В условиях современной экономики все полномочия местных органов власти и управления по установлению местных налогов являются вторичными (первичными полномочия – у государства по НК РФ), они на предварительной основе являются санкционированными со стороны органов государства.
Далее подробным образом приведен перечень налоговых доходов муниципальных районов.
1. В бюджеты муниципальных районов должны зачисляться суммы налоговых доходов от тех местных налогов, которые установлены представительными органами муниципальных районов согласно части 2 НК РФ [1]:
- от земельного налога, взимание которого взимается происходит в размере 100%;
- от налога на имущество физических лиц - 100%.
2. Также в рассматриваемые бюджеты должны зачисляться суммы налоговых доходов тех налогов и сборов, которые относят к федеральным:
- от НДФЛ – в размере 15%;
- от ЕНВД для отдельно взятых видов деятельности –100%;
- от единого сельхозналога – 30%;
- от пошлины государства (которая должна быть зачислена согласно месту регистрации, совершения разного рода действий, являющихся значимыми с позиций юриспруденции, либо выдачи определенного рода документации) –100%.
Муниципальное образование Кезский район Удмуртской Республики (МО Кезский район) находится в Верхне-Камской возвышенности на северо-востоке Удмуртской Республики. Район занимает 2321 кв. км., в составе – 15 сельских муниципальных поселений со 136 населенными пунктами. На территории семи промышленных предприятий, 10 СПК, 126 субъектов МСП [2]. Численность населения на 01.01.2025 г. составляет 19,2 тыс. чел.
Ниже представлены сводные данные по выполнению доходных показателей бюджета в 2021-2023 гг. (табл. 1).
Таблица 1.
Доходные поступления бюджета МО «Кезский район» за 2021-2023 гг.
ДОХОДЫ |
2021 г., руб. |
2022 г., руб. |
2023 г., руб. |
Отклонение 2023/2021, (+, -) |
|
в руб. |
в % |
||||
Налоговые доходы |
36254780,7 |
68819412,5 |
63180802,4 |
26926021,7 |
74,3 |
Налоги на прибыль, доходы |
35459834,0 |
31231319,1 |
23192339,1 |
-12267494,9 |
-34,6 |
Налоги на совокупный доход |
794946,7 |
10745834,3 |
886325,8 |
91379,1 |
11,5 |
Налоги на имущество |
743466,7 |
2727010,6 |
757422,8 |
13956,1 |
1,9 |
Государственная пошлина |
856226,7 |
24115297,8 |
38344710,3 |
37488483,6 |
4378,3 |
Задолженность и перерасчеты по налогам и сборам и др. |
546,7 |
-49,3 |
4,4 |
-542,3 |
-99,2 |
Неналоговые доходы |
52787692,4 |
45288666,9 |
19759100,5 |
-33028591,9 |
-62,6 |
Безвозмездные поступления |
14663861,2 |
7905165,3 |
3077205,4 |
-11586655,8 |
-79,0 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
103706334,3 |
121395649,8 |
86017108,3 |
-17689226 |
-17,1 |
По данным таблицы 1 можно отметить следующее. Общая сумма доходов за три рассматриваемых года уменьшилась на 17689226 руб., или на 17,1%.
При этом налоговые доходы возросли на 74,3% за три года, в том числе наибольшее повышение наблюдается по государственной пошлине – в 43,8 раза, также по некоторым статьям наблюдается снижение: по задолженности и перерасчетам по отмененным налогам видно снижение на 99,2%, по налогам на прибыль, доход – на 34,6%.
Заметный прирост наблюдался по налогам на совокупный доход – на 11,5%, или на 91379,1 руб.
Можно сделать следующие выводы:
- МО «Кезский район» обеспечивает доходную часть бюджета в основном за счёт налоговых доходов;
- большая часть собственных доходов – налоговые поступления, в первую очередь, государственная пошлина в размере 44,58% к итогу, что выше показателя за 2022 год на 24,71%; также заметны налоги на прибыль и доходы, их доля составляет в 2023 году 26,96%, что больше прошлого года на 1,24% (в 2022 году было снижение на 8,47%).
Могут быть выделены основные проблемы в бюджетной сфере района в настоящее время:
- укрепление системы финансового контроля за целевым, эффективным и экономичным использованием бюджетных средств;
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- совершенствование системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса, бюджетного федерализма;
- разработка методологических подходов, методик и методов формирования бюджета и распределения бюджетных средств.
Оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теоретических положений означает, что необходимо усовершенствовать существующие или разработать новые методы, методики, подходы, принципы, логико-математические зависимости, модели, алгоритмы и с их помощью обосновать оптимальную структуру бюджетной системы и взаимосвязи между ее элементами.
Сбалансированность местного бюджета МО «Кезский район» может быть достигнута в том числе за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, повышения доли неналоговых видов доходов.
В целях увеличения налоговых доходов местного бюджета МО «Кезский район», а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц как основных его налоговых доходов необходимо предусмотреть:
- Разработка и внедрение различных мероприятий, направленных на тотальное выявление (налоговую легализацию) организаций и физических лиц, которые являются уклонистами, и привлечения их к официальному налогообложению.
- Определение обоснованных налоговых ставок с экономической точки зрения по местным налогам и сборам.
- С целью обеспечения полноты учета налогоплательщиков в местном бюджете МО «Кезский район» представляется вместе с тем целесообразным выполнение органами местного самоуправления работы по раскрытию юридических лиц, которые не оформили собственную деятельность в определенном порядке, а вместе с тем разъяснительной работы с физическими лицами, которые - потенциальные плательщики налога на имущество физических лиц.
Таким образом, представленные рекомендации позволят решить проблемы формирования финансовой базы МО «Кезский район».
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 28.12.2024) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
- Официальный сайт МО Кезский район [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kez.udmurt.ru/index.php