СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ХИЩЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ

СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ХИЩЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРАКТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Просмотры

121

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (169), Май ‘24

Дата публикации 21.05.2024

Поделиться

В настоящее время актуальны вопросы предотвращения хищений бюджетных средств в сфере заключения и выполнения государственных и муниципальных контрактов. Для успешного выявления таких преступлений и их предотвращения принимаются следующие меры: взаимодействие между контрольными и правоохранительными органами, совершенствование государственного контроля бюджетных расходов, обеспечение прозрачности процедур, связанных с госзакупками, совершенствование действующего законодательства. Работа по выявлению и профилактике преступлений в сфере госзакупок проводится на основе экспертного анализа выявленных нарушений.

По итогам 2023 года Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Российской Федерации выявило 98359 экономических преступлений, это меньше на 5,6%, чем за аналогичный период в прошлом году. В частности, правоохранительные органы зафиксировали больше противоправных деяний коррупционной направленности - 25 589 (+6,1%).

Против госвласти и интересов гослужбы было совершено 7849 или 19,2% нарушений, большая часть из них - взяточничество. МВД подчеркивает, что в общей сумме за 2023 год зарегистрировано на 1,3% меньше преступлений, чем за прошлый год. 

5 марта 2024 года Председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин провел заседание коллегии об итогах работы следственных органов ведомства в 2023 году и задачах на 2024 год. На котором были отражены такие показатели:

 

  1. В минувшем 2023 году Следственным комитетом России в суды направлено свыше 90 тысяч уголовных дел, в их числе более 10 тысяч - о деяниях коррупционного характера, большинство из которых -взяточничество. Ведомством велась активная работа по расследованию экономических преступлений, в суды передано 19 тысяч дел о таких деяниях.
  2. Также в 2023 году принимались меры к пресечению злоупотреблений при реализации национальных проектов. В суды передано 364 уголовных дела в отношении 461 лица.
  3. Весомых результатов в истекшем 2023 году удалось добиться в сфере возмещения ущерба, причиненного преступлениями: в ходе предварительного следствия было возмещено более ста миллиардов рублей.
  4. В 2023 году по представлениям следователей об устранении причин и условий, которые способствовали совершению преступлений, привлечены к дисциплинарной ответственности почти 67 тысяч должностных лиц.

По завершении заседания глава ведомства определил приоритетные задачи на 2024 год. Среди них - пресечение уголовно-правовыми мерами должностных злоупотреблений при реализации национальных проектов и государственных программ.

Хищение бюджетных средств, особенно в сфере государственных закупок и муниципальных контрактов - деяние общественно опасное. Помимо самого факта хищения средств, в результате таких преступлений тормозится рост экономики страны, и как следствие - падает уровень благосостояния граждан. По наиболее резонансным делам общая сумма ущерба достигала миллиардов рублей. Такие преступления не только приносят потери бюджету и являются серьезным препятствием в развитии экономики, но и наносят существенный репутационный вред, компрометируя институт государственных закупок и государство в целом. Важность прозрачности и законности процедуры госзакупок декларируется на самом высоком уровне [6].

Все это говорит о том, что обнаружение фактов хищения государственных денежных средств в современных условиях является важным направлением работы правоохранительных органов. Также важной является предотвращение таких преступлений, другими словами - профилактика.

Коррупция в области государственных закупок в настоящее время, к сожалению, стала распространенным явлением.

Термин "откат" широко известен и обозначает коррупционные связи между бизнесом и властью. Получение "откатов" в процессе исполнения государственных или муниципальных контрактов представляет собой форму хищения бюджетных средств. Суть такого преступления заключается в следующей схеме. Организация, в которой работает должностное лицо, оплачивает товар, работу или услугу выше по цене, которая искусственно завышается. Часть из полученной суммы возвращается лично должностному лицу как материальное вознаграждение за то, что оно способствовало заключению данного договора. Результаты расследованных преступлений, связанных с откатами, позволяют оценить примерную долю откатов в границах от 10 до 25 % от общей суммы договора. Субъектами данных преступлений являются предприниматели - подрядчики и должностные лица организаций, заключающих с ними договор.

Пример в получении «откатов» в процессе исполнения контрактов, по данным сводки по коррупции от 20.05.2024 г. (за 13-19 мая 2024 года): Сотрудник «Росатома» обвиняется в получении откатов на 23 миллиона. Стали известны подробности расследования громкого уголовного дела в отношении топ-менеджера госкорпорации «Росатом» Г.С. По версии следствия, в течение трех лет он получил от второго обвиняемого - руководителя АО «Оргэнергострой» Э.К. около 23 млн руб. Фирма последнего, чьи интересы якобы и лоббировал обвиняемый С., является одним из самых крупных подрядчиков «Росатома» и его дочерних структур. Уголовное дело в отношении Г.С. по факту получения взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) и Э.К., которому вменяется в вину дача взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ), ГСУ СКР возбудило 26 марта 2024 года. На следующий день обоих фигурантов задержали сотрудники ФСБ.
Закон предусматривает, что возбуждение уголовного дела по факту хищения бюджетных средств может производиться по сообщению из других источников о совершении или готовящемся совершении преступления. В большинстве случаев такие дела возбуждаются на основании оперативнорозыскной деятельности. Результаты проверки прокуратуры или сообщения из органов государственной власти, местного самоуправления и органов финансового контроля гораздо реже становятся поводом для возбуждения уголовного дела.

Квалификация данных преступлений производится в соответствии с ст. по ст. 160 УК РФ как присвоение или растрата [1].

Присвоение - это хищение имущества, вверенного виновному.

Растрата - хищение вверенного виновному имущества путем расходования, потребления или иного способа использования.

Совершает эти преступления группа должностных лиц федерального, регионального, муниципального уровня в сговоре с представителями коммерческих организаций.

На основании проверок, проведенных Счетной палатой, определены несколько наиболее распространенных способов злоупотреблений в сфере госзакупок.

1. Подрядчики применяют устаревшие подходы к ценообразованию и индивидуальные сметные нормативы, в результате чего неоправданно увеличивается стоимость контракта.

Недостаток прозрачности и обоснованности в планировании бюджетных расходов, а также подход "от достигнутого" при составлении будущих бюджетных затрат. Использование незаконных схем передачи заказов "дружественным" субподрядчикам (это возможно из-за отсутствия четкого регулирования процедуры привлечения соисполнителей).  

Во время госзакупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ [2] бюджетные средства перенаправляются так называемым «дочкам» - ФГУПам и МУПам, что позволяет регулировать их по Закону о закупках госкомпаний № 223-ФЗ [3]. В связи с этим появляется больше возможностей для необоснованного завышения цены.

Самые проблемные отрасли в плане хищения бюджетных средств при госзакупках включают промышленность, исследование и использование космического пространства, связь и информатика, топливно-энергетический комплекс, транспорт, благоустройство, дорожное хозяйство и образование.

В России стало больше нарушений в сфере гособоронзаказа. Росфинмониторинг в 2023 году содействовал расторжению контрактов в сфере гособоронзаказа на 6 миллиардов рублей. Отмечается, что указанная сумма увеличилась за год более чем в шесть раз (с 0,89 миллиарда), а число материалов о возможных нарушениях выросло по сравнению с предыдущим годом в четыре раза. Информация касалась более 50 тысяч компаний, а на ее основании было возбуждено 180 уголовных дел. Служба передала в правоохранительные и надзорные органы более 2000 материалов о сомнительных операциях. В отчете за 2022 год точного количества случаев не называли, но указывалось, что их число год к году увеличилось на 31 процент.
Ранее стало известно, что у фигурантов уголовного дела о поставке некачественных бронежилетов Министерству обороны РФ, распоряжавшихся полученными от ведомства 2 миллиардами рублей, арестовали счета и активы. Решение в том числе коснулось акций и долей компаний, а также участков в Подмосковье и бизнес-центра в Москве, которые, по данным следствия, в ООО «ГК "Пикет"» приобрели на полученные средства.
На основании Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» важнейшей задачей государства является борьба с коррупцией – главным фактором, тормозящим развитие страны.
Примеры выявления хищения бюджетных денежных средств, выделяемых для финансирования государственных и муниципальных контрактов, по данным сводки по коррупции от 20.05.2024 г. (за 13-19 мая 2024 года):
1. Заместитель директора Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан стал фигурантом уголовного дела о получении взятки, совершенном в особо крупном размере. Его задержали на рабочем месте. Преступный факт выявили сотрудники Управления ФСБ России по Республике Башкортостан. По версии следствия, чиновник в период с 2021 по 2024 года получил 2,9 млн рублей от учредителя подрядной организации за общее покровительство при исполнении государственных контрактов на выполнение работ по инструментальной оценке технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значений Республики Башкортостан. С подозреваемым проводятся следственные действия, по месту его службы и жительства проведены обыски, устанавливаются все обстоятельства совершенного преступления и наличия аналогичных преступных фактов.
2. Заместитель начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска подозревается в получении взятки. По версии следствия, замначальника департамента транспорта получила от руководителя подрядной организации взятку в размере 230 тысяч рублей. В ответ она организовала заключение с этим подрядчиком двух муниципальных контрактов на оказание услуг по содержанию и ремонту светофоров. Стоимость контрактов составила 50 миллионов рублей. При этом заявленные услуги не были оказаны. Денежные средства были направлены на другие цели, сообщает прокуратура Новосибирской области. Подозреваемая задержана. Следовали возбудили дело по статье 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере), по которой предусмотрено наказание до 12 лет лишения свободы и штраф до шестидесятикратной суммы взятки.
Как мы знаем, коррупционные схемы бывают простые и сложные. Причем в отдельных случаях, реализуя простые коррупционные схемы, некоторые лица, видимо, настолько будучи уверенными в своей безнаказанности, идут на нарушения закона практически открыто.

Способы профилактики хищения бюджетных средств в рамках государственных и муниципальных контрактов:

1. Проведение тщательной проверки поставщиков и подрядчиков перед заключением контракта, включая проверку их финансовой устойчивости, репутации и прошлого опыта работы с государственными заказчиками.

2. Применение процедур открытых конкурсов и аукционов при заключении контрактов, чтобы обеспечить конкурентные цены и снизить риск коррупции.

3. Внедрение эффективных систем контроля и мониторинга выполнения контрактов с поставщиками и подрядчиками, чтобы обеспечить надлежащее исполнение обязательств по контрактам.

4. Применение электронной системы закупок, которая обеспечивает прозрачность и доступ к информации о проводимых закупках и контрактах.

5. Организация системы внутреннего финансового контроля и аудита для выявления и предотвращения финансовых нарушений.

6. Обучение и повышение осведомленности чиновников и сотрудников официальных органов о мероприятиях и процедурах по борьбе с хищениями бюджетных средств и коррупцией.

7. Задействование общественных организаций и массмедиа в контроле за общественными закупками, чтобы обеспечить большую прозрачность и открытость процессов.

8. Установление четких и жестких штрафов и наказаний для тех, кто виновен в хищении бюджетных средств, а также процедур для взыскания возмещения ущерба.

Эти мероприятия могут быть реализованы совместно государственными органами, общественными организациями и частным сектором для обеспечения эффективной профилактики хищения бюджетных средств.

В настоящее время активно ведется работа по выявлению и профилактике правонарушений и преступлений в сфере госзакупок. Взаимодействие контрольных органов, с одной стороны, и Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета, МВД и других правоохранительных структур, проходит в рамках совместных рабочих групп. Благодаря этому у контролирующего органа есть возможность оперативно установить наличие перспектив возбуждения по конкретным эпизодам уголовных дел. Кроме того, правоохранительным органам вменено в обязанность информирование Счетной палаты РФ о том, как расследуются направленные им проверочные материалы. Все это в сочетании с дальнейшим законодательным государственных закупок приносит положительные результаты.

Государственные закупки должны быть максимально прозрачными и понятными. Современные технологии позволяют обеспечить полную открытость данной процедуры и обеспечить доступ предприятий малого и среднего бизнеса, что значительно снизит риски коррупции. Также нормативно-правовое регулирование должно учитывать новые тенденции, чтобы обеспечить эффективное использование современных коммуникационных технологий в совершенствовании сферы государственных закупок.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 06.04.2024)
  2. Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 (с изм. и доп.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  3. Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ (с изм. и доп.) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  4. Федеральный закон от 26.07.06 N 135-ФЗ (с изм. и доп. от 01.04.2022) «О защите конкуренции»
  5. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (с изм. и доп.)
  6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
  7. Сапожников А. А., Семкина О. С., Мокрый В. С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ. - М.: КноРус, 2018. - 216 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее