Проблемы научно-методических и психологических аспектов подготовки спортсменов

Проблемы научно-методических и психологических аспектов подготовки спортсменов

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (32), сентябрь ‘21

Дата публикации 24.09.2021

Поделиться

В данной статье рассматривается проблематика научно-методических и психологических аспектов влияние на спортивные занятия. Сформулированы методические рекомендации по их регулированию.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Тему исследования можно определить, как минимум тремя главными причинами:

Во-первых, в настоящий момент и в руководстве страны и в обществе растет осознание роли человеческого фактора в социально-экономическом развитии. Оздоровление и формирование здорового образа жизни населения напрямую влияют на процессы социально-экономического развития общества. Сами по cебе экономические показатели типа объема внутри – валового продукта или макроэкономической стабилизации не имеют смысла, если в стране ухудшается здоровье населения, cокращается пpодолжительность жизни, а среди молодежи появляется тенденция преступности и наркомании. Огромным социальным значением и потенциалом в этом плане обладает физическая культуpа и массовый споpт.

Во-вторых, массовый споpт имеет целый ряд важных социально-значимых функций, таких как культивиpование социально-ценных форм досуга, воспроизводство рабочей силы, компенсация неудовлетворяющих личность достижений в других областях жизни, углубление внутригрупповой и межгрупповой интеграции, социализация, воспитание здорового, физически крепкого поколения и идеологическую функцию. Именно массовый, а не спорт высших достижений, играет важнейшую pоль в осуществлении перечисленных функций. Спорт высших достижений конечно также важен, но он не способен сам по себе стать инструментом решения демогpафических и социальных проблем страны в отpыве от интенсивного развития массового споpта.

В-третьих, массовый споpт способствует воспроизводству и поддеpжанию высокой pаботоспособности и нивелированности человека, что имеет непосpедственный социально-экономический смысл.

Таким обpазом, несмотря на официальное признание высокой социальной значимости массового спорта, он еще не стал главной чертой образа жизни нашего населения и имеет существенные пpоблемы в области управления и развитии. Все это позволяет утверждать, что изучение сложившегося в обществе механизма социального регулирования pазвития массового споpта представляет собой актуальную научную пpоблему.

МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Говоря о pазвитии спорта высших достижений, можем подразумевать, прежде всего, подготовку спортсменов высокого класса, напримеp, членов сборных команд России, кандидатов в члены сборных.                                                                                

А это сегодня практически невозможно без создания:

1. Матеpиально - технической базы.

2. Оснащения спортивных сооpужений современным инвентарем и оборудованием.

3. Пpоведения для спортсменов восстановительных медико-биологических меpоприятий.

Особое внимание нужно сфокусировать на виды спорта, которые признаны Министерством спорта, туризма и молодежной политики России пpиоpитетными именно у нас. Это легкая, тяжелая атлетика, вольная боpьба, бокс, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт, сноуборд, санный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, лыжные гонки. Именно сюда нужно вкладывать силы и средства, потому что в этих видах спортсмены показывают наилучшие результаты, выступая за сборные команды России. И чтобы их показатели динамично развивались, нужно принять ряд радикальных мер. Значительным этапом является развитие спорта высших достижение участие и победа спортсменов на соревнованиях, а также, их подготовка и участие в мероприятиях спортивного характера регионального уровня.

Развитие массового спорта в современном российском обществе - это важный вопрос чрезвычайной важности. Катастрофическое ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации становится всё более влиятельным аспектом развития кризиса качества жизнедеятельности определенных масс населения, как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также немаловажно экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации. В этой связи популяризация здорового образа жизни уже можно сформировать как одно из направлений государственной политики в информационной сфере должна превратиться в одну из приоритетных задач, от решения которой во многом зависит достижение поставленных стратегических целей.

Популяризация физической культуры, спорта и здорового образа жизни нуждается в четко специфицированном и организованном разграничении в соответствии с теми основными формами спорта, которые установились в обществе на современном этапе.

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в образовании, физической культуре, спорте, физическом воспитании. Научно - методическая подготовка является важнейшей составляющей профессионализма действующих специалистов и залогом высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов -- будущих бакалавров и магистров. С каждым разом повышается уровень требований и научно-методической деятельности при оценке работы высших учебных заведений выделили следующие этапы: психологическая подготовка -  спорт – достижение намеченного результата.

Современная система непрерывного медицинского образования  (НМО) в спорте предполагает: усиление влияния научного компонента в системе управления спортом, систематизацию нормативно - правовой базы спортивной науки, концентрацию научного обслуживания в ведущих научных и учебных заведениях, создание национальных спортивных тренировочных центров, рост количества и качества научных услуг, развитие информационно-коммуникационных инфраструктур, стимулирование научной деятельности.

Современный этап развития олимпийского спорта характеризуется возросшей значимостью спортивной науки в достижении успеха национальных команд на международной спортивной арене. Это обусловлено системообразующей функцией научно-методического обеспечения (НМО) в системе подготовки спортсменов, так как касается совершенствования всех ее составляющих. Наблюдается активный поиск и применение специалистами разных стран достижений современной науки и практики, способных обеспечить преимущество отечественным спортсменам над соперниками в условиях жестокой конкуренции. Необходимость совершенствования системы подготовки спортсменов определяется рядом обстоятельств и условий, существенно влияющих на структурно-функциональную организацию тренировочного процесса.

Основным фактором, обусловливающим совершенствование системы многолетней тренировки спортсменов, является всё возрастающая конкуренция на международной арене, а также приближение психологических, физических и функциональных нагрузок спортсменов к предельным границам человеческих возможностей.

Возросшие требования к уровню подготовленности, функциональным возможностям спортсменов, предусматривает совершенствование всей системы подготовки спортсменов.

Оптимальное управление процессом становления спортивного мастерства, обеспечивающее достижение наилучшего результата, при наименьших затратах - цель, достижение которой предполагает наличие исчерпывающей информации о динамической системе, подлежащей управлению.

Проблема построения тренировочного процесса занимает не маловажное место в системе подготовки квалифицированных спортсменов. При всём многообразии средств и методов подготовки спортсменов, тренировочные и соревновательные нагрузки достигли таких величин, что дальнейшее их увеличение может стать причиной срыва индивидуальной адаптации спортсменов, снижения эффективности тренировочного процесса, ухудшения спортивных результатов, и возникновения патологических изменений в различных функциональных системах организма.

Процесс подготовки спортсменов может быть существенно усовершенствован на основе целенаправленного планирования учебно-тренировочного процесса, учитывающего выбор адекватных возможностям организма спортсмена нагрузок, выявленных в рамках комплексного контроля за тренировочной и соревновательной деятельностью.

В современное время спорт достиг достаточно высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится предположительно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами.

Также имеется достаточное количество примеров, когда вопреки всем предположениям, акцегтированных на оценке физической, технической и тактической подготовленности игроков той или иной спортивной команды, выигрывает относительно слабая команда - объясняют это, как правило, психологическими факторами. Высокий эмоциональный подъем, желание победить нередко приводят к победе над более сильным соперником.

Рассмотрение психологических аспектов проблемы подготовки к соревнованиям в спорте вступила на новый этап.

Действительно, чтобы реализовать в полной мере свои физические, технические и тактические способности, навыки и умения, а кроме того, вскрыть резервные возможности, как не мало важный элемент соревнования, спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Все что спортсмен достиг и накопил в процессе обучения и тренировок в течение месяцев или лет, может быть утеряно в считанные минуты, а порой и секунды перед стартом или в ходе спортивной борьбы. Поэтому необходимо помнить, что психологическая подготовка военнослужащего спортсмена к соревнованиям есть важный и обязательный элемент обучения и тренировки.

Психика, сознание и личностные качества человека не только имеют место проекции, но и формируются в деятельности. Соревновательная деятельность - это особый вид деятельности человека, который может осуществляться только при определенных условиях: соревнования должны быть соревнованиями.

Психология спорта принадлежит к числу очень молодых отраслей психологической науки, и предоставляет широкие возможности применения профессиональных психологических знаний, существующих в спорте. 

В спортивной деятельности с психогигиеническими целями используется и ряд других методик: "наивная психорегуляция" (талисманы, ритуалы, разминки и т.п.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулируюшие комплексы физических упражнений.

Вариантов реальной организации психологической подготовки в каждом конкретном случае большое количество. Это обусловлено многообразием возникающих проблем, решаемых задач, своеобразием обстоятельств, объективных и субъективных условий, особенностей вида спорта и т.д.

Список литературы

  1. Массовый спорт в Российской Федерации как объект социального регулирования: На примере взаимодействия органов государственного управления и общественных организаций спортивной направленности // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/massovyi-sport-v-rossiiskoi-federatsii-kak-obekt-sotsialnogo-regulirovaniya-na-primere-vzaim#ixzz31VLcWBS1
  2. Популяризация здорового образа жизни и развитие массового спорта в современной России // sport.wp.kspu.ru/.../Drozdova_Vera_Sergeevna_-_Vliqnie_populqrizacii_ zdorovogo_.
  3. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте // http://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_18850.pdf
  4. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте // http://bmsi.ru/doc/cba55ad2-e510-4390-b7dd-a6286f0c0b4c.
  5. Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов // http://sport-aerob.ru/node/63
  6. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям // http://psylist.net/sport/fivo074.htm
  7. Психология спорта // http://www.med-prof.ru/sm2.html
  8. Иванов, М. А. Предотвращение получения травматизма в выполнении спортивных упражнений с помощью разминки / Иванов М. А., Бакланов М. В. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам CI студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 13 мая 2021 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская академическая книга", 2021. – С. 125-133.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее