ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Просмотры

42

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Дата публикации 17.09.2021

Поделиться

Проектирование является важнейшим этапом в подготовке различных программных продуктов. На данном этапе формулируется цель разработки будущего программного продукта согласно потребностям заказчика или пользователей. Далее определяются средства для реализации данной цели. В статье рассматриваются этапы проектирования информационных систем, приводятся примеры диаграмм, которые позволят акцентировать внимание будущих разработчиков на требования к информационной системе.

В связи с усложнением рынка программного обеспечения возникает необходимость в подготовке такого программного продукта, который способен заинтересовать пользователей. Для решения данной задачи необходимо проанализировать потребности рынка, провести опрос пользователей, спроектировать и предоставить заказчику пользовательский интерфейс будущего программного продукта с описанием его основных функций. Согласно ГОСТ 19.102-77, основными стадиями при разработке программы являются: Техническое задание, Эскизный проект, Технический проект, Рабочий проект и Внедрение [2]. Данные этапы согласуются с жизненным циклом информационных систем и охватывают временной промежуток времени от идеи создания программы до вывода ее из эксплуатации [3]. Таким образом, пока не будет выполнена постановка задачи, разработчик не сможет приступить к рабочему проекту.

Проектирование является одним из наиболее важных этапов в подготовке программных продуктов и представляет собой процесс создания проекта, проекта, прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния [4]. На этом этапе осуществляется постановка задачи и определяются средства для ее решения.

Рассмотрим особенности данного этапа на примере разработки информационной системы для учета материальных ресурсов. Данная система будет функционировать на предприятии, деятельность которого связана с транзакциями материальных ресурсов. Основными действиями менеджера, при работе с данной системой являются добавление новых записей о материалах и оборудовании, их редактирование, удаление, отслеживание их перемещений внутри предприятия согласно заявленным работам и др.

Таким образом, можно перечислить требования к информационной системе:

  • авторизация пользователей с двумя типами прав: «администратор» и «пользователь», администратору доступна дополнительная панель с идентификационными данными всех пользователей;
  • быстрый доступ к данным;
  • возможность ввода данных в таблицы и наглядное их представление после введенный изменений;
  • возможность сортировки информации по возрастанию и убыванию;
  • поиск записей по определенному полю;
  • наличие справочной информации и краткого описания работы системы.

Для более детального изучения функций подобной системы представим диаграмму вариантов использования, которая отражает отношения между актерами и прецедентами и является составной частью модели прецедентов [1]. Основным назначением данной диаграммы является описание функциональности и поведения системы, необходимое как для заказчика, пользователя, так и для разработчиков. Данная диаграмма представлена на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Диаграмма прецедентов

Основными действующим лицами являются сотрудник предприятия и администратор базы данных.

Актер «Сотрудник» при взаимодействии с системой может:

  • формировать отчеты, данный прецедент включает прецедент «печать отчётов»;
  • добавлять, редактировать, удалять данные о материальных ресурсах;
  • добавлять, редактировать, удалять данные об оборудовании;
  • добавлять, редактировать, удалять данные в журнале учёта,
  • добавлять, редактировать, удалять данные о готовых материальных ресурсах.

Взаимодействие актера «Администратор» с системой включает:

  • регистрацию новых пользователей – поставщиков оборудования;
  • администрирование данных;
  • ведение журнала по всем изменениям, связанным с использованием оборудования.

Следующим этапом проектирования является создание ER-модели, которая представляет собой описание основных компонентов информационной системы. В качестве стандартной графической нотации, с помощью которой можно визуализировать ER-модель, была предложена диаграмма «Сущность-связь» (рис. 2).

Рисунок 2. Пример ER-диаграммы

 

Далее проичходит создание прототипов интерфейса. Интерфейс – это совокупность средств и методов обеспечения взаимодействия между элементами системы. Интерфейс задаёт параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов системы [5].

Для прототипирования использовался онлайн-сервис Figma –https://www.figma.com/login.

Окно авторизации (рис. 3) содержит два поля для ввода данных и две кнопки для предоставления доступа к различным панелям.

Рисунок 3. Окно авторизации

 

Основное окно (рис. 4) включает несколько рабочих областей, в нижнее поле выводится таблица с данными, а в верхнее окно вносятся необходимые данные.

Рисунок 4. Интерфейс окна «Материальные ресурсы»

 

Таким образом, в ходе выполнения работы была изучена и проанализирована предметная область и определены требования к ИС, спроектирована и разработана ИС учета материальных ресурсов предприятия. В ходе проектирования были представлены диаграммы, которые позволили наглядно представить отношения между элементами системы и ее функциональные возможности.

Список литературы

  1. Визуальное моделирование систем в StarUML: Учебное пособие/ А.В. Каюмова. Казань. – Казанский федеральный университет, 2013. – 104 с.
  2. ГОСТ 19.102-77. Межгосударственный стандарт. Единая система программной документации. Стадии разработки. Электронный ресурс. –Режим доступа: (дата обращения: 17.09.2021).
  3. Коцюба И.Ю. Основы проектирования информационных систем. Учебное пособие / И.Ю. Коцюба, А.В. Чунаев, А.Н. Шиков. – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 206 с.
  4. Проектирование информационных систем (на примере методов структурного системного анализа): Учебное пособие / О.Г. Инюшкина, Екатеринбург: «Форт-Диалог Исеть», 2014. – 240 с.
  5. Сергеев С. Ф., Падерно П. И., Назаренко Н. А. Введение в проектирование интеллектуальных интерфейсов: Учебное пособие/ С.Ф. Сергеев, П.И. Падерно, Н.А. Назаренко. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2011. – 108 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее