Сегодня в России, как и во многих других странах мира, существуют проблемы, связанные с приобретением гражданства. Такое положение может обуславливаться изменениями в действующем законодательстве, а именно поправками норм о порядке получения гражданства, упрощении процедур для определенных категорий граждан (например, для носителей русского языка, а также для иностранных специалистов востребованных профессий). Эти изменения вызывают интерес и дискуссионные обсуждения как среди граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, желающих получить российское гражданство.
Помимо этого, процесс получения российского гражданства затрудняют и существующие проблемы с миграцией, среди которых, например, рост количества мигрантов, ищущих возможность получить гражданство.
Почему происходит миграция населения? Она связана с экономическими факторами, например, нестабильность финансового положения мигрантов в некоторых регионах Российской Федерации, что существенно создает нагрузку на процесс получения гражданства в других субъектах Российской Федерации.
Проблемы, сопутствующие трудностям приобретения гражданства, также наблюдается в культурной адаптации, языковой подготовке и социальной интеграции мигрантов. Помимо прочего, влияние имеют политические факторы, создающие трудности при попытке легализации пребывания иностранных граждан на территории России. Как следствие, они усложняют процесс получения гражданства.
Существуют случаи, когда у человека, проживающего в России продолжительное время, в результате неясных и завышенных требований, предъявляемых к документам для приобретения гражданства, в части временных рамок, процесс его получения становится трудоемким и затянутым [3].
Хотелось бы обратить внимание, что новым Федеральным законом от 28 апреля 2023г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О гражданстве») ликвидирован институт восстановления в гражданстве и введено понятие «множественное гражданство» – наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, с которым Российской Федерацией не заключен международный договор о двойном гражданстве. Это было сделано, чтобы исключить практику фиктивных браков, так как ранее упрощенное получение гражданства было предусмотрено только в случае наличия в браке общего ребенка, в том числе усыновленного (удочеренного).
Статья 6 Конституции Российской Федерации [1] предусматривает, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве» и является единым и равным независимо от оснований приобретения. При этом гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Глава 3 Федерального закона «О гражданстве» полностью посвящена приобретению гражданства Российской Федерации. Согласно упомянутому закону, гражданство Российской Федерации может приобретаться по пяти основаниям: по рождению, в результате приема в гражданство Российской Федерации, в результате признания гражданином Российской Федерации, в результате выбора гражданства Российской Федерации при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптации), в соответствии с международным договором Российской Федерации [2].
Вопрос приобретения гражданства Российской Федерации является сложным и обширным. На сегодняшний день государственные органы и общественные организации на основании Федерального закона «О гражданстве» применяют несколько подходов и стратегий для улучшения процесса получения гражданства и решения, связанных с ним вопросов. Примером такого решения является упрощение процедур получения гражданства для определенных категорий граждан, которыми могут быть носители русского языка, иностранные высококвалифицированные специалисты и члены их семей.
Регулярные изменения правовых норм о гражданстве направлены на повышение прозрачности и предсказуемости процесса получения гражданства России. Различные некоммерческие организации и благотворительные организации помогают мигрантам с предоставлением информации, проводят юридические консультации по вопросам получения гражданства, оказывают услуги по сбору и подготовке необходимых документов. Примером такой организации является Фонд помощи беженцам «Дом с маяком», одним из направлений деятельности которой является консультация беженцев по вопросам оформления статуса пребывания в Российской Федерации.
Помощь беженцам в вопросах приобретения российского гражданства также могут оказать введение горячих линий, проведение консультационных мероприятий для мигрантов и желающих получить гражданство, создание доступных онлайн-ресурсов и платформ с актуальной информацией о процессе.
Что касается правоохранительных мероприятий, влияние могут оказать ужесточение норм, касающихся проверки документов и личных данных заявителей, привлечение к уголовной ответственности за подделку документов и другие мошеннические действия, связанные с получением гражданства.
Помимо этого, хорошим предложением для развития системы и процессов получения гражданства Российской Федерации являются языковые курсы, обучающие русскому языку мигрантов, а также программы, которые помогают иностранцам лучше понять культурные и социальные нормы России. Например, культурно-просветительская программа по обучению русскому языку и русской культуре для трудовых мигрантов. В ее рамках могли бы проводиться экскурсии по значимым местам истории и культуры России. Такими местами могут выступить Третьяковская галерея, Московский кремль, Новоспасский монастырь. Также бесплатная образовательная программа по русскому языку в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова, так как именно в этом высшем учебном заведении в ноябре 2024г. презентовали международную волонтёрскую программу «Послы русского языка в мире» в рамках круглого стола на тему «Лучшие практики социокультурной адаптации иностранных студентов в России» [5]. Предположительно, эта программа могла бы быть полезна мигрантам с точки зрения изучения ими русского языка, литературы, культуры и состоять из серии очных и дистанционных курсов. Курс такого обучения трудовых мигрантов должен быть направлен на достижение нескольких целей: практической (обучающей, коммуникативной), предполагающей овладение языком как средством общения, образовательной (общеобразовательной), расширяющей кругозор учащихся за счёт получения ими разного рода знаний о стране изучаемого языка, и воспитательной, заключающейся в формировании положительного отношения к русскому языку и культуре его носителей [4, с. 62]
Как и любой другой правовой акт, Федеральный закон «О гражданстве» изменяет и адаптирует процесс получения гражданства к текущей реальности. Разумеется, в связи с этим возникают как улучшения, так и ухудшения, которые потенциально могут возникнуть в практике принятия гражданства после вступления в силу упомянутого закона. К улучшениям в практике приобретения гражданства можно отнести следующее: упрощение процедур для определенных категорий, например, граждан бывших советских республик, высококвалифицированных специалистов, инвесторов и носителей русского языка, что потенциально приведет к более быстрому получению ими гражданства России; сокращение сроков рассмотрения заявлений на получение гражданства, что упростит и ускорит процесс его получения; расширение электронных сервисов для подачи и отслеживания статуса рассмотрения заявления, что, следовательно, увеличит доступность услуг для лиц, желающих получить гражданство Российской Федерации; принятие дополнительных мер по информационной поддержке и разъяснению прав и обязанностей заявителей, что может снизить уровень заблуждений и сложностей, связанных с обращениями за приобретением гражданства.
В то же время, предполагаемо, в практике приобретения гражданства могут возникнуть следующие ухудшения: ужесточение требований, таких как знание языка, медицинские справки и другие документы; еще более длительная процедура приобретения гражданства с увеличением административных мероприятий и справок, требуемых для получения гражданства, например, дополнительные проверки безопасности; возможность разной интерпретации норм законодательства на уровне местных органов власти может привести к непредсказуемости в процессе получения гражданства, что соответственно ухудшит общую практику; коррупционные риски на уровне Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России, что затрудняет процесс для законопослушных лиц, желающих получить гражданство; дискриминация и ограничения по отношению к определенным группам мигрантов, например, в результате неконтролируемых миграционных потоков или политической ситуации, что усложнит получение гражданства этими лицами.
Исходя из вышеизложенного, Федеральный закон «О гражданстве» несёт в себе как позитивные, так и негативные изменения, влияющие на практику приобретения гражданства в России. Предпринимаемые шаги в сторону упрощения доступа и цифровизации услуг являются необходимыми и полезными, как и постоянное внимание к реализации норм закона на практике и ввод дополнительных мер, способствующих защите прав граждан и обеспечению прозрачности в вопросах приобретения гражданства.
Ключевым моментом является мониторинг миграционной политики страны, который позволит более эффективно реагировать на вызовы современности и улучшать условия для законопослушных мигрантов.
Таким образом, реализация принятого Федерального закона «О гражданстве» влечет за собой ряд противоречий. С одной стороны, он стремиться упростить и ускорить процессы получения гражданства для определенных категорий мигрантов, а с другой - создает новые препятствия, связанные с ужесточением норм, неопределенностью на местах и коррупционными рисками. Для эффективной реализации упомянутого закона необходимо постоянное наблюдение за его применением, доработка недостатков и гарантия защиты прав всех иностранцев и лиц без гражданства, что позволит улучшить миграционную политику в стране и обеспечить более надежную правовую среду для мигрантов, стремящихся получить российское гражданство.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 30.12.2024)
- Федеральный закон от 26 апр. 2023 года №138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.05.2023. №18. ст. 3215
- Гандалоев Р.Б. Проблемные аспекты в законодательстве о гражданстве // Право и управление. 2022. №8. С. 33-37
- Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
- Сайт РЭУ РФ: [Электронный ресурс]. 2024. URL: https://рэу.рф (дата обращения: 10.01.2025)