Данная статья является дополнением статьи «Техническое сопровождение процесса проведения обоснования сметных назначений для программ дополнительного образования и профессионального обучения», опубликованной в журнале Научный лидер. 2024. №48 (198) [2]. Ввиду своего дополняющего свойства текущая статья содержит много пересекающихся понятий с указанной статьей, так же обладает общей структурой и схожа этапами изложения материала. Так же методическое сопровождение расчета сметных назначений по своей сути аналогично заполнению расчетов программ дополнительного образования, но содержит свои отличительные черты, например, как наличие блока для заполнения доходной части, который отсутствует в расчете стоимости. Применение инструментальных средств, со стороны пользователя, при проведении расчета сводиться к выбору вариантов отчислений, выбору включать в расчет переходящий остаток или нет, самостоятельно вводит остаток на начало года, заполняет доступные к заполнению ячейки. Целевая аудитория, для которой разрабатывался расчет сметных назначений – это отличительное направление статьи, которая ориентирована на лиц непосредственно проводящих обоснование сметных назначений по реализуемым ими программам дополнительных общеразвивающим программам для детей, дополнительных общеразвивающим программам для взрослых, программам повышения квалификации, программам профессиональной переподготовки, программам профессионального обучения [1] в разработанных на базе Microsoft Excel [4] расчетных файлах, для которых создаются методические рекомендации, в стиле которых и разработана данная статья.
Файл для обоснования сметных назначений включает:
- Лист «Титульный лист» содержит титульный лист «Обоснование сметных назначений»
- Лист «Детализация» содержит «Детализация обоснования сметных назначений к смете доходов и расходов по дополнительному образованию на 202_год»
Данные для заполнения «Титульного листа» формируются из листа «Детализации».
Заполнение листа «Детализации» проводится по блокам:
- «Общая характеристика образовательной программы»
- «Выбор типа отчислений»
- «Введение данных о руководителях СП и руководителя программы»
- «Выбора типа отчислений»
- «Внесение данных доходов и расходов программы»
Внесение данных в листе «Детализация» проводится в ячейках следующих цветов:
- Внесение данных проводится в ячейках «персикового» цвета
;
- Выбор данных проводится ячейках «лазурного» цвета
;
- Определение корректности решения отображается в ячейках «салатового» цвета
;
При возникновении вопросов по внесению данных в ячейку следует нажать «красный треугольник» вверху ячейки
.
Заполнение блока «Общая характеристика образовательной программы» рис. 1.
Русунок.1. Блок «Общая характеристика образовательной программы»
Блок «Общая характеристика образовательной программы» предназначен для внесения информации:
В поле «Введите наименование программы» - вводится наименование реализуемой программы, если программ более одной перечисляются все наименования программ;
В поле «Наименования структурного подразделения» - вводится наименование структурного подразделения, реализующего программу;
В поле «Адрес места проведения занятий» - вводится адрес места реализации занятий, в случае реализации дистанционной программы указывается адрес структурного подразделения, реализующего программу;
В поле «Код финансового обеспечения» - выбирается один из следующих вариантов:
«Приносящая доход деятельность» - планируемые предстоящие доходы от реализации программы от сторонних обучающихся;
«Субсидия на выполнение проектов» - планируемые предстоящие доходы от реализации программы из средств субсидий, поступивших на реализацию иного проекта, в рамках которого предусмотрена реализация дополнительной образовательной программы. В этом случае необходимо приложить обоснование с наименованием и внутренним номером регистрации проекта;
«Субсидия на иные цели» - планируемые предстоящие доходы от реализации программы из средств субсидий, поступающих на реализацию проекта, в рамках которого предусмотрена реализация дополнительной образовательной программы. В этом случае необходимо приложить обоснование с наименованием и внутренним номером регистрации проекта;
«Смешанный (применяется в обоснованиях сметных назначений при внутренних зачислениях)» - доходы, поступающие от реализуемых программ не менее чем по двум описанным ранее вариантам поступлений доходов. В этом случае необходимо приложить обоснование с наименованием и внутренним номером регистрации проектов, с которого планируются поступления.
В поле «Классификационные признаки счета (КПС)» - вводится наименование КПС зарегистрированного (открытого) системе 1С: БГУ [3], в случае отсутствия зарегистрированного (открытого) КПС, необходимо обратиться за его открытием в Управление финансового планирования, учета и сопровождения.
В поле «Общее количество планируемых программ» - вводится планируемое число программ для реализации.
В поле «Выберите вид программ» - выбираете программу.
Заполнение блока «Выбора типа отчислений» рис. 2.
Рисунок 2. Блок «Выбора типа отчислений»
В данном блоке производится выбор отчислений на накладные расходы структурного подразделения, реализующего программу и накладные расходы университета.
Возможные варианты выбора отчислений:
«С отчислениями» - отчисления выбираются в соответствии с приказом «О формировании бюджетов структурных подразделений, их исполнении и контроле»;
«Без отчислений на Резервный фонд» - в данном случае отсутствуют отчисления на Резервный фонд структурного подразделения, реализующего программу. При проведении расчета с данным вариантом отчислений необходимо приложить обоснование отсутствия отчислений на резервный фонд структурного подразделения;
«Без отчислений» - в данном случае отсутствуют отчисления, применяется при реализации программ внутри университета, при реализации программ в рамках субсидий. При проведении расчета с данным вариантом отчислений необходимо приложить обоснование отсутствия отчислений на накладные расходы структурного подразделения и университета;
«Иные» - при выборе данного варианта открывается возможность производить расчет отчислений, указанных в «персиковых полях» справа. При проведении расчета с данным вариантом отчислений необходимо приложить обоснование «Иных» отчислений на накладные расходы структурного подразделения и университета.
Заполнение блока «Введение данных о руководителе СП и руководителе программы» рис. 3.
Рисунок 3. Блок «Введение данных о руководителе СП и руководителе программы»
В поле «Наименование должности руководителя структурного подразделения» - вводится Должность руководителя и наименование структурного подразделения, реализующего программу;
В поле «И.О.Фамилия Руководителя структурного подразделения» - вводится И.О. Фамилия руководителя структурного подразделения, реализующего программу;
В поле «И.О. Фамилия Руководителя программы» - вводится И.О. Фамилия руководителя программы;
В данном блоке предусмотрена персонализация должности Руководителя программы.
Рисунок 4. Наименование должности Руководителя центра при структурном подразделении, на базе которого реализуется программ
В поле «Наименование должности Руководителя центра при структурном подразделении, на базе которого реализуется программа» рис. 4 - вводится наименование должности руководителя программы (проекта) например: «Руководитель центра Наименование центра». Результаты отобразятся в подписях к сметам.
Заполнение блока «Проведение обоснования с учетом переходящего остатка на следующий год» рис. 5.
Рисунок 5. Блок «Проведение обоснования с учетом переходящего остатка на следующий год»
Данный блок «Проведение обоснования с учетом переходящего остатка на следующий год» рис. 5. позволяет выбрать расчет, учитывающий наличие переходящего остатка на следующий год.
Для этого в поле выбора «Провести обоснование с учетом переходящего остатка на следующий год:» выбирается «Да» в этом случае минимальная величина переходящего остатка без Фонда отпуска и начислений на него составляет 45 000 рублей.
Заполнение блока «Внесение данных доходов и расходов программы».
В данном блоке вносятся предполагаемые доходы и расходы связанные с реализацией программы.
При заполнении всех блоков указывается количественный показатель и его стоимость в рублях.
Заполнение подблока «Доходы от сторонних обучающихся».
Рисунок 6. Подблок «Доходы от сторонних обучающихся»
В данной части вносятся предполагаемые доходы, поступающие от реализации программ, выбирается в зависимости от продолжительности программы в часах.
В поле вначале вносится планируемое количество обучающихся программы, далее вносится стоимость.
Общий расчет доходов по программам, входящих в одну часовую продолжительность, может проводиться при указании среднего количества обучающихся программы и средней стоимости программы.
Заполнение подблока «Доходы от обучающихся, являющихся сотрудниками» рис. 7.
Рисунок 7. Подблок «Доходы от обучающихся, являющихся сотрудниками»
В данном подблоке вносятся данные по планируемому количеству обучающихся, являющихся сотрудниками Университета и планируемой для них стоимости.
Общий расчет доходов может проводиться при указании среднего количества обучающихся программы и средней стоимости программы в расчете на одного обучающегося.
Заполнение подблока «Зачисления (Используются при расчетах внутри университета».
Данный блок рис. 8 заполняется в случае, если программы реализуются внутри университета одним структурным подразделением для другого структурного подразделения.
Рисунок 8. Подблок «Зачисления (Используются при расчетах внутри университета»
В поле вначале вносится КПС структурного подразделения, которому планируется реализовать программу, далее вносится планируемое количество обучающихся и стоимость программы в расчете на одного обучающегося.
Заполнение подблока «Оплата труда»
В данном блоке рис. 9 указывается размер компенсационных и стимулирующих выплат сотрудникам, участвующим в сопровождении и реализации программы.
Рисунок 9. Подблок «Оплата труда»
Общий принцип заполнения: указывается количество часов принятия участия в проекте и величина оплаты труда в час. Стоимость часа не может быть ниже минимальной стоимости почасовой оплаты труда. Если стоимость оплаты часа выше установленной, то необходимо будет издать Распоряжение «Об установлении размера почасовой оплаты труда при реализации дополнительной образовательной программы».
Заполнение подблока «Прочие выплаты» рис. 10.
Рисунок 10. Подблока «Прочие выплаты»
Вносится информация, связанная с нахождением в командировке сотрудников, реализующих программу. Вносится количество суток и размер суточных.
Заполнение подблока «Транспортные услуги».
Рисунок 11. Подблок «Транспортные услуги»
В полях «Оплата проезда по служебным командировкам» заполняется количество поездок (1 поездка считается направлением в сторону, где будет реализована программа и обратный путь), далее указать стоимость 1 поездки.
В полях «Прочие транспортные услуги» заполняется общее количество необходимых транспортных услуг (не связанных с проездом по служебным командировках) далее прописываете цену услуги (среднюю цену услуги если услуг более одной, и они имеют разную цену).
Заполнение подблока «Арендная плата за пользование имуществом» рис. 12.
Рисунок 12. Подблок «Арендная плата за пользование имуществом»
В полях «Аренда автотранспорта» заполняется количество арендуемого автотранспорта в соответствии с условиями договора, далее указать среднюю стоимость аренды 1 автотранспортного средства.
В полях «Аренда помещений» заполняется количество кв.м. арендуемой площади, в соответствии с условиями договора, далее указать стоимость аренды 1 кв.м. в соответствии с условиями договора.
В полях «Аренда прочего имущества» заполняется количество ед. арендуемого прочего имущества, в соответствии с условиями договора, далее указать стоимость аренды прочего имущества, в соответствии с условиями договора.
Заполнение подблока «Работы, услуги по содержанию имущества» рис. 13.
Рисунок 13. Подблок «Работы, услуги по содержанию имущества»
В полях «ТО и ремонт вычислительной техники и оргтехники» заполняется количество планируемых договоров на ТО и ремонт вычислительной техники и оргтехники оплата которых будет производиться из средств программы, далее прописываете планируемую среднюю цену договоров.
В полях «Прочие работы, услуги по содержанию имущества» заполняется количество планируемых работ и услуг оплата которых будет производиться из средств программы, далее прописываете планируемую среднюю цену договоров.
Заполнение подблока «Прочие работы, услуги» рис. 14.
Рисунок 14. Подблок «Прочие работы, услуги»
Содержит направление расходов «Вознаграждения по договорам ГПХ» при привлечении сторонних специалистов или экспертов, в расчете указывается общее количество часов участия в реализации программы далее прописывается средняя стоимость часа работы стороннего участника проекта.
В полях «Питание» заполняется планируемое количество человек-обучающихся программы, на которых планируется организовывать питание, далее средняя стоимость питания на одного человека.
В полях «Проживание в служебных командировках РФ» указываем количество человеко-дней далее указывается средняя стоимость проживания в день. Количество человеко-дней рассчитывается путем произведения количества человек находящихся в командировке на количество дней проживания по месту командировки.
В полях «Подписка на периодическую литературу (кроме библиотечного фонда)» указывается планируемое количество договоров на подписку планируемые к заключению, далее указывается средняя стоимость договора.
В полях «Приобретение и обновление справочных баз данных и неисключительных прав на программное обеспечение» указывается планируемое количество договоров на Приобретение и обновление справочных баз данных и неисключительных прав на программное обеспечение планируемые к заключению, далее указывается средняя стоимость договора.
В полях «Типографские работы, редакционные услуги» указывается планируемое количество договоров типографские работы, редакционные услуги, планируемые к заключению, далее указывается средняя стоимость договора.
В полях «Услуги по фото- и видеосъемке на мероприятиях» указывается планируемое количество договоров по услугам фото- и видеосъемке при реализации программы, планируемые к заключению, далее указывается средняя стоимость договора.
В полях «Оплата услуг на рекламную деятельность» указывается планируемое количество договоров по услугам рекламы необходимым при реализации программы планируемых к заключению, далее указывается средняя стоимость договора.
В полях «Самозанятые» при привлечении сторонних специалистов или экспертов по договору заключаемому с «Самозанятым», указывается количество услуг, далее указывается средняя стоимость услуги.
В полях «Прочие работы, услуги» в данной категории указываются работы и услуги, не включенные ранее, указывается количество услуг, далее указывается средняя стоимость услуги.
Заполнение подблока «Прочие расходы в том числе» рис. 15.
Рисунок 15. Подблок «Прочие расходы в том числе»
В полях «Приобретение медалей, значков, нагрудных знаков, ценных подарков, цветов и др.» указывается количество и средняя стоимость.
В полях «Оплата целевых, членских, организационных и регистрационных взносов» указывается количество и средняя стоимость.
В полях «Прочие расходы» указывается количество и средняя стоимость.
Заполнение подблока «Увеличение стоимости основных средств» рис. 16.
Рисунок 16. Подблок «Увеличение стоимости основных средств»
В полях «Приобретение средств вычислительной техники и оргтехники» указывается количество приобретаемых средств вычислительной техники и оргтехники и их средняя стоимость.
В полях «Приобретение прочих основных средств» указывается количество приобретаемых прочих основных средств и их средняя стоимость.
Заполнение подблока «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» рис. 17.
Рисунок 17. Подблок «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
В полях «Приобретение канцелярских принадлежностей, бумаги» указывается количество приобретаемых комплектов канцелярских принадлежностей или планируемых договоров на приобретение данной продукции и их средняя стоимость.
В полях «Книжная и иная печатная продукция на бумажных и иных носителях (кроме библиотечного фонда)» указывается количество книжной или иной печатной продукции или количество планируемых договоров на приобретение данной продукции и их средняя стоимость.
В полях «Приобретение комплектующих и расходных материалов для основных средств» указывается комплектующих и расходных материалов для основных средств или количество планируемых договоров на приобретение данной продукции и их средняя стоимость.
В полях «Прочие материальные запасы» указывается количество планируемых договоров на приобретение данной продукции и их средняя стоимость.
В полях «Химреактивы, спирт этиловый, химпосуда, медпосуда и др.» указывается количество планируемых договоров на приобретение данной продукции и их средняя стоимость.
Заполнение подблока «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».
В полях «Ценные подарки и сувенирная продукция» указывается продукции или количество планируемых договоров на приобретение данной продукции и их средняя стоимость.
Блоки определения корректности расчетов:
Рисунок 18. Индикатор корректности обоснования
Указывается сумма, на которую необходимо произвести корректировку, если сумма больше нуля необходимо добавить, если меньше нуля необходимо отнять.
Рисунок 19. Индикатор корректности обоснования (2)
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Денищенко М. Е. «Техническое сопровождение процесса проведения обоснования сметных назначений для программ дополнительного образования и профессионального обучения» // Научный лидер. 2024. №48 (198). URL: https://scilead.ru/article/7410-tekhnicheskoe-soprovozhdenie-protsessa-proved
- 1C: БГУ - https://v8.1c.ru/stateacc/
- Microsoft Excel - https://www.microsoft.com/ru-ru/microsoft-365/excel?market=ru;