Рефлексия результативности урока: теория и практика

Рефлексия результативности урока: теория и практика

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

97

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (24), август ‘21

Дата публикации 02.08.2021

Поделиться

Современное образование должно соответствовать темпу происходящих в обществе изменений, готовить людей, способных жить в современном обществе и строить его. Именно от уровня образованности граждан зависит благополучие, стабильность страны и её устойчивое развитие. Следовательно, образование должно находиться в процессе постоянного развития и совершенствования.

Система образования в Казахстане с 2016 года претерпевает изменения. Это неизбежный процесс, обусловленный динамикой развития науки и техники, информационного пространства. Человек должен быть мобильным и результативным, иметь возможность быстро менять профориентацию, быть готовым к освоению меняющихся технологий.

Все это существенно изменило требования к школьному обучению. Эффективность индивидуума определяет не количество полученных им знаний, а разнообразие умений и навыков, которыми он овладел, и возможностями их применения.

Действительно, в период интернета нет нужды запоминать множество фактов, дат, событий. Достаточно получить навыки работы с информацией, развить критичность мышления, сформировать умение устанавливать аналогии между фактами и интерпретировать их. Тогда проще менять профессиональные направления, повышать собственную результативность и, следовательно, конкурентоспособность на рынке труда.

В чем суть обновлений? Согласно новым требованиям, существенно изменился подход к получению учащимися знаний: важно не количество репродуктивной информации, освоенной ребенком, а развитие критического мышления — умения сопоставлять и анализировать факты. Таким образом, перед современной системой образования стоит задача разработки и применения новых педагогических идей, которые могут обеспечить формирование у обучающихся универсальных учебных действий, необходимых для развития способности к организации самостоятельной учебной деятельности.

Способность к самостоятельному учению предполагает умения рефлексивной оценки собственной деятельности, так как без нее невозможен анализ степени реализации поставленных целей. Ученик не может быть активен, если не осознает, насколько достигнуты им учебные цели и каков результат освоения материала: что он уже умеет, а чему следует ещё учиться. Только при таком подходе для ученика становятся осознанны и понятны все его действия. Поэтому рефлексия является обязательной составляющей современного урока, который в первую очередь должен быть развивающим. Один из принципов развивающего урока – принцип активности и сознательности и осуществление данного принципа возможно только за счет рефлексии.

 Актуальность исследования обусловлена тем, что с введением обновлённой учебной программы перед современной системой образования стоит задача обеспечить способность к самостоятельному учению, которая предполагает умения рефлексивной оценки собственной деятельности, так как без нее невозможен анализ степени реализации поставленных целей. Рефлексия является обязательной составляющей современного урока, который в первую очередь должен быть развивающим. Но, несмотря на осознание важности рефлексии в теории педагогической науки, на практике существует ряд проблем, для успешного решения которых, в первую очередь следует начать с обучения педагогов навыкам педагогической рефлексии, которая является основой саморегуляции и самооценки педагогом собственной образовательной деятельности, а так же основой формирования рефлексивных умений у учащихся. Анализ публикаций по проблеме исследования показал, что в основном авторами рассматриваются способы формирования рефлексии учащихся. По формировании рефлексии педагогов, несмотря на наличие отдельных публикаций, материал не систематизирован и нуждается в более детальной разработке.

Проблема исследования: Каковы педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования?

Цели/задачи. выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования.

Гипотеза исследования: рефлексия результативности урока педагогами и учащимися будет способствовать повышению качества образования, при соблюдении следующих педагогических условий:

- учителя владеют навыками осуществления педагогической рефлексии и способами формирования рефлексивных навыков у учащихся;

- на уроке создаются условия для самостоятельной постановки учебных задач, уровень достижения которых подвергается рефлексивной оценке;

  - в ходе урока используются различные виды рефлексии (по содержанию, по форме и по цели).

  Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к определению понятия «качество образования» в свете современных требований к образованию;

  2. Дать характеристику рефлексивного компонента в структуре современного урока и выявить педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования;

3. Разработать критерии и показатели оценки педагогических условий осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися;

4. Обосновать педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования и апробировать их в ходе опытной работы;

5. Разработать методические рекомендации по развитию умений рефлексии у педагогов и учащихся.

Методологические подходы:

- системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Г. Асмолов и др.), который позволил рассмотреть современный урок как систему учебных задач, уровень достижения каждой из которых подвергается рефлексивной оценке;

- личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.) согласно которому личность ученика позиционируется в качестве активного участника образовательного процесса.

Теоретические основы исследования:

- концептуальные подходы к определению понятия «качество образования» в работах С.Е. Шишова, В.А. Кальней, Л.Н. Давыдовой, И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова, И.А. Рудаковой;

- характеристика современного урока в исследованиях С.Н. Букреевой, И.И. Мухортовой А.В. Шегаевой, Л.А. Четановой;

- характеристика понятия «рефлексия», способы её формирования у учащихся в работах С.П.Тюкаевой, Н.В. Моховой, Г.Д.Тонких, О.В. Чебан, О.Н. Игна, О.Л. Фельде,Е.А. Васениной, З.У. Ахмедьянова, Т.Н.Щербаковой и др.;

- понятие о педагогической рефлексии как основополагающем факторе повышения качества образования в исследованиях В.В. Марико, Е.Е. Михайловой, В.Я Телеман, И.А. Стеценко, Т.Г. Яковчук, В.Н. Белкиной, И.И. Ревякинной и др.;

- положения системно-деятельностного подхода к конструированию современного в срудах О.А. Тоистевой, Т.А. Жданко и др.

Методы исследования:

- теоретические: анализ научно-педагогической литературы, анализ документации, библиографический анализ, анализ и синтез базовых понятий исследования, классификация.

- эмпирические: опытная работа, анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Практическая значимость:

- разработаны и апробированы педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования;

- разработаны критерии и показатели оценки педагогических условий осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися;

- разработаны методические рекомендации по развитию умений рефлексии у педагогов и учащихся.

База исследования: Центр педагогического мастерства, г. Петропавловск, Северо-Казахстанская области; общеобразовательные школы г.Петропавловск.

Этапы исследования:

На первом этапе (2017-2018гг.) был проведен теоретический анализ проблемы в современной научно-педагогической литературы, изучены сущность и содержание базовых понятий исследования.

На втором этапе (2018-2019 гг.) была организована работа по повышению качества обучения с использованием рефлексии результативности урока педагогами и учащимися, в процессе которой проверялась гипотеза исследования и осуществлялся анализ данных.

На третьем этапе (2019 г.) проводился анализ и обобщение полученных результатов, оформление материалов диссертационного исследования.

Результаты. Результаты опытной проверки разработанных педагогических условий свидетельствуют об их высокой эффективности для повышения качества образования школьников. По итогам исследования, проведенного на базе, Центра педагогического мастерства и КГУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Петропавловска, Северо-Казахстанская области получена положительная динамика качества образования: по данным диагностики сократилось количество школьников с низким уровнем с 34% до 16%. При этом наблюдается также рост числа школьников с высоким уровнем: с 18% до 30%.

Выводы/значимость.

Результаты проверки в ходе опытной работы разработанных педагогических условий свидетельствуют об их высокой результативности в повышении качества образования, о чём говорит положительная динамика, полученная на заключительном этапе: количество школьников с низким уровнем снизилось на 18%; количество учеников со средним уровнем возросло на 6%; количество учеников с высоким уровнем возросло на 12%.

Современное образование должно соответствовать темпу происходящих в обществе изменений, готовить людей, способных жить в современном обществе и строить его. Именно от уровня образованности граждан зависит благополучие, стабильность страны и её устойчивое развитие. Следовательно, образование должно находиться в процессе постоянного развития и совершенствования.

Все большее внимание на сегодняшний день уделяется качеству образования. Об этом сказано в Законе Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.07.2021 г.), где отмечается, что в настоящее время одной из основных задач в сфере образования является создание необходимых условий для повышения качества образования [78]. 

В свою очередь, под качеством образования понимается степень достижения обязательного уровня знаний, результат обучения. Государственный Общеобразовательный Стандарт (среднее общее образование) кроме предметных требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы, устанавливает требования метапредметного и личностного характера, которые заключаются в усвоении способности к самостоятельному поиску, самостоятельному планированию и организации собственной учебной деятельности.

Итак, основным отличием современного подхода к качеству образования является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. При этом под результатами подразумевается не только освоение предметных знаний, но и способность самостоятельно получать и использовать эти знания. Основным умением, которое должно быть сформировано у учеников на сегодняшний день, является умение учиться, добывать информацию самостоятельно, анализировать и применять ее, так как знания сами по себе достаточно быстро устаревают и теряют свою актуальность в изменяющемся столь быстрыми темпами мире.

Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения [77].

Таким образом, перед современной системой образования стоит задача разработки и применения новых педагогических идей, которые могут обеспечить формирование у обучающихся универсальных учебных действий, необходимых для развития  способности к организации самостоятельной учебной деятельности.

В рамках системно-деятельностного подхода под универсальными учебными действиями понимаются основные компоненты  в структуре учебной деятельности, и одним из них является рефлексивный компонент.

Способность к самостоятельному учению предполагает умения рефлексивной оценки собственной деятельности, так как без нее невозможен анализ степени реализации поставленных целей. Ученик не может быть активен, если не осознает, насколько достигнуты им учебные цели и каков результат освоения материала: что он уже умеет, а чему следует ещё учиться. Только при таком подходе для ученика становятся осознанны и понятны все его действия. Поэтому рефлексия является обязательной составляющей современного урока, который в первую очередь должен быть развивающим. Один из принципов развивающего урока – принцип активности и сознательности и осуществление данного принципа возможно только за счет рефлексии.

Проблеме современного развивающего урока и конкретно вопросу осуществления рефлексии его результативности учениками посвящено много публикаций. Данные вопросы рассматриваются в работах С.П. Тюкаевой, Н.В. Моховой, Г.Д. Тонких, О.В. Чебан, О.Н. Игна, О.Л. Фельде, Е.А. Васениной, З.У. Ахмедьянова, Т.Н.Щербаковой.

          Перечисленные выше авторы рассматривают понятие рефлексии с различных сторон, но все они сходны во мнении о том, что осуществление рефлексии результативности урока способствует повышению качества обучения, так как позволяет привести к осознанию цели и результата и тем самым активизировать деятельность обучающихся, повысить их мотивацию путём создания ситуации успеха в процессе освоения материалы.

Но, несмотря на осознание важности рефлексии в теории педагогической науки, на практике существует ряд проблем.

Первая проблема заключается в том, что образование на сегодняшний день зачастую формирует лишь способность воспроизводить получаемые знания и наработанные кем-то, когда-то теоретические основы. Несмотря на требования, урок в большинстве случаев остается традиционным, оценка не предполагает самооценки, не предполагается рефлексия как один из его этапов. Зачастую это происходит по причине того, что сами педагоги не осознают важность рефлексии, не владеют методами и приёмами её осуществления. Это можно выделить как ещё одну проблемы, актуальную на сегодняшний день. Для успешного решения поставленных проблем, в первую очередь следует начать с обучения педагогов навыкам педагогической рефлексии, которая является основой саморегуляции и самооценки педагогом собственной образовательной деятельности, а так же основой формирования рефлексивных умений у учащихся. Но анализ публикаций по проблеме исследования показал, что в основном авторами рассматриваются способы формирования рефлексии учащихся. По формировании рефлексии педагогов, несмотря на наличие отдельных публикаций (В.В. Марико, Е.Е. Михайлова, В.Я Телеман, И.А. Стеценко, Т.Г. Яковчук, В.Н. Белкина, И.И. Ревякина), материал не систематизирован и нуждается в более детальной разработке.

Все вышесказанное позволяет выявить следующие противоречия между:

- требованиями к современному уроку и сохранением традиционных подходов  в практике работы школы;

- возможностями рефлексии результативности уроков повышении качества обучения и недостаточным использованием этих возможностей;

- необходимостью развития умений рефлексии результативности урока всеми участниками образовательного процесса и недостаточным уровнем готовности педагогов и учащихся к рефлексии, отсутствием методических рекомендаций по развитию умений рефлексии у учащихся.

Проблема исследования заключается в следующем: каковы педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования?

Объект исследования: процесс повышения качества образования.

Предмет исследования: педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования.

Гипотеза исследования: рефлексия результативности урока педагогами и учащимися будет способствовать повышению качества образования, при соблюдении следующих педагогических условий:

- учителя владеют навыками осуществления педагогической рефлексии и способами формирования рефлексивных навыков у учащихся;

- на уроке создаются условия для самостоятельной постановки учебных задач, уровень достижения которых подвергается рефлексивной оценке;

          - в ходе урока используются различные виды рефлексии (по содержанию, по форме и по цели).

          Задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к определению понятия «качество образования» в свете современных требований к образованию;

          2. Дать характеристику рефлексивного компонента в структуре современного урока и выявить педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования;

3. Разработать критерии и показатели оценки педагогических условий осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися;

4. Обосновать педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования и апробировать их в ходе опытной работы;

5. Разработать методические рекомендации по развитию умений рефлексии у педагогов и учащихся.

Методологические подходы:

- системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Г. Асмолов и др.),  который позволил рассмотреть современный урок как систему учебных задач, уровень достижения каждой из которых подвергается рефлексивной оценке;

- личностно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.) согласно которому личность ученика позиционируется в качестве активного участника образовательного процесса.

Теоретические основы исследования:

- концептуальные подходы к определению понятия «качество образования» в работах С.Е. Шишова, В.А. Кальней, Л.Н. Давыдовой, И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова, И.А. Рудаковой;

- характеристика современного урока в исследованиях С.Н. Букреевой, И.И. Мухортовой А.В. Шегаевой, Л.А. Четановой;

- характеристика понятия «рефлексия», способы её формирования у учащихся в работах С.П.Тюкаевой, Н.В. Моховой, Г.Д.Тонких, О.В. Чебан, О.Н. Игна, О.Л. Фельде,Е.А. Васениной, З.У. Ахмедьянова, Т.Н.Щербаковой и др.;

- понятие о педагогической рефлексии как основополагающем факторе повышения качества образования в исследованиях В.В. Марико, Е.Е. Михайловой, В.Я Телеман, И.А. Стеценко, Т.Г. Яковчук, В.Н. Белкиной, И.И. Ревякинной и др.;

- положения системно-деятельностного подхода к конструированию современного в срудах О.А. Тоистевой, Т.А. Жданко и др.

Методы исследования:

- теоретические: анализ научно-педагогической литературы, анализ документации, библиографический анализ, анализ и синтез базовых понятий исследования, классификация.

- эмпирические: опытная работа, анализ продуктов деятельности, анализ процесса деятельности, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Практическая значимость:

- разработаны и апробированы педагогические условия осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования;

- разработаны критерии и показатели оценки педагогических условий осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися;

- разработаны методические рекомендации по развитию умений рефлексии у педагогов и учащихся.

База исследования: Центр педагогического мастерства, г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область; КГУ «Средняя общеобразовательная школа №10».

Этапы исследования:

На первом этапе (2014-2015гг.) был проведен теоретический анализ проблемы в современной научно-педагогической литературы, изучены сущность и содержание базовых понятий исследования.

На втором этапе (2015-2016 гг.) была организована работа по повышению качества обучения с использованием рефлексии результативности урока педагогами и учащимися, в процессе которой проверялась гипотеза исследования и осуществлялся анализ данных.

На третьем этапе (2016 г.) проводился анализ и обобщение полученных результатов, оформление материалов диссертационного исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.

Проблема повышения качества образования является на сегодняшний день ключевой. Если в традиционной системе обучения под качеством образования понимали, в основном, лишь уровень сформированности определённого объёма знаний, то в современных условиях этого становится недостаточно, так как знания в постоянно меняющемся мире теряют свою актуальность. Задачей современного образования является переход к формированию способов деятельности, позволяющих получать знания и опыт на протяжении всей жизни самостоятельно. В данном контексте под качеством образования понимается соответствие совокупности свойств образовательного процесса требованиям стандарта.

           В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия является одним из неотъемлемых компонентов современного урока. Это обусловлено тем, что урок должен носить деятельностный характер, создавать условия для активного поиска, который предполагает рефлексивную оценку достигнутых результатов.

Среди педагогических условий осуществления рефлексии результативности урока педагогами и учащимися как способа повышения качества образования были выделены следующие:

- учителя владеют навыками осуществления педагогической рефлексии и способами формирования рефлексивных навыков у учащихся;

- на уроке создаются условия для самостоятельной постановки учебных задач, уровень достижения которых подвергается рефлексивной оценке;

          - в ходе урока используются различные виды рефлексии (по содержанию, по форме и по цели). 

Для оценки результативности педагогических условий были разработаны критерии и показатели. Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что выделенные нами педагогические условия будут способствовать повышению качества образования. Именно поэтому за основу разработки критериев было взято определение понятия качество образования, которое рассматривается как его результат, который в свою очередь, определяется государственным образовательным стандартом как личностные, предметные и метапредметные результаты. С опорой на эти составляющие были выбраны следующие критерии: ценностно-смысловой, результативный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой.

Для выявления уровня развития каждого из критериев были выбраны соответствующие методики.

Применение указанных выше методик диагностики позволило нам на основании обобщенного фактического материала выделить и описать три уровня результативности педагогических условий осуществления рефлексии педагогами и учащимися как способа повышения качества образования: высокий, средний и низкий.

Апробация педагогический условий проходила в рамках опытной работы.

В рамках реализации первого условия работа во время прохождения педагогами курсов повышения квалификации в Центре педагогического мастерства была направлена на развитие навыков осуществления педагогической рефлексии у учителей и овладение ими способами формирования рефлексивных навыков у учащихся. 

Тренерами на каждом занятии использовались методы развития рефлексивных навыков педагогов, некоторые из которых представлены на слайде. Выполнение подобных заданий помогло выйти на новый уровень размышлений об особенностях собственного процесса познания и условиях, необходимых  для наиболее эффективной организации этого процесса.

Использовался так же метод рефлексии на основе рефлексивного отчета. В конце занятий педагогам предлагалось составить небольшие рефлексивные отчёты. Так же проводились групповые занятия, целью которых было обучение педагогов навыкам рефлексивного анализа.

На втором этапе обучения в период прохождения практики в школе в качестве одного из более приемлемых способов развития навыков рефлексии тренеры предлагали педагогам постоянно вести собственные рефлексивные дневники. Внимание педагогов обращалось на то, что просто записывать в дневник события и действия недостаточно. Должна производиться оценка каждого действия, анализ событий, так как именно рефлексия даёт пищу для последующей деятельности, и без нее всё не имеет смысла.

В завершении третьего этапа курсов педагогам было предложено написать пять рефлексивных отчётов, которые помогли выяснить и укрепить результаты обучающей и практической деятельности во время курсовой подготовки.

В рамках реализации второго условия педагоги, прошедшие курсы, организовали работу над развитием рефлексивных умений учащихся.

В завершении первого этапа обучения на курсах, учителям было предложено составить конспекты уроков по преподаваемому ими предмету для проведения в школе во время второго (практического) этапа курсов.

Составленные уроки предполагали использование активных методов обучения, направленных на самостоятельную постановку задач учащимися, поиск их решения и рефлексию результативности работы. Каждый этап урока направлял учащихся на самостоятельное целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль, коррекцию и рефлексию.

В ходе урока педагоги использовали различные виды рефлексии (по содержанию, по форме и по цели).

Результаты опытной проверки разработанных педагогических условий свидетельствуют об их высокой эффективности для повышения качества образования школьников. По итогам исследования, проведенного на базе, Центра педагогического мастерства и КГУ «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Петропавловска, Северо-Казахстанская области получена положительная динамика качества образования: по данным диагностики сократилось количество школьников с низким уровнем с 34% до 16%. При этом наблюдается также рост числа школьников с высоким уровнем: с 18% до 30%.

На основании проведенного исследования были разработаны методические рекомендации по развитию умений рефлексии у педагогов и учащихся:

1. Современный урок следует строить на принципах, позволяющих реализовать деятельностный подход и позиционировать ученика как субъекта образовательного процесса. Именно поэтому неотьемлемым компонентам структуры современного урока является рефлексия. Её наличие является отличительной чертой деятельностного, развивающего урока.

2. Осуществление рефлексии способствует достижению результатов, так как формирование метапредметных умений, компетенций и универсальных учебных действий требует от учеников анализа собственной деятельности, сопоставления полученного результата с заданной целью.

3. Рефлексия способствует развитию тех важных качеств личности, которые необходимы для ее самосовершенствования и жизни в обществе: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность. Рефлексия развивает самостоятельность за счёт того, что не учитель несёт ответственность за ученика, а сам ученик, проводя анализ, может прийти самостоятельно к осознанию своих возможностей, сделать собственный выбор и взять на себя ответственность за результат своей деятельности.

4. Цель рефлексии урока для педагога - оценить его результативность, которая предполагает: степень решения поставленных задач, правильность выбора форм и методов работы, возникших у учащихся трудностей, степень освоения материала учениками. На основе проведения рефлексии возможно усовершенствование форм и методов работы, подхода к учащимся на уроке, структуры урока и т.д.

5. Среди более результативных методов развития рефлексивных навыков педагогов использовались следующие: «наблюдение и анализ результатов собственных наблюдений», «сравнительные таблицы» и разные виды рефлексивного письма: «учительский очерк»; «письмо о себе самом», «учебный дневник», «письмо себе самому», «интервьюирование», «разработка плана саморазвития». Выполнение подобных заданий поможет выйти на новый уровень размышлений об особенностях собственного процесса познания и условиях, необходимых  для наиболее эффективной организации этого процесса.

6. Для осуществления рефлексии педагогу необходимо вести рефлексивный дневник. Следует помнить, что просто записывать в дневник события и действия недостаточно. Должна производиться оценка каждого действия, анализ событий, так как именно рефлексия даёт пищу для последующей деятельности, и без нее всё не имеет смысла.

7. Ведение дневника должно предполагать ответы на следующие вопросы: «Как прошёл урок?»; «Была ли выбранная мной стратегия урока удачной и почему? Если нет, то почему?»; «Какие знания, умения, опыт деятельности приобрели дети? Что для них явилось сложным, что они не освоили, какие из поставленных задач остались не решены и почему?»; «Что нужно изменить, что сделать этот урок более результативным?»; «Что бы я поменял, если бы провел этот же урок снова?». Ведение такого дневника полезно при составлении плана следующих уроков, так как позволяет учителю извлекать определённую пользу из сделанных им записей, увидеть моменты, на которые следует обращать внимание, чтобы повысить результативность следующих уроков.

8. Целью рефлексии для учащегося является не просто зафиксировать результат урока, а ещё и простроить смысловую цепочку, позволяющую сравнить способы деятельности, используемые другими, со своими собственными.

9. Для развития навыков рефлексии у учеников на уроке должны быть созданы условия для самостоятельной постановки учебных задач, уровень достижения каждой из которых подвергается рефлексивной оценке. Уроки должны предполагать использование активных методов обучения, направленных на самостоятельную постановку задач учащимися, поиск их решения и рефлексию результативности работы. Каждый этап урока должен направлять учащихся на самостоятельное целеполагание, планирование и прогнозирование, контроль, коррекцию и рефлексию.

10. В ходе урока должны использоваться различные виды рефлексии. По содержанию можно использовать следующие виды рефлексии: символическая, устная и письменная. По форме деятельности выделяют коллективную, групповую, фронтальную, индивидуальную рефлексию. По цели возможны для использования три вида рефлексии: эмоциональная, рефлексия деятельности и рефлексия содержания. Данные виды рефлексии могут сочетаться между собой и спользоваться не только в конце урока, но и на других его этапах, что делает процесс формирования рефлексивных навыков учеников наиболее результативным.

Список литературы

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2007. 186 с.
  2. Абылкасымова А.Е., Жумабекова Р.М., Садыкова Т.С. Развитие системы среднего общего образования. – Алматы, 2014. – 143с.
  3. Белкина В.Н. Ревякина И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - №3. - С. 203-206.
  4. Гладкая И.В. Организационно-педагогические условия становления профессиональной компетентности студента // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2011. - №142. - С. 126-133.
  5. Данилова О.И., Гетманова Е.В. Мониторинг качества образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. - Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - №43. - С.137-143.
  6. Муштавинская И. В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 19-24.
  7. Третьяков П. И., Шамова Т. Н. Управление качеством образования – основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы // Завуч. 2002. № 7. С. 67–72.
  8. Шаров А. С. Онтология рефлексии: природа, функции и механизмы // Рефлексивный подход: от методологии к практике / под ред. В. Е. Лепского. М.: Когнито-центр, 2009. С.112-132.
  9. Щербакова Т.Н. Проектировка урока на основе решения учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте реализации ФГОС основного общего образования // Работаем с кадрами. - 2014. - №6. - С. 66-78.
  10. Антология педагогической мысли Казахстана // Составители: К.Жарыкбаев, С.Калиев. - Алматы: Рауан, 2011. - 416 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее