Прежде чем начать говорить об инклюзивном образовании, нужно понять, что это и как оно работает.
Инклюзивное образование — это понятие, включающее в себя множество определений. Во-первых, это процесс преобразования общего образования, основанный на понимании того, что люди с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в жизнь общества. Это огромный труд, как со стороны преподавателя, так и со стороны ученика и всех студентов высшего образования. Наше общество не до конца готово столкнуться с инклюзивным образованием. Прежде всего, нужно подготовить каждого студента к тому, что в группе будет человек с ограниченными возможностями. Но в первую очередь проходит подготовку сам человек с ОВЗ, который вольется в огромный коллектив и первое время ему будет тяжело справится с огромной физической и психологической нагрузкой.
В России инклюзивное образование на данный момент все еще находится на начальном этапе формирования и развития. Из-за новизны понятия «инклюзивного образования» еще недостаточно рекомендаций и методик для его реализации, ведь многие даже не знакомым с данным понятием.
Идея ввести в образовательную систему инклюзивное образование может показаться легкой лишь на первый взгляд, ведь она требует колоссальных усилий и затрат не только материальных, но и физических. Смысл инклюзивного образования заключается в том, что все имеют равный доступ к образованию, независимо от разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Данное понятие было закреплено в ст. 2 п.27 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации». Это является ссылкой на Конституцию РФ, которая гласит, что все граждане Российской Федерации имеют право на образование независимо от каких-либо индивидуальных особенностей и образовательных потребностей
Были проведены беседы со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Результаты выявили, что около 70 % студентов готовы влиться в коллектив без труда. Однако, 30 % студентов проходили беседу с психологом, чтобы не чувствовать себя некомфортно.
В целом значительное количество студентов знакомо с понятием инклюзивного образования, а также поддерживает его реализацию. Однако, большое количество респондентов затрудняется с ответом, что говорит о неоднозначности мнений, либо о низкой информационной осведомленности населения по вопросам инклюзивного образования в вузах. Данная тема достаточно мало освещена и поэтому у многих возникают затруднения при ответе на тот или иной вопрос.
Инклюзивный спорт в высшем учебном заведении означает, что спортивные программы и мероприятия доступны и открыты для всех студентов независимо от их спортивного уровня, физических возможностей, пола или инвалидности. Это включает в себя создание равных возможностей для участия в спорте, адаптацию тренировок и соревнований под индивидуальные потребности студентов, обеспечение доступности инфраструктуры и оборудования для людей с ограниченными возможностями, проведение специальных программ и мероприятий для инклюзивного спорта. Это способствует развитию спортивной культуры, повышению уровня активности студентов и созданию дружественной и поддерживающей среды для всех участников.
Инклюзивный спорт в высшем учебном заведении играет ключевую роль в формировании инклюзивного общества и имеет значительное влияние на всех участников образовательного процесса.
Итак, инклюзивный спорт – это движение, направленное на создание равных возможностей для всех людей, независимо от их физических, умственных или других особенностей, участвовать в спорте и наслаждаться его преимуществами.
Для высшего учебного заведения инклюзивный спорт это важная составляющая образовательной среды, направленная на создание равных возможностей для всех студентов, независимо от их физических возможностей.
Основные аспекты инклюзивного спорта в вузе:
1. Доступность:
• Спортивные объекты: Обеспечение доступности спортивных объектов для людей с ограниченными возможностями здоровья (пандусы, лифты, специальные раздевалки, адаптированные тренажеры).
• Спортивные программы: Разработка и реализация спортивных программ, адаптированных к различным видам инвалидности (сидячий волейбол, баскетбол на колясках, легкая атлетика для слабовидящих и т.д.).
• Информационная доступность: Предоставление информации о спортивных мероприятиях и программах в доступной форме (тифлокомментирование, сурдоперевод, субтитры).
2. Интеграция:
• Создание единой спортивной среды: Создание условий для совместных тренировок и участия в соревнованиях студентов с и без инвалидности.
• Проведение совместных мероприятий: Организация спортивных фестивалей, дней здоровья, турниров с участием всех студентов.
• Развитие межвузовского сотрудничества: Создание межвузовских спортивных лиг и объединений, включающих студентов с инвалидностью.
3. Поддержка и мотивация:
• Профессиональные тренеры: Предоставление квалифицированных тренеров, специализирующихся на работе со спортсменами с инвалидностью.
• Психологическая поддержка: Обеспечение психологической поддержки студентам с инвалидностью, помогающей им преодолеть трудности и достичь спортивных результатов.
• Стипендии и гранты: Предоставление стипендий и грантов для студентов с инвалидностью, занимающихся спортом.
4. Просвещение и повышение информированности:
• Проведение лекций и семинаров: Организация лекций и семинаров по инклюзивному спорту для студентов, преподавателей и сотрудников вуза.
• Информационные кампании: Проведение информационных кампаний о важности инклюзивного спорта и о возможностях для людей с инвалидностью.
• Включение темы инклюзивного спорта в учебные программы: Включение в учебные программы курсов по инклюзивному спорту и адаптивной физической культуре.
5. Развитие инфраструктуры:
• Создание специализированных спортивных центров: Создание специализированных спортивных центров для людей с инвалидностью.
• Оснащение спортивных объектов специальным оборудованием: Оснащение спортивных объектов специальным оборудованием для людей с инвалидностью.
• Развитие доступной транспортной инфраструктуры: Обеспечение доступной транспортной инфраструктуры для студентов с инвалидностью, позволяющей им добраться до спортивных объектов.
Преимущества инклюзивного спорта для студентов:
• Развитие физических возможностей: Повышение физической активности и улучшение здоровья студентов с инвалидностью.
• Социальная интеграция: Создание условий для общения и взаимодействия студентов с и без инвалидности.
• Развитие лидерских качеств: Развитие лидерских качеств и мотивации у студентов с инвалидностью.
• Повышение толерантности и уважения: Создание атмосферы толерантности и уважения к людям с инвалидностью в вузе.
• Повышение качества образования: Создание более инклюзивной и доступной образовательной среды.
Инклюзивный спорт в вузе – это не только возможность для студентов с инвалидностью заниматься спортом, но и важный шаг к созданию более справедливого и доступного общества.
Развитие инклюзивного спорта среди студентов:
В последние годы наблюдается значительный прогресс в развитии инклюзивного спорта среди студентов.
В целом, инклюзивный спорт в высшем учебном заведении имеет огромную значимость для всех участников образовательного процесса. Он способствует созданию более справедливого и доступного общества, где каждый может реализовать свой потенциал и достичь успеха. Реализация инклюзивного образования в системе физического воспитания крайне необходима, так как выполняет важнейшие педагогические и социальные функции самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, способствует личностному благополучию, здоровому и активному образу жизни студентов. В аспекте реализации образовательного процесса необходимо использовать различные методы и приёмы для индивидуального подхода к студентам с инклюзией для создания благоприятной и комфортной образовательной среды.
Список литературы
- Алехина, С. В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки» Инклюзивное образование в России
- Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 83–95
- Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. — М.: Просвещение, 2009
- Соликов Н. Индивидуальная помощь ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении // Учитель. — 2006. — № 1. — С. 2–7
- Чеканушкина Елена Николаевна, Михелькевич Валентин Николаевич, Шинкаренко Олег Валерьевич Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный № 16 (120) август-2 2016 г. Дата публикации: 25.08.2016