В современных условиях управление персоналом в сфере образования становится особенно важным. Эффективная организация работы образовательных учреждений требует внедрения новых подходов и технологий, которые способствуют оптимизации процессов, улучшению качества обучения и повышению уровня удовлетворенности сотрудников. Технологии сопровождения системы управления персоналом играют ключевую роль в этом контексте, позволяя не только автоматизировать рутинные процессы, но и создавать инновационные решения для управления кадрами.
Согласно исследованию Н.И. Архиповой, С.В. Назайкинского и О.Л. Седовой, современные технологии управления персоналом в образовательных учреждениях помогают значительно сократить время на подбор и адаптацию кадров, а также повышают эффективность внутренней коммуникации и управления обучением [1, с.56-57]. В связи с этим целью данной статьи является анализ технологий, применяемых в управлении персоналом в сфере образования, а также оценка их влияния на организационные процессы.
Технологии управления персоналом представляют собой совокупность методов, инструментов и процессов, направленных на эффективное использование человеческих ресурсов в организации. Они включают в себя как традиционные подходы, так и инновационные решения, способствующие повышению производительности труда и улучшению рабочих условий.
Научные исследования показывают, что интеграция технологий управления персоналом положительно сказывается на результатах работы образовательных учреждений. По данным Дранкова Н.А. и Денисова Я. В., использование цифровых платформ для управления персоналом позволяет повысить уровень адаптации новых сотрудников, сократить затраты на обучение и улучшить качество взаимодействия между различными подразделениями [4]. В свою очередь, это способствует созданию благоприятной организационной культуры, что в конечном итоге отражается на качестве образовательного процесса.
Технологии управления персоналом также включают в себя использование аналитических инструментов для оценки эффективности работы сотрудников и выявления областей, требующих улучшения. Применение таких технологий позволяет образовательным учреждениям более точно определять потребности в обучении и повышении квалификации персонала.
Современные технологии сопровождения системы менеджмента в сфере образования можно классифицировать по различным критериям, включая цели применения, области использования и масштаб внедрения.
По целям применения технологии управления персоналом можно разделить на следующие группы:
- Технологии формирования кадровой структуры. Они направлены на оптимизацию структуры персонала, подбор квалифицированных специалистов и создание эффективных команд. Например, системы автоматизированного подбора персонала помогают образовательным учреждениям быстро находить подходящих кандидатов для вакансий [2].
- Технологии поддержки работоспособности включают системы оценки производительности и мотивации сотрудников. Их применение позволяет образовательным учреждениям оперативно реагировать на проблемы и предоставлять необходимую поддержку сотрудникам, тем самым увеличивая их удовлетворенность работой.
- Технологии стимулирования внедрения инноваций. Они помогают создавать условия для внедрения новых подходов в обучении и управлении. Применение таких технологий, как краудсорсинг идей и платформы для совместной работы, способствует генерации инновационных решений и улучшению образовательного процесса [6].
По области применения выделяют:
- Общие технологии, которые применяются в управлении всем персоналом учреждения, например, системы управления данными о сотрудниках, которые позволяют вести учет рабочего времени, отпусков и других кадровых процессов.
- Специализированные технологии, предназначенные для работы с определенными группами сотрудников, например, технологии подготовки и повышения квалификации педагогов. Их использование специализированных образовательных платформ позволяет значительно улучшить качество профессиональной подготовки и адаптации педагогов.
- Индивидуальные технологии, которые направлены на работу с отдельными сотрудниками, включающие коучинг, менторство и персонализированные программы обучения. Такие технологии способствуют более глубокому вовлечению сотрудников в процесс обучения и повышению их профессиональной квалификации [7].
По масштабу внедрения:
- Технологии для всего учреждения - такие как системы управления кадрами, которые охватывают все аспекты работы с персоналом и интегрированы с другими системами управления в образовательном учреждении.
- Технологии для подразделений. Включают инструменты для управления конкретными группами сотрудников, например, факультетами или кафедрами, что позволяет учитывать специфику работы каждого подразделения.
- Технологии для отдельных сотрудников направлены на развитие и поддержку индивидуальных потребностей каждого работника, включая персонализированные тренинги и программы повышения квалификации.
Одним из ключевых преимуществ использования технологий в управлении персоналом является значительное увеличение эффективности процессов. Автоматизация подбора кадров сокращает временные затраты и повышает качество найма, что может существенно снизить количество ошибочных решений. Технологии управления производительностью, такие как системы оценки и мониторинга, позволяют образовательным учреждениям точно отслеживать результаты работы сотрудников и обоснованно принимать решения о повышении квалификации [2]. Такие системы увеличивают удовлетворенность сотрудников, поскольку они получают обратную связь и возможность развиваться в своей профессии.
Кроме того, использование технологий способствует улучшению качества образовательного процесса. Использование онлайн-платформ для повышения квалификации предоставляет педагогам доступ к актуальным ресурсам и методикам, что способствует улучшению их подготовки и, соответственно, качества обучения студентов. Технологии также создают возможности для персонализированного обучения, учитывающего индивидуальные потребности студентов и педагогов. Это формирует более гибкую и адаптивную образовательную среду, где участники процесса могут развиваться в соответствии со своими возможностями [8].
Несмотря на очевидные преимущества, технологий менеджмента в образовании сопряжено с определенными вызовами и рисками. Одним из основных является необходимость обучения сотрудников новым инструментам. На практике часть педагогов сталкивается с трудностями в освоении цифровых технологий, что может негативно сказаться на их эффективности.
В целом, технологии формирования кадровой структуры, поддержки работоспособности и стимулирования внедрения инноваций открывают новые горизонты для управления персоналом, создавая адаптивную и эффективную образовательную среду. Специализированные платформы и инструменты, направленные на индивидуальное развитие педагогов и студентов, помогают учитывать потребности каждого участника образовательного процесса, что повышает уровень удовлетворенности от работы и обучения [6].
Однако внедрение технологий также требует внимательного подхода и комплексного планирования, особенно в части обучения сотрудников и предотвращения зависимости от цифровых инструментов. Для достижения максимальной эффективности необходимо сочетание технологий с личным взаимодействием и гуманистическим подходом в управлении.
Таким образом, дальнейшее развитие технологий в системе управления персоналом в сфере образования должно основываться на учете как преимуществ, так и потенциальных рисков. Успешное сочетание цифровых решений с традиционными методами управления может стать ключом к созданию конкурентоспособной образовательной среды, способной эффективно реагировать на современные вызовы и требования общества.
Список литературы
- Архипова Н.И., Назайкинский С.В., Седова О.Л. Современные проблемы управления персоналом. Монография. [Текст]. – Издательство «Проспект», 2018. – 211 с.
- Ахметова К.И. проектирование технологии мониторинга эффективности процесса повышения квалификации педагогических кадров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №5-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-tehnologii-monitoringa-effektivnosti-protsessa-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения: 04.11.2024)
- Беавоги, Силвин Баде. Технологии в системе управления персоналом / Силвин Баде Беавоги. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 96-100. [Электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79504/ (дата обращения: 04.11.2024)
- Дранкова Н.А., Денисова Я.В. Первичная адаптация персонала в рамках СМК с использованием цифровой платформы // Компетентность. 2023. №9-10. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervichnaya-adaptatsiya-personala-v-ramkah-smk-s-ispolzovaniem-tsifrovoy-platformy (дата обращения: 04.11.2024)
- Колодезникова Ю.Ю. Цифровизация обучения персонала: новые технологии и проблемы их внедрения // Гуманитарный научный журнал. 2023. №1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-obucheniya-personala-novye-tehnologii-i-problemy-ih-vnedreniya (дата обращения: 04.11.2024)
- Коробко В.И. Управление персоналом (курс лекций для бакалавров) [Электронный ресурс]. URL: http://lib.7480040.ru/images/books/978-5-905248-03.pdf (дата обращения: 04.11.2024)
- Современные технологии управления персоналом [Электронный ресурс]. URL: https://www.hr-director.ru/article/63462-red-qqq-15-m4-sovremennye-tehnologii-kontseptsii-upravleniya-personalom (Дата обращения: 03.11.2024)
- Усова С.Н. Проблемы и возможности электронного повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. №1 (42). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-vozmozhnosti-elektronnogo-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogov-v-usloviyah-tsifrovizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 04.11.2024)