Организация работы чрезвычайных служб и ведомств по оказанию помощи населению в зоне чрезвычайной ситуации

Организация работы чрезвычайных служб и ведомств по оказанию помощи населению в зоне чрезвычайной ситуации

В статье рассмотрены все возможные проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться граждане российской федерации, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации и пострадавшие от ее последствий. Также представлены основные мероприятия, которые необходимо проводить всем представителям экстренных служб и органов исполнительной власти с целью сохранения прав и свобод граждан нашей страны.

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (34), Октябрь ‘21

Поделиться

Чрезвычайная ситуация, независимо от того, природного или техногенного характера, это всегда определенные трудности для населения, оказавшегося в зоне воздействия ее опасных факторов и различных последствий. В зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, это всегда определенный материальный ущерб для юридических и физических лиц. Жертвами могут стать все граждане без исключения, не говоря о риске нанести непоправимый вред жизни и здоровью, в случае, если опасные факторы воздействия чрезвычайной ситуации воздействуют на территории, где работают или проживают люди.

К сожалению, следует признать тот факт, что самая большая по площади территория Российской Федерации больше всего подвержена воздействию различных чрезвычайных ситуаций природного характера (наводнения, лесные пожары, сход лавин и селей, камнепады в горных районах и другие неблагоприятные погодные условия), которые по своим масштабам всегда наносят вред жизни и здоровью людям, а так же значительный материальный ущерб инфраструктуре общества. При чем, некоторые неблагоприятные ситуации носят периодичный характер, например паводковая ситуация характерна для многих регионов в весенний период года и этот период практически всегда проходит с какими-либо потерями и материальным ущербом для местного населения. Отдельно, в качестве примера, можно привести ежегодные случаи возникновения лесных пожаров, которые уничтожают тысячи квадратных километров лесных ресурсов и, как правило, всегда являются потенциальной угрозой для населенных пунктов, которые находятся в зонах движения фронта лесного пожара. На рисунке 1 представлен один из таких лесных пожаров, который может угрожать населенному пункту.

https://tayniymir.com/wp-content/uploads/2017/08/50i59a5e8546bc483.30473237.jpg

Рис. 1 Лесной пожар

Стоит отдельно остановиться на классификации видов лесных пожаров для того, чтобы более наглядно представить, какую же опасность они могут вызвать для населенных пунктов в целом и их населению в частности. На рисунке 2 представлена характеристика типов лесных пожаров.

https://cloud.prezentacii.org/19/08/158332/images/screen7.jpg

Рис. 2 Характеристика типов лесных пожаров

 

На низовых и подземных не будем заострять свое внимание, так они носят более локальный характер и для их локализации и сдерживания дальнейшего распространения обычно хватает сил и средств Федерального агентства природопользования, в состав которой входят специальные пожарные подразделения по тушению лесных пожаров. Что касается верховых пожаров, то тут уже конечно совсем другая картина. Верховым пожарам свойственна динамичная скорость распространения пожара и возможность переходить на кромки леса, несмотря даже на искусственные преграды такие как: дороги, мосты, ограждения, болота, реки и озера. Вдобавок ко всему, скорость и направление ветра только способствуют тому, чтобы лесной верховой пожар двигался в определенном направлении, которое никак нельзя изменить или контролировать. Если на пути движения такого лесного пожара, оказывается населенный пункт, то конечно же, можно сделать вывод, что если ничего не предпринять для его защиты, все его постройки будут обречены на скорейшее и полное выгорание за счет сильного потока верхового пожара. В данном случае стоит привести примеры лесных пожаров 2010 года, когда ими была охвачена вся центральная часть Российской Федерации. Несколько сотен населенных пунктов численностью до 20-30 тысяч человек буквально выгорали за несколько часов, оставляя тысячи граждан без крова. В таких случаях, все усилия были направлены на то, чтобы своевременно оповестить население и организовать полную его эвакуацию в безопасную зону.

Также следует остановиться и более детально разобрать угрозы для населения, которые могут возникнуть в результате неблагоприятного прохождения паводкого периода (весенний период). На рисунке 3 наглядно представлены негативные последствия такого периода.

 

https://spasfinans.ru/media/k2/items/cache/910084c4eb3461ee8947cd42bdd4b146_S.jpg

Рис. 3 Затопленный населенный пункт в результате паводка

 

Почему следует отдельно остановиться именно на паводке и разобрать его немного подробнее, то на это можно дать простой ответ – это самая характерная неблагоприятная обстановка, которая может сложиться практически во всех районах нашей страны, без исключения. Сам по себе паводок – это лишь одна из разновидностей наводнения, характеристику всех видов которых представлены на рисунке 4.

http://cf.ppt-online.org/files/slide/c/c0of9eaED6pJIixGmMOKRzr7XlZUPHTSwWbV1s/slide-18.jpg

Рис. 4 Виды наводнений в зависимости от причин возникновения и характера проявления

 

Естественно, выше приведены в качестве примеров только основные виды чрезвычайных ситуаций природного характера, которые характерны нашей стране и, можно сказать с полной уверенностью, благодаря новостному информированию, каждый год на слуху у всех граждан Российской Федерации. Нельзя не сказать пару слов о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые чаще всего происходят на потенциально опасных объектах, которые вызывают негативные последствия. Чаще всего, это возникающие пожары или другие аварийные ситуации на объектах промышленности, где происходит оборот опасных веществ и материалов. В качестве примера можно привести взрыв боеприпасов на складах Министерства обороны Российской Федерации (Рисунок 5).

http://baltalife.org/wp-content/uploads/2017/03/sklady.jpg

Рис. 5 Взрыв боеприпасов на складе вооружения в Самарской области вблизи населенного пункта.

 

К сожалению, такие чрезвычайные ситуации тоже происходят как в нашей стране, так и во всем мире. Основная характерная черта таких происшествий – это большой радиус поражения, а, как правило, все склады находятся на территориях воинских частей, в непосредственной близости с населенными пунктами, что тоже создает определенные условия возникновения угрозы для местного населения и их жилищ.

Исходя из вышеуказанных видов чрезвычайных ситуаций, граждане в случае пребывания в зоне чрезвычайной ситуации, волей или неволей столкнуться с рядом ограничений, и это не считая материального ущерба, причиненного вследствие воздействия опасных факторов чрезвычайной ситуации. Как правило, на территории, где произошла чрезвычайная ситуация, вводится режим функционирования органов исполнительной власти в чрезвычайной ситуации, который предусматривает ряд ограничений, на которых следует остановиться отдельно. Но прежде, чем переходить к рассмотрению возможных ограничений, необходимо обратиться к законодательству Российской Федерации и разобрать, какие.

Одним из важных аспектов защиты прав и интересов граждан является вопрос обеспечения защиты информации о личных данных граждан, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При спешной эвакуации населения или передвижения в безопасную зону, люди могут потерять свои документы (паспорт или другие жизненно необходимые документы). Любые данные, отраженные в таких документах должны быть восстановлены в кратчайшие сроки, а для этого должна быть организована четкая и оперативная работа служб, ведомств и организаций, которые предоставляют услугу по выдачи соответствующих документов. Вся подобная работа будет проводиться в экстремальных условиях, а значит, неизбежно потребуется поддержка экстренных служб в организации подобной работы в зоне чрезвычайной ситуации. Соответствующие документы, прежде всего, нужны для того, чтобы определить категорию граждан, которые должны получать помощь в первую очередь.

Не стоит забывать о гражданах, которые впоследствии воздействия чрезвычайной ситуации, оказались без крова и их постоянное жилье не пригодно для проживания или не подлежит восстановлению. Таких людей, в первую очередь, необходимо обеспечить временным местом размещения и проживания, пока будет решаться вопрос о возмещении ущерба. Это всесторонний комплекс мероприятий, который необходимо организовывать и проводить своевременно, понимая, что есть люди, нуждающиеся в крове в данный момент. Все уровни государственной власти, начиная с Федерального уровня и заканчивая Муниципальным уровнем, обязаны проводить эту работу. При этом, права и свободы граждан – ключевой элемент работы в данном направлении, так как нельзя этого не учитывать. Все права и свободы граждан должны быть гарантированы всем гражданам Российской Федерации, без исключения. Все права и свободы граждан гарантируются в нашей стране.

Все чрезвычайные службы и ведомства (МЧС России, МВД России, Министерство обороны, Министерство здравоохранения и т.д.) совместно с представителями органов исполнительной власти всех уровней, отвечают за своевременную организацию работы по оказанию помощи с населением, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации и понесло значительные потери. В зависимости от постоянно возложенных задач на все вышеназванные ведомства, в первую очередь, они, конечно же, проводят комплекс мероприятий по предотвращению, реагированию и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, а также проводят мероприятия с целью создания безопасных условий для пострадавшего населения. Это совместная работа, направленная на то, чтобы избежать среди населения дальнейших жертв и значительного материального ущерба. Работая в комплексе и тесном взаимодействии, все службы обязаны как можно эффективнее и быстрее, восстановить прежний образ жизни населения, а именно обеспечить их всем необходимым, что свойственное людям в повседневной жизни (место жительства, питание, продукты первой необходимости и т.д.). Вторым этапом всегда идет комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченных материальных ценностей: возмещение материального ущерба, возможность своевременно восстановить все утерянные или поврежденные документы и получить доступ ко всем услугам, гарантированными законодательством Российской Федерации.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary