РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВЕКТОРЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ВЕКТОРЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

148

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (173), Июнь ‘24

Поделиться

В статье рассматривается реализация деятельностного подхода на уроках математики в рамках изучения темы «Векторы»; использование проектной технологии в рамках изучения темы «Векторы»; демонстрация реализации деятельностного подхода на уроке математики.

Изучение векторов является одним из значимых аспектов курса математики и актуально, так как векторы находят применение во множестве сфер, начиная от искусства до сложных задач моделирования реальных процессов. Понятие вектора используется во многих областях математики, включая современную алгебру, геометрию, теорию функций и теорию вероятностей.

Изучение темы «Векторы» сталкивается с трудностями из-за несовершенного представления материала в учебниках. [6, c.186] Профессор В.А. Гусев отмечает, что в современных учебниках мысли излагаются без ясного указания источников, что делает их непонятными и не принимаемыми учениками.

Актуальность и проблема выявляются из абстрактных понятий и сложности в представлении данной темы на практике. Поэтому важно, чтобы учащиеся не только знали формулы и алгоритмы работы, но и умели применять их для решения задач.  

Проблема заключается в недостаточной разработанности средств формирования интеллектуальных умений у учащихся при изучении темы «Векторы», что и определило выбор темы: «Реализация деятельностного подхода на уроках математики в контексте изучения темы «Векторы» с использованием проектной технологии».

Для улучшения изучения темы "Векторы" в основной школе предлагается использовать деятельностный подход Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева - П.Я. Гальперина. Этот подход усвоения помогает значительно повысить эффективность обучения.  В качестве первого шага в изучении новой темы, учитель предоставляет учащимся основные понятия без необходимости их заучивания, предлагая таким образом "ориентиры" для дальнейшего погружения в тему. [5, c.8]

Способствовала утверждению деятельностного подхода в образовании теория развивающего обучения, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. Важно акцентировать внимание на применении деятельностного подхода, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления и поощряет проявление самостоятельности и инициативы. 

В основе деятельностного подхода лежит идея о том, что учащиеся лучше усваивают материал, когда он представлен им в виде конкретных ситуаций, требующих активного участия и поиска решений. Вместо традиционного метода передачи информации ученикам деятельностный подход предполагает создание условий для самостоятельной работы и исследовательской деятельности [1].

Деятельностный подход дополняет использование проектной технологии, позволяя школьникам применить свои знания на практике через создание проектов, исследований или решение прикладных задач [3, c.1220].

Проектная деятельность в современном образовании имеет огромное значение для учеников, которые стремятся к самостоятельному приобретению знаний для решения сложных задач. [8, c.21]

Брыкова О. В. в своей статье «Проектная деятельность в учебном процессе» утверждает, что для достижения цели важно научить детей самостоятельному мышлению, поиску и решению проблем. Основная идея проектной технологии заключается в том, что результат, который можно получить при решении практических или теоретически значимых проблем, может быть виден, осмыслен и применен в реальной жизни.

В.М. Монахов утверждал, что педагогическая технология решает две главные задачи современной школы: проблема учителя и проблема учебного процесса. Проектная технология на уроках включает в себя исследовательские, поисковые и проблемные подходы, что делает ее эффективной педагогической технологией, решая проблемы в современном образовании.

Для достижения целей реализации проектной технологии требуется, чтобы ориентирование на следующие задачи:

- Поддержание активности в области учения;

- Формирование учебного стимула;

- Привлечение всех учеников к самостоятельной групповой или индивидуальной деятельности, связанной с разработкой определенного объекта или процесса;

- Применение принципов обучения, ориентированного на личность, когда ученики осуществляют проекты в соответствии со своими способностями и интересами.

В ходе использования проектной технологии ученики не только учатся применять математические знания на практике, но и развивают навыки работы в команде, аналитического мышления и решения проблем. Проекты также способствуют повышению мотивации учеников и углублению их понимания материала за счет практического применения знаний. [4, c.56]

Деятельностный подход в образовании является одним из ключевых направлений современной педагогики, ориентированным на активное вовлечение учащихся в учебный процесс через различные виды деятельности, игровые и исследовательские задания. Этот подход предполагает не только передачу знаний, но и развитие умений и навыков, формирование критического мышления и способности применять полученные знания на практике [1].

Применение деятельностного подхода в образовании позволяет не только повысить эффективность обучения, но и сделать учебный процесс более интересным и доступным. [7, c.9]

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в контексте изучения темы «Векторы» с применением проектной технологии представляет собой инновационный метод обучения, направленный на активное вовлечение учащихся в процесс изучения материала, он так же способствует  глубокому и продуктивному усвоению теоретической основы этого раздела математики, и освоению практических навыков работы с векторами, также развитию их творческих способностей и умению применять знания на практике.[9, c.92]

Для наглядной демонстрации реализации деятельностного подхода в контексте изучения темы «Векторы» с использованием проектной технологии был разработан проект «Звездное небо».

Цель проекта: Исследовать и применить знания о построении вектора на координатной прямой, нахождении его начала и конца по координатам, нахождении его длины.

Оборудование: 1) Ватман; 2) Цветные карандаши; 3) Карточки с заданиями (раздаточный материал).

Организация коллективной распределенной работы учащихся включает следующие этапы:

  1. Разделение на группы: Учитель выдает каждому ученику карточки с заданиями, где изображены векторы на координатной плоскости. Ученики решают свои задания, после чего делятся на группы по принципу совпадающих ответов. Таким образом формируются группы из 4-5 человек.
  2. Распределение задач: Каждая группа получает ватман и цветные карандаши для выполнения проекта. Ученикам необходимо нарисовать звёздное небо с использованием векторов, придумать названия созвездий и определить их координаты.
  3. Совместное выполнение: Учащиеся внутри группы договариваются, кто будет защищать проект. Группы работают совместно, обсуждают идеи и распределяют роли.
  4. Защита проекта: Группы представляют свои работы перед классом, защищая проект и рассказывая о созданных ими созвездиях и их названиях.

Текст-задание проектной работы по теме «Звёздное небо»:

  1. Нарисовать на ватмане звёздное небо, используя векторы.
  2. Придумать и нарисовать созвездия, объединенные общей темой (например: животные).
  3. Определить и подписать координаты начала и конца каждого вектора.
  4. Представить и защитить свой проект перед классом, объяснив выбранные названия созвездий и их расположение.

Критерии оценки.

В данной проектной работе важно отметить, что традиционная оценка по балльной шкале не применяется. Критериями успешного выполнения задания являются:

  1. Активное участие каждого ученика в работе группы.
  2. Креативность и оригинальность представленного проекта.
  3. Точность и правильность математических расчетов.
  4. Способность аргументированно защитить свой проект перед классом.

Эти критерии направлены на развитие творческих способностей учащихся, их способности работать в коллективе и применять полученные знания на практике.

В заключение можно сделать вывод, что технология проектирования в совокупности с деятельностным подходом помогает развить творческие способности школьников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной в организованную систему образовательного учреждения, данная технология становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон №273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года: одобрен СоветомФедерации26декабря 2012 года. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 09.06.2024). – Текст: электронный
  2. Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»: принят 31 мая 2021 г. № 287 // СПС «Консультант Плюс»
  3. Алексеева, Е. Е. Научно-исследовательская работа кафедры математических дисциплин как фактор развития информационно-образовательной среды Академии (по итогам 2016 Г.) / Е. Е. Алексеева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 4. – С. 1217-1224
  4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2016
  5. Медведев А.М., Жуланова И.В. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ
  6. Новгородова О.И. Векторы в школьных учебниках геометрии //Проблемы школьного учебника. Сборник научных трудов. / Под ред. А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, Т.Б. Захаровой и др. М.: РАО. - 2005.-С.184-188. - 0,25 п.л.
  7. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справочник для студ. / авт.- сост. А. В. Виневская; под ред. И. А. Стеценко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2014
  8. Фролова, Н. Х. Становление информационно-коммуникационных технологий / Н. Х. Фролова, Е. С. Фролов // Символ науки: международный научный журнал. – 2018. – № 12. – С. 19-23
  9. Эльконин, Б. Д. 2.1. Мировые тенденции в образовании и развивающее обучение / Б. Д. Эльконин // Развитие теории и практики учебной деятельности: научная школа В.В. Давыдова: монография по материалам международной сетевой научной конференции: Издательство ВГПУ "Перемена", 2016. – С. 88-98
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее