34), Октябрь ‘21

Поделиться

 

Для того, чтобы подробно исследовать данный вопрос, прежде всего, необходимо дать четкое определение чрезвычайной ситуации для того, чтобы понять какие же ограничения или проблемные вопросы в области защиты личных прав и свобод гражданина могут возникнуть в случаях, когда гражданин или граждане оказались в зоне чрезвычайной ситуации. Что немало важно, нужно подробно рассмотреть случаи, когда люди стали жертвами воздействия всех возможных опасных факторов произошедшей ситуации. Чрезвычайной ситуацией принято называть обстановку на определённой территории, которая  сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей[1]. В различных источниках могут встречаться другие определения чрезвычайной ситуации, но они не сильно отличаются и передают одну и ту же суть, что это, прежде всего неблагоприятная обстановка, которая так или иначе может повлиять на повседневную жизнь общества и людей в частности. В зависимости от масштабов последствий произошедшей чрезвычайной ситуации, ущерб и жертвы тоже могут разниться. Как правило, МЧС России как федеральный орган исполнительной власти, в своей повседневной деятельности определяет для себя предотвращение и своевременное реагирование на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, так как все подчиненные службы, ведомства и территориальные подразделения осуществляют свою деятельность именно в области предупреждения, предотвращения и ликвидации их последствий. Но все же, для более четкого понимания изучаемого вопроса, требуется разобрать все существующие виды чрезвычайных ситуаций, которые приведены на рисунке 1.

 

Рис. 1 Классификация видов чрезвычайной ситуации

Исходя из вышеуказанных видов чрезвычайных ситуаций, граждане в случае пребывания в зоне чрезвычайной ситуации, волей или неволей столкнуться с рядом ограничений, и это не считая материального ущерба, причиненного вследствие воздействия опасных факторов чрезвычайной ситуации. Как правило, на территории, где произошла чрезвычайная ситуация, вводится режим функционирования органов исполнительной власти в чрезвычайной ситуации, который предусматривает ряд ограничений, на которых следует остановиться отдельно. Но прежде, чем переходить к рассмотрению возможных ограничений, необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации и разобрать, какие же права и свободы граждан гарантируются в нашей стране.

В соответствии с семнадцатой статьей второй главы Конституции  Российской Федерации, в нашей стране признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и самоуправления и обеспечиваются правосудием[2].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, предусмотрено введение следующих ограничений, отраженных на рисунке 2.

Рис. 2 Ограничения при чрезвычайном положении

 

Самое значимое ограничение, которое может вводиться – это, естественно, ограничения по передвижению. Данный вопрос крайне актуален, учитывая какая обстановка складывалась в связи с распространением пандемии новой коронавирусной инфекции как на территории нашей страны, так и во всем мире в целом. Практически во всех регионах были введены соответствующие ограничения, касательно свободного передвижения граждан в населенном пункте, где они проживают с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации. Подобные ограничения могут вводиться и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основная цель введения соответствующих ограничений – это, конечно же, создание более безопасных и благоприятных условий для населения для того, чтобы  последствия чрезвычайной ситуации не оказывали отрицательный эффект. В таких случаях, неизбежно приходится ограничивать свободы граждан, но необходимо понимать, что все это нужно делать исключительно в рамках закона. При этом следует своевременно доводить информацию до населения о введении каких-либо ограничений, потому что в кризисных ситуациях очень много людей могут быть обеспокоены. Хуже всего, начать паниковать, иногда проявляя агрессивное отношение к представителям федеральных органов исполнительной власти, ссылаясь на факт того, что их не оповестили о происходящей ситуации.

Также ограничения могут коснуться и передвижения личного или служебного автотранспорта. В случае, если чрезвычайная ситуация касается вопросов антитеррористической угрозы или боевых действий в военное время в зоне конфликта, и люди и личный автотранспорт могут подвергаться досмотру и осмотру с целью предотвращения возникновения опасной ситуации, которая может вызвать жертвы среди населения.

При осложнении мероприятий по обеспечению населения продовольствиями может вводиться особый порядок продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости. Чаще всего это касается зон, в которых произошли крупные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера. Как правило, в таких случаях, организуется доставка и выдачи гуманитарной помощи населению в зоне, населенные пункты и население которых, пострадали больше всего (Рисунок 3).

https://doneck-news.com/uploads/posts/2018-04/24-aprelya-v-gorlovke-nachalas-vydacha-produktovyh-naborov-detskogo-pitaniya-semyam-s-detmi-ot-0-do-3-let_2.jpeg

Рис. 3 Доставка и выдачи гуманитарной помощи

 

Одним из важных аспектов защиты прав и интересов граждан является вопрос обеспечения защиты информации о личных данных граждан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При спешной эвакуации населения или передвижения в безопасную зону, люди могут потерять свои документы (паспорт или другие жизненно необходимые документы). Любые данные, отраженные в таких документах должны быть восстановлены в кратчайшие сроки, а для этого должна быть организована четкая и оперативная работа служб, ведомств и организаций, которые предоставляют услугу по выдачи соответствующих документов. Вся подобная работа будет проводиться в экстремальных условиях, а значит, неизбежно потребуется поддержка экстренных служб в организации подобной работы в зоне чрезвычайной ситуации. Соответствующие документы, прежде всего, нужны для того, чтобы определить категорию граждан, которые должны получать помощь в первую очередь.

Не стоит забывать о гражданах, которые впоследствии воздействия чрезвычайной ситуации, оказались без крова и их постоянное жилье не пригодно для проживания или не подлежит восстановлению. Таких людей, в первую очередь, необходимо обеспечить временным местом размещения и проживания, пока будет решаться вопрос о возмещении ущерба. Это всесторонний комплекс мероприятий, который необходимо организовывать и проводить своевременно, понимая, что есть люди, нуждающиеся в крове в данный момент. Все уровни государственной власти, начиная с Федерального, и заканчивая Муниципальным, обязаны проводить эту работу. При этом, права и свободы граждан – ключевой элемент работы в данном направлении, так как нельзя этого не учитывать. Все права и свободы граждан должны быть гарантированы всем гражданам Российской Федерации, без исключения.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary