ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

19

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (32), сентябрь ‘21

Дата публикации 21.09.2021

Поделиться

В статье проанализированы формы поддержки субъектов малого предпринимательства. Сделан вывод о необходимости совершенствовать систему поддержки малого бизнеса, которую нельзя признавать совершенной.

Систематизированный в статье материал носит информационный характер и будет полезен юристам, оказывающим консультативную  помощь и субъектам малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства, помогая преодолевать кризисные явления, ускорять позитивные реформы, решать социальные проблемы, являются той главной составляющей, на которой выстраивается вся российская экономика. Однако в сложившихся условиях, когда пандемия, связанная с COVID–19, ударила практически по всем отраслям экономики, едва ли не в самом тяжелом положении оказались именно субъекты малого предпринимательства, что стало одной из главных причин пристального внимания к ним со стороны высших органов государственной власти.  

Деятельность анализируемых субъектов регулируется законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которым поддержка им осуществляется в разных направлениях.  В числе основных форм поддержки выделим разные формы  субсидирования, грантовые поддержки, консультирование, обучение (переобучение) и др.

Субъекты малого предпринимательства поддерживаются не только на федеральном, но и региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Применительно к конкретному региону актуальную информацию о форме поддержки можно получить на сайте администрации или региональном портале «Мой бизнес». Например, поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики в Волгоградской области. В регионе предусмотрены специальные налоговые режимы, которые позволяют субъектам малого предпринимательства оптимизировать систему учета и налоговых платежей. Для отдельных категорий субъектов установлены налоговые льготы и пониженные ставки налогов.

Многие программы, предусматривающие меры поддержки для малого предпринимательства, действуют уже довольно продолжительный период времени, но учитывая, что не все субъекты о них осведомлены, остановимся на рассмотрении этого вопроса подробнее. К примеру, в настоящее время, с целью помочь в развитии научно-исследовательских проектов реализуется программа «Умник». Субъект предпринимательства, подав заявку на участие в этой программе, может рассчитывать на финансирование своего проекта в пределах 500 000 руб. Для предпринимателей, разрабатывающих новые технологии, интерес может представлять программа «Старт», ориентированная на производство новых товаров, услуг и технологий. На то, чтобы улучшить условия для организаций, планирующих увеличивать объемы выпуска инновационной продукции, подойдет программа «Коммерциализация». Подробнее о программах можно узнать  на сайте http://fasie.ru/ или региональных представительствах содействия малому  предпринимательству [3].

Такая господдержка как выдача грантов, реализуется на уровне регионов,  и может быть предоставлена начинающим предпринимателям, в ней нуждающихся. Денежные средства, полученные для поддержки предпринимательства, могут быть реализованы в области научных исследований, на открытие дела, в сфере образования и прочих полезных направлениях, так как главным требованием при выдаче гранта является полезность идеи.

Если субъектам малого предпринимательства материальная поддержка не может быть предоставлена, они могут рассчитывать на льготные условия кредитования. Зачастую этим субъектам необходима консультативная помощь или переквалификация, что может быть предоставлено в рамках государственной поддержки [5, с. 20]. К примеру, в Волгоградском регионе, на базе некоторых вузов систематически проходят консультации по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.

В настоящее время в регионе действует «горячая линия» для представителей, в том числе малого предпринимательства по поддержке в период угрозы распространения коронавирусной инфекции. «Горячая линия» создана для поддержания постоянной связи с предпринимателями, предоставления актуальной информации о действующем комплексе мер поддержки, для выявления наиболее острых потребностей бизнеса и для оперативного внедрения новых видов помощи и поддержки.

В  условиях, связанных с распространением COVID–19 субъекты малого предпринимательства могут рассчитывать на беспроцентный заём на неотложные нужды (в первую очередь на выплату заработной платы сотрудникам), отсрочку по страховым взносам [4, с. 421]. Предприниматели-заемщики могут рассчитывать на специальную программу рефинансирования кредитных капиталов. Кредит по программе рефинансирования может быть выдан с установлением процентной ставки ЦБ РФ в размере 4 % и с установлением конечной ставки по кредитам на уровне 8,5 % [1].

Формы поддержки субъектов малого предпринимательства требуют немалых государственных усилий, основу которых составляет потребность: систематически совершенствовать нормативно правовую базу; формировать механизмы правоприменения, направленные на сохранение законности в отношениях между малым предпринимательством и  государством;  создавать специализированные учреждения, разрабатывающие и реализующие проекты малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы); формировать позитивное отношение населения к малому предпринимательству, мотивируя его на проявление предпринимательских инициатив.

В компетенции федеральных властей, применительно к проблеме, анализируемой в рамках статьи, находятся вопросы общих принципов поддержки бизнеса, разработка и внедрение  федеральных программ и проектов, которые полностью или частично финансируются за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды. На уровне регионов решаются вопросы поддержки местного малого предпринимательства за счет собственных средств.

Несмотря на то, что немало делается для оказания поддержки субъектам предпринимательства, систему такой поддержки нельзя признавать совершенной. Учитывая, что она формировалась  стихийно, многие сложности и проблемы в данной системе не были приняты во внимание. По справедливому замечанию  М.В. Нестеровой «во многих случаях функции, сферы деятельности и уровень ответственности отдельных министерств и ведомств не соответствуют поставленным задачам» [2, с. 65].

Разрабатывая и реализуя программы, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства, органы исполнительной власти зачастую исходят из интересов конкретных ведомств. Как результат, не исключены трудности, в том числе связанные с дублированием полномочий. Такая ситуация оказывает негативное влияние на взаимодействие с регионами, предпринимательскими объединениями.

Материал, представленный в статье, показал, что формы поддержки субъектов малого предпринимательства многообразны. Какую форму поддержки выбрать, зависит исключительно от индивидуальных потребностей субъекта.

Список литературы

  1. Антикризисные меры перечень мер поддержки малого бизнеса [Электронный ресурс] URL: https://решение-верное.рф/msp-covid-april-2020 (дата обращения: 21.01.2021
  2. Нестерова, М.В. Формы государственной поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса // Достижения науки и образования. 2020. №7 (61). С. 64-67.
  3. Поддержка малого бизнеса: госпрограммы 2020-2021 года[Электронный ресурс] URL: https://www.business.ru/article/1360-podderjka-malogo-biznesa-2019-gos-programmy(дата обращения: 21.01.2021).
  4. Татаринова, Л. В. Малый и средний бизнес в период пандемии в России: поддержка со стороны государства и банковского сектора в частности /Л.В. Татаринова, Т.С. Ященко // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. №3. С. 420-427.
  5. Черняков, М.К. Программы, направленные на поддержку малого бизнеса в связи с пандемией 2020 года / М.К. Черняков, А.А. Осипов // Финансовые рынки и банки. 2020. №2. С. 19-21.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее