В связи с усложнением рынка программного обеспечения возникает необходимость в подготовке такого программного продукта, который способен заинтересовать пользователей. Для решения данной задачи необходимо проанализировать потребности рынка, провести опрос пользователей, спроектировать и предоставить заказчику пользовательский интерфейс будущего программного продукта с описанием его основных функций. Согласно ГОСТ 19.102-77, основными стадиями при разработке программы являются: Техническое задание, Эскизный проект, Технический проект, Рабочий проект и Внедрение [2]. Данные этапы согласуются с жизненным циклом информационных систем и охватывают временной промежуток времени от идеи создания программы до вывода ее из эксплуатации [3]. Таким образом, пока не будет выполнена постановка задачи, разработчик не сможет приступить к рабочему проекту.
Проектирование является одним из наиболее важных этапов в подготовке программных продуктов и представляет собой процесс создания проекта, проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [4]. На этом этапе осуществляется постановка задачи и определяются средства для ее решения.
Рассмотрим особенности данного этапа на примере разработки информационной системы для учета материальных ресурсов. Данная система будет функционировать на предприятии, деятельность которого связана с транзакциями материальных ресурсов. Основными действиями менеджера, при работе с данной системой являются добавление новых записей о материалах и оборудовании, их редактирование, удаление, отслеживание их перемещений внутри предприятия согласно заявленным работам и др.
Таким образом, можно перечислить требования к информационной системе:
- авторизация пользователей с двумя типами прав: «администратор» и «пользователь», администратору доступна дополнительная панель с идентификационными данными всех пользователей;
- быстрый доступ к данным;
- возможность ввода данных в таблицы и наглядное их представление после введенный изменений;
- возможность сортировки информации по возрастанию и убыванию;
- поиск записей по определенному полю;
- наличие справочной информации и краткого описания работы системы.
Для более детального изучения функций подобной системы представим диаграмму вариантов использования, которая отражает отношения между актерами и прецедентами и является составной частью модели прецедентов [1]. Основным назначением данной диаграммы является описание функциональности и поведения системы, необходимое как для заказчика, пользователя, так и для разработчиков. Данная диаграмма представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Диаграмма прецедентов
Основными действующим лицами являются сотрудник предприятия и администратор базы данных.
Актер «Сотрудник» при взаимодействии с системой может:
- формировать отчеты, данный прецедент включает прецедент «печать отчётов»;
- добавлять, редактировать, удалять данные о материальных ресурсах;
- добавлять, редактировать, удалять данные об оборудовании;
- добавлять, редактировать, удалять данные в журнале учёта,
- добавлять, редактировать, удалять данные о готовых материальных ресурсах.
Взаимодействие актера «Администратор» с системой включает:
- регистрацию новых пользователей – поставщиков оборудования;
- администрирование данных;
- ведение журнала по всем изменениям, связанным с использованием оборудования.
Следующим этапом проектирования является создание ER-модели, которая представляет собой описание основных компонентов информационной системы. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма «Сущность-связь» (рис. 2).
Рисунок 2. Пример ER-диаграммы
Далее проичходит создание прототипов интерфейса. Интерфейс – это совокупность средств и методов обеспечения взаимодействия между элементами системы. Интерфейс задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов системы [5].
Для прототипирования использовался онлайн-сервис Figma –https://www.figma.com/login.
Окно авторизации (рис. 3) содержит два поля для ввода данных и две кнопки для предоставления доступа к различным панелям.
Рисунок 3. Окно авторизации
Основное окно (рис. 4) включает несколько рабочих областей, в нижнее поле выводится таблица с данными, а в верхнее окно вносятся необходимые данные.
Рисунок 4. Интерфейс окна «Материальные ресурсы»
Таким образом, в ходе выполнения работы была изучена и проанализирована предметная область и определены требования к ИС, спроектирована и разработана ИС учета материальных ресурсов предприятия. В ходе проектирования были представлены диаграммы, которые позволили наглядно представить отношения между элементами системы и ее функциональные возможности.
Список литературы
- Визуальное моделирование систем в StarUML: Учебное пособие/ А.В. Каюмова. Казань. – Казанский федеральный университет, 2013. – 104 с.
- ГОСТ 19.102-77. Межгосударственный стандарт. Единая система программной документации. Стадии разработки. Электронный ресурс. –Режим доступа: (дата обращения: 17.09.2021).
- Коцюба И.Ю. Основы проектирования информационных систем. Учебное пособие / И.Ю. Коцюба, А.В. Чунаев, А.Н. Шиков. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 206 с.
- Проектирование информационных систем (на примере методов структурного системного анализа): Учебное пособие / О.Г. Инюшкина, Екатеринбург: «Форт-Диалог Исеть», 2014. – 240 с.
- Сергеев С. Ф., Падерно П. И., Назаренко Н. А. Введение в проектирование интеллектуальных интерфейсов: Учебное пособие/ С.Ф. Сергеев, П.И. Падерно, Н.А. Назаренко. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 108 с.