АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

92

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 8 (209), Февраль ‘25

Поделиться

В статье представлены основы формирования налоговых поступлений в бюджет муниципального образования, основные виды налогов, проведен анализ налоговых поступлений в бюджет МО Кезского района Удмуртской Республики и определены рекомендации по их улучшению.

В условиях современной экономики все полномочия местных органов власти и управления по установлению местных налогов являются вторичными (первичными полномочия – у государства по НК РФ), они на предварительной основе являются санкционированными со стороны органов государства.

 

Далее подробным образом приведен перечень налоговых доходов муниципальных районов.

 

1. В бюджеты муниципальных районов должны зачисляться суммы налоговых доходов от тех местных налогов, которые установлены представительными органами муниципальных районов согласно части 2 НК РФ [1]:

  • от земельного налога, взимание которого взимается происходит в размере 100%;
  • от налога на имущество физических лиц - 100%.

2. Также в рассматриваемые бюджеты должны зачисляться суммы налоговых доходов тех налогов и сборов, которые относят к федеральным:

  • от НДФЛ – в размере 15%;
  • от ЕНВД для отдельно взятых видов деятельности –100%;
  • от единого сельхозналога – 30%;
  • от пошлины государства (которая должна быть зачислена согласно месту регистрации, совершения разного рода действий, являющихся значимыми с позиций юриспруденции, либо выдачи определенного рода документации) –100%.

Муниципальное образование Кезский район Удмуртской Республики (МО Кезский район) находится в Верхне-Камской возвышенности на северо-востоке Удмуртской Республики. Район занимает 2321 кв. км., в составе – 15 сельских муниципальных поселений со 136 населенными пунктами. На территории семи промышленных предприятий, 10 СПК, 126 субъектов МСП [2]. Численность населения на 01.01.2025 г. составляет 19,2 тыс. чел.

 

Ниже представлены сводные данные по выполнению доходных показателей бюджета в 2021-2023 гг. (табл. 1).

 

Таблица 1.

Доходные поступления бюджета МО «Кезский район» за 2021-2023 гг.

ДОХОДЫ

 

2021 г., руб.

 

2022 г., руб.

2023 г.,

руб.

Отклонение 2023/2021, (+, -)

в руб.

в %

Налоговые доходы

36254780,7

68819412,5

63180802,4

26926021,7

74,3

Налоги на прибыль, доходы

35459834,0

31231319,1

23192339,1

-12267494,9

-34,6

Налоги на совокупный доход

794946,7

10745834,3

886325,8

91379,1

11,5

Налоги на имущество

743466,7

2727010,6

757422,8

13956,1

1,9

Государственная пошлина

856226,7

24115297,8

38344710,3

37488483,6

4378,3

Задолженность и перерасчеты по налогам и сборам и др.

546,7

-49,3

4,4

-542,3

-99,2

Неналоговые доходы

52787692,4

45288666,9

19759100,5

-33028591,9

-62,6

Безвозмездные поступления

14663861,2

7905165,3

3077205,4

-11586655,8

-79,0

ВСЕГО ДОХОДОВ

103706334,3

121395649,8

86017108,3

-17689226

-17,1

 

По данным таблицы 1 можно отметить следующее. Общая сумма доходов за три рассматриваемых года уменьшилась на 17689226 руб., или на 17,1%.

 

При этом налоговые доходы возросли на 74,3% за три года, в том числе наибольшее повышение наблюдается по государственной пошлине – в 43,8 раза, также по некоторым статьям наблюдается снижение: по задолженности и перерасчетам по отмененным налогам видно снижение на 99,2%, по налогам на прибыль, доход – на 34,6%.

 

Заметный прирост наблюдался по налогам на совокупный доход – на 11,5%, или на 91379,1 руб.

 

Можно сделать следующие выводы:

  • МО «Кезский район» обеспечивает доходную часть бюджета в основном за счёт налоговых доходов;
  • большая часть собственных доходов – налоговые поступления, в первую очередь, государственная пошлина в размере 44,58% к итогу, что выше показателя за 2022 год на 24,71%; также заметны налоги на прибыль и доходы, их доля составляет в 2023 году 26,96%, что больше прошлого года на 1,24% (в 2022 году было снижение на 8,47%).

Могут быть выделены основные проблемы в бюджетной сфере района в настоящее время:

  • укрепление системы финансового контроля за целевым, эффективным и экономичным использованием бюджетных средств;
  • обеспечение сбалансированности бюджетов;
  • совершенствование системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса, бюджетного федерализма;
  • разработка методологических подходов, методик и методов формирования бюджета и распределения бюджетных средств.

Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.

 

Сбалансированность местного бюджета МО «Кезский район» может быть достигнута в том числе за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, повышения доли неналоговых видов доходов.

 

В целях увеличения налоговых доходов местного бюджета МО «Кезский район», а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц как основных его налоговых доходов необходимо предусмотреть:

  1. Разработка и внедрение различных мероприятий, направленных на тотальное выявление (налоговую легализацию) организаций и физических лиц, которые являются уклонистами, и привлечения их к официальному налогообложению.
  2. Определение обоснованных налоговых ставок с экономической точки зрения по местным налогам и сборам.
  3. С целью обеспечения полноты учета налогоплательщиков в местном бюджете МО «Кезский район» представляется вместе с тем целесообразным выполнение органами местного самоуправления работы по раскрытию юридических лиц, которые не оформили собственную деятельность в определенном порядке, а вместе с тем разъяснительной работы с физическими лицами, которые - потенциальные плательщики налога на имущество физических лиц.

Таким образом, представленные рекомендации позволят решить проблемы формирования финансовой базы МО «Кезский район».

 

Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 28.12.2024) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
  2. Официальный сайт МО Кезский район [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kez.udmurt.ru/index.php
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее