В современном мире финансирование государственных программ является одним из важнейших инструментов обеспечения экономического и социального развития страны. В России оно играет особую роль, поскольку позволяет поддерживать ключевые отрасли экономики, улучшать качество жизни граждан и решать актуальные социально-экономические задачи.
Финансирование государственных программ является одной из важнейших задач городского управления и позволяет обеспечить реализацию стратегических целей и приоритетов развития города Севастополя. Государственные программы направлены на улучшение качества жизни горожан, развитие социальной инфраструктуры, создание новых рабочих мест, развитие туризма и привлечение инвестиций.
Рисунок 1. Финансирование государственных программ города Севастополя[2]
Из представленных данных видно, что наибольшие суммы финансирования направлены на развитие здравоохранения (33,45%), развитие образования (18,96%), развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры (15,4%). Такое распределение финансирования можно объяснить приоритетами городских властей и основными потребностями населения. Развитие здравоохранения и образования, а также жилищно-коммунальная инфраструктура – это основные сферы, в которые вложены наибольшие средства, так как они напрямую влияют на качество жизни горожан и способствуют общему благополучию общества. Данные программы являются наиболее приоритетными для города Севастополя и его развития.
Меньшее финансирование направлено на развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей (0,01% от общего бюджета программ), развитие земельных и имущественных отношений (0,30% от общего бюджета программ), развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия (0,33% от общего бюджета программ).
Это обусловлено тем, что данные сферы могут рассматриваться как менее приоритетные и не требовать таких значительных вложений. Например, развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей может быть менее актуальным для города в данный период времени. Развитие земельных и имущественных отношений или создание условий для обеспечения общественного согласия также могут иметь меньшую важность или требовать меньших финансовых ресурсов по сравнению с другими программами.
Рассмотрим подробнее программу «Развитие государственного управления города Севастополя». Из рисунка 1 мы видим, что данная программа является одной из приоритетных, в тройку самых финансируемых она не входит, но занимает 5 место в финансировании программ г. Севастополя.
Таблица 1.
Финансирование государственной программы «Развитие государственного управления города Севастополя» [2]
Наименование государственной программы, структурного элемента, мероприятия (результата)/источник финансового обеспечения | Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей | |||||||
2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | Всего | |
Государственная программа города Севастополя "Развитие государственного управления города Севастополя" (всего), в том числе: | 3638135,2 | 3460107,0 | 3495660,2 | 3495660,2 | 3495660,2 | 3495660,2 | 3495660,2 | 24576543,2 |
Из представленных данных видно, что финансирование государственной программы "Развитие государственного управления города Севастополя" планируется на протяжении семи лет, с 2024 по 2030 годы. Общий объем финансового обеспечения программы составляет 24 576 543,2 тыс. рублей.
Как видно из таблицы, сумма финансирования в каждом году практически одинакова и составляет около 3 495 660,2 тыс. рублей, за исключением 2024 года, где бюджетное финансирование составляет 3 638 135,2 тыс. рублей.
Удельный вес каждого года в общем финансирование программы представлен на рисунке 2:
Рисунок 2. Удельный вес каждого года в общем финансирован
На основании представленных данных можно сделать вывод, что финансирование государственной программы "Развитие государственного управления города Севастополя" стабильно и планируется на длительный срок.
В 2024 году мы видим наибольшее финансирование, что связано с тем, что в первом году программы требуется больше финансовых ресурсов для ее запуска и стратегического планирования. В последующие годы, по мере развития программы и достижения ее целей, возможно потребность в финансировании снижается, так как основная работа уже выполнена, и программе не нужны такие значительные средства.
Рассмотрим объем финансового обеспечения мероприятий по годам реализации и их удельный в
Таблица 2.
Объем финансового обеспечения мероприятий по годам реализации[2]
Наименование |
Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей |
|||||||
|
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
Всего |
Обеспечение деятельности |
2808734,2 |
2824083 |
2840563,9 |
2840563,9 |
2840563,9 |
2840563,9 |
2840563,9 |
19835636,4 |
Осуществление части переданных |
10364,9 |
10390 |
10527,6 |
10527,6 |
10527,6 |
10527,6 |
10527,6 |
73392,9 |
Осуществление переданных органам |
57837,8 |
58906 |
59737,4 |
59737,4 |
59737,4 |
59737,4 |
59737,4 |
415430,8 |
Осуществление переданных органам |
77,3 |
77,3 |
77,3 |
77,3 |
77,3 |
77,3 |
77,3 |
541,1 |
Осуществление переданных органам |
2885,3 |
2934,3 |
2981,3 |
2981,3 |
2981,3 |
2981,3 |
2981,3 |
20726,1 |
Осуществление переданных органам |
3003,2 |
3065 |
3124,2 |
3124,2 |
3124,2 |
3124,2 |
3124,2 |
21689,2 |
Осуществление переданных органам |
7434,6 |
7633,7 |
7824,3 |
7824,3 |
7824,3 |
7824,3 |
7824,3 |
54189,8 |
Реализация наградной политики в |
12294,4 |
12294,4 |
13656,9 |
13656,9 |
13656,9 |
13656,9 |
13656,9 |
92873,3 |
Организация деятельности |
224718,6 |
222321,4 |
231214,2 |
231214,2 |
231214,2 |
231214,2 |
231214,2 |
1603111 |
Из анализа данных, представленных в таблице 2 и на рисунке 3, вытекает, что наибольшее финансирование выделено на обеспечение деятельности правительства Севастополя, аппарата губернатора и правительства Севастополя и иных исполнительных органов города Севастополя.
Рисунок 3. Удельный вес мероприятий в общем финансировании
Объем финансирования составляет около 20 млн рублей на весь период реализации программы. Причина такого большого финансирования связана с важностью и сложностью данной программы, необходимостью обеспечения эффективной работы правительства и аппарата губернатора.
Другие программы получили гораздо меньше финансирования, что связано с их меньшей важностью или более низким приоритетом. Например, программа осуществления переданных полномочий Российской Федерации в сфере государственного контроля получила около 73 тыс. рублей на весь период. Это может означать, что данная сфера не требует большого финансирования или эта программа является вспомогательной по отношению к другим.
Таблица 3.
Динамический анализ финансирования программы
Источник финансирования | 2025/2024 | 2026/2025 | 2027/2026 | 2028/2027 | 2029/2028 | 2030/2029 | ||||||
Абс | Темп Роста | Абс | Темп роста | Абс | Темп роста | Абс | Темп Роста | Абс | Темп роста | Абс | Темп роста | |
межбюджетные трансферты из федерального бюджета | -66276,4 | -51,74 | 2195,5 | 3,55 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
межбюджетные трансферты местным бюджетам | 748 | 0,56 | 4913.7 | 3,66 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Согласно данным таблицы, ситуация с финансированием программы выглядит следующим образом:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета сокращаются с абсолютным отрицательным приростом и отрицательным темпом роста. Это связано с реформированием федерального бюджета, сокращением расходов на социальные программы или пересмотром распределения финансовых ресурсов.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам, наоборот, увеличиваются с положительным абсолютным приростом и положительным темпом роста. Это связано с увеличением финансовой поддержки со стороны федерального бюджета или решением о большем участии местных бюджетов в финансировании программы.
Общий итог финансирования всех программ составляет около 24,5 млн рублей. Если в будущем будет выделено больше денег на реализацию программ, то это может положительно сказаться на их эффективности и результативности.
В целом, можно сделать вывод, что финансирование мероприятий определяется их приоритетностью, объемом работы, потребностями и целями, а также факторами, связанными с ростом населения, инфляцией и уровнем экономического развития города.
Мероприятия Программы реалистичны их выполнение возможно в полном объёме.
Список литературы
- Правительство Севастополя. Официальный портал органов государственной власти. Государственные программы города Севастополя: [Электронный ресурс]. URL: https://sev.gov.ru/goverment/programs/ (Дата обращения: 13.06.2024)
- Правительство Севастополя. Официальный портал органов государственной власти. Стратегия развития Севастополя: [Электронный ресурс]. URL: https://sev.gov.ru/gorod/strategiya/ (Дата обращения: 18.06.2024)