Современное общество сталкивается с необходимостью интеграции людей с ограниченными возможностями в различные сферы жизни, что требует разработки эффективных методов воспитания и обучения. Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются не только в специальной коррекции своих учебных навыков, но и в развитии физических способностей, социальных навыков и уверенности в себе. Одним из перспективных направлений для решения этих проблем является использование танцевальных фитнес-программ, таких как «Зумба».
Основная цель исследования — выявление эффекта от занятий программой «Зумба» на физическую подготовленность, социальное взаимодействие и настроение детей школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Исследование проводилось на базе спортивно-оздоровительного комплекса в качестве внеклассных занятий. Участниками стали 12 детей в возрасте от 10 до 17 лет с различными формами интеллектуальных нарушений. Занятия проводились один в неделю в течение десяти месяцев.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- Тестирование физических показателей (выносливость, гибкость, координация движений)
- Социометрические опросы для оценки уровня социальных взаимодействий между детьми
- Анкеты-психометрики для измерения эмоционального состояния участников до начала занятий и по завершении программы.
Для выявления потребности в проведении данного исследования был проведен констатирующий эксперимент в виде анкеты-опросника для родителей, имеющих детей школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Результаты
Улучшение физической подготовленности
Данные наблюдений показывают значительные улучшения физических показателей у участников программы: выносливость увеличилась на 25%, гибкость — на 30%, а координация движений — на 20%. Регулярная двигательная активность позволила детям укрепить сердечнососудистую систему и общую мышечную силу.
Позитивное влияние на социальные отношения
Результаты социометрических опросов продемонстрировали существенное улучшение дружеских связей среди занимающихся: уровень доверия к сверстникам возрос на 40%. Дети стали более открытыми к взаимодействию друг с другом; отмечено увеличение числа совместных игр вне занятия.
Эмоциональное благополучие
Анализ анкеты-психометрики показал снижение тревожности и повышенное настроение у детей школьного возраста после участия на занятиях с применением фитнес-программы «Зумба». Наиболее яркие изменения наблюдались среди тех учеников, которые изначально имели низкий уровень самооценки.
Полученные данные подтверждают высокую эффективность танцевальной программы как средства комплексного развития личности ребенка с интеллектуальными нарушениями. Внедрение подобных активностей может значительно обогатить существующие коррекционные методы работы с детьми этого контингента, обеспечивая не только физическую реабилитацию, но также способствуя социальной интеграции.
Важно учитывать специфику подготовки тренеров, работающих по этой программе: им необходимо быть осведомленными о методах работы именно с этой группой детей для создания максимально безопасной и комфортной среды во время занятий.
Танцевальная фитнес-программа «Зумба» представляет собой многообещающий инструмент для повышения качества жизни детей с интеллектуальными нарушениями через усовершенствование их физических способностей и социальных навыков. Рекомендуется внедрение данного метода в программы адаптивного физического воспитания как единого компонента комплексной работы по социализации таких детей, а также в качестве метода адаптивного физического воспитания.
На основании проведенного исследования целесообразно продолжить работу над расширением танцевальных программ для данной группы детей и углублять исследование их влияния на различные аспекты социального поведения, физического и эмоционального состояния участников.
Таким образом, дальнейшие исследования могут стать основой для более широкого применения подобного рода активностей не только в специализированных учреждениях, но также в обычных образовательных средах.
Список литературы
- Бакланова, Л.А. Двигательная активность детей дошкольного и школьного возраста с нарушением интеллекта / Л.А. Бакланова, И.А. Пахамович // Наука-2020. – 2018. – №1-2 (17). – С. 39-42
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.
- Максимова, С.Ю. Возможности двигательной реабилитации детей с синдромом Дауна средствами музыкально-двигательной подготовки / С.Ю. Максимова, Д.С. Губарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – №6 (184). – С. 213-217. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.С 213-216. – EDN XONPBV
- Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений // В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.
- Халилова, М.Г. Социализация детей с нарушением интеллекта / М.Г. Халилова // Вестник Социально-педагогического института. – 2022. – №1 (41). – С. 62-64
- Choreotherapy in the complex correction of motor stereotype in persons with down syndrome under inclusion conditions/ K.P. Romanov, L.A. Parfenova, A.D. Shaimieva // The phenomenon of professionally applied sports culture: structure and content 2023 №12 С. 67-69