В настоящее время национальная безопасность российского государства, а также самые главные интересы любого человека тесно связаны с их защитой от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) как природного, так и техногенного характера. С каждым годом в России устойчиво растет количество аварий в техногенной сфере и стихийных бедствий, которые способствуют увеличению масштабов чрезвычайных ситуаций и создают угрозу жизни и здоровью граждан. [7]
Данная угроза является значительной для Российской Федерации вследствие преобладающего развития энергетических отраслей промышленности, несовершенства законодательной базы природоохранной деятельности, одностороннего употребления природосберегающих технологий, а также слабой экологической культуры. В сложившейся ситуации смягчение государственного надзора, низкая результативность правовых, а также экономических систем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций множат риск катастроф техногенного характера в различных областях экономической деятельности. [1]
Чрезвычайные ситуации всевозможного характера выступают достаточно серьезной угрозой для жизни людей, окружающей среды, а также экономической стабильности социума. Однако длительный период времени в российском государстве единого подхода для определения понятия чрезвычайная ситуация не существовало.
Главный нормативный документ в рассматриваемой сфере определил чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия. При этом они могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, существенные материальные потери, а также нарушение условий жизнедеятельности людей.[8]
Необходимо подчеркнуть, что термин чрезвычайная ситуация является основным в понятийном аппарате чрезвычайного законодательства, которое представляет собой разрабатываемую на базе положений норм международного права и российского законодательства целостность нормативных правовых актов. Данные нормы наделены системным характером и вступают в действие при необходимости осуществить предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.
Рассматривая законодательное толкование понятия чрезвычайная ситуация, следует отметить, что законодатель, осуществляя перечисление опасных явлений, допускает невозможность наступления так называемых иных бедствий, которые влекут за собой отрицательные последствия. Может быть это сделано специально, потому что помимо явлений природного и техногенного характера имеются явления, к примеру, социального характера.[2]
Классификация чрезвычайных ситуаций, как правило, реализовывается по разнообразным признакам. Так, Постановление Правительства РФ № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указывает критерии для классификации ЧС: [5]
- размеры зоны чрезвычайной ситуации;
- количество людей, которые погибли или получили ущерб здоровью;
- размер ущерба окружающей природной среде и размер материальных потерь. [3]
На основании указанных критериев чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера следует поделить на:
- локальные;
- муниципальные;
- межмуниципальные;
- региональные;
- межрегиональные;
- федеральные.
Исходя из характера источников возникновения, выделяют природные, техногенные, а также биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Так, природные ЧС представляют собой опасные географические, геологические, гидрологические, метеорологические, космогенные явления, а также природные пожары. Техногенные ЧС – это, прежде всего, радиационные, химические, транспортные аварии и катастрофы, а также взрывы, пожары и другие. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации включают в себя эпизоотии, эпифитотии, эпидемии и возникновение новых видов заболеваний. [6]
Стоит отметить, что в некоторых случаях применяются следующие термины, которые характеризуют природу, а также масштабы чрезвычайной ситуации: ЧС глобальная, ЧС трансграничная, ЧС на акватории, ЧС экологическая и прочие. Кроме того, по скорости распространения рассматриваемые ситуации делятся на четыре группы, а именно внезапные, стремительные, умеренные, а также плавные.
К внезапным ситуациям относятся чрезвычайные ситуации, которые вызваны землетрясениями, взрывами, транспортными авариями, обрушениями зданий и сооружений. К числу стремительных следует отнести такие ЧС, которые вызваны пожарами, катастрофическими наводнениями, авариями с выбросом опасных химических веществ, а также применением химического оружия. Умеренными являются чрезвычайные ситуации, которые вызываются авариями с выбросом радиоактивных веществ, а также наводнениями. Чрезвычайные ситуации, которые вызваны засухами, загрязнениями почвы, авариями на промышленных очистных сооружениях, являются плавными.
Однако проблема заключается в том, что введённая Правительством российского государства классификация является достаточно формализованной. В целом она не дает представления о спектрах причин и условий возникновения чрезвычайных ситуаций, многообразии их форм. Кром прочего, она пренебрегает чрезвычайными ситуациями трансграничного характера и возникающими за пределами территории страны, в ликвидации последствий которых Россия неоднократно принимала участие. Также предельно острые чрезвычайные ситуации, которые ведут к установлению режима чрезвычайного положения.
Вызывает вопросы отсутствие действующем законодательстве трансграничных чрезвычайных ситуаций. Регламентация защиты от таких ситуаций выходит за рамки национального законодательства, тем не менее, сами ситуации от этого не пропадают и продолжают существовать как вид чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеназванным постановлением № 304 классификация ЧС осуществляется исходя из количества пострадавших, материального ущерба, а также территории чрезвычайной ситуации. Однако исключен такой критерий классификации ЧС, как количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности. Это сделано из-за того, что нарушение условий жизнедеятельности является широким понятием и его оценка часто представляет большую сложность.
Тем не менее, ФЗ № 68 «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера» нарушение условий жизнедеятельности выделяет в качестве основного критерия, который отличает ЧС от других происшествий и во многом определяет степень социальной негативности чрезвычайной ситуации.
Таким образом, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера представляют угрозу национальной безопасности страны на современном этапе. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы защиты населения и территории от ЧС.
Список литературы
- Демин В.Ф. Анализ риска в обеспечении безопасности человека в чрезвычайных ситуациях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. М. – 2016. – С. 221.
- Жеребцов А.Н., Менкенов А.В., Ротко С.В., Тимошенко Д.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (постатейный)» // СПС Консультант Плюс. 2020. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VM6Ex (Дата обращения: 08.07.2021 г.)
- Ильичёв И.Е. О понятии и классификация чрезвычайных ситуаций // Проблемы правоохранительной деятельности. 2020. № 1. С. 6–19.
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 (ред. от 20.12.2019) «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / «Российская газета», № 111, 26.05.2007.
- Тарасов Е.А. Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях. 2020. № 2. С. 3 - 16.
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / «Российская газета», № 250, 24.12.1994.