Дефицит местного бюджета

Дефицит местного бюджета

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

56

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 45 (90), ноябрь ‘22

Дата публикации 07.11.2022

Поделиться

Статья посвящена одной из основных и актуальных проблем Российской Федерации на современном этапе развития - бюджетному дефициту. Изучены теоретические аспекты дефицита местного бюджета и причины его возникновения. Рассмотрены источники покрытия дефицита, а так же предложены пути решения данной проблемы.

В системе финансовых отношений, являющейся важной составляющей экономических отношений, важное значение имеет бюджет. Он составляет материальную основу выполнения экономических и социальных задач государства, выступает необходимым экономическим механизмом и источником финансового обеспечения успешного развития приоритетных направлений экономики на федеральном, региональном и местном уровнях.

Согласно действующей редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, под бюджетом следует понимать особую форму образования, а также расходования денежных средств, основное предназначение которых заключается в финансовом обеспечении задач и функций государства и местного самоуправления.

На современном этапе местные бюджеты, в силу своей многочисленности, являются одним из важнейших уровней бюджетной системы. Каждое муниципальное образование, расположенное на территории Российской Федерации, имеет собственный бюджет.

Местные бюджеты играют важную роль в местных финансах, которые охватывают экономические отношения, посредствам чего местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют, в соответствии с возложенными на них функциями, часть общественного продукта в денежной форме [2, с. 78]

Они особенно важны для формирования благоприятных условий жизни населения, поскольку финансовые средства местных бюджетов направлены, прежде всего, на финансирование повседневных расходов данной местности.  Количество и качество потребляемых населением благ и услуг в муниципальном образовании зависит именно от того, насколько эффективно функционирует местный бюджет.

Для наиболее эффективной работы и достижения поставленных целей органам местного самоуправления требуется определённый уровень финансов, и очень многое зависит от того, насколько правильно данные органы используют имеющиеся финансовые ресурсы, так как по общему правилу их деятельность должна быть направлена на развитие территории входящей в пределы муниципального образования. Следовательно, уровень обеспеченности и благосостояния населения определенного муниципального образования зависит и от размера муниципального бюджета.

Для бюджета любого уровня бюджетной системы РФ первостепенное значение имеет его сбалансированность. Принцип сбалансированности бюджета – один из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Сбалансированность бюджета предполагает полное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Поэтому бюджет муниципального образования должен быть максимально сбалансированным по доходам и расходам. Несбалансированность бюджета может выражаться в виде превышения доходов над расходами (профицит бюджета) или превышением расходов над доходами (дефицит бюджета).

Почти везде местные бюджеты утверждаются с дефицитом, сводятся с глубоким дисбалансом, при котором наличия собственных доходов не хватает для выполнения всех налагаемых на них расходных обязательств [4, с. 289]

Почему же возникает бюджетный дефицит? Например, наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства. Причины бюджетного дефицита кроются и в росте расходов без учета финансовых возможностей местных органов власти, в недостаточной целесообразности и эффективности расходов.

В БК РФ определен дефицит местного бюджета, который не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

По состоянию на 01.04.2022 общий объем доходов местных бюджетов превысил объем расходов местных бюджетов на 59,7 млрд. руб. (по состоянию на 01.04.2021 доходы местных бюджетов превышали расходы на 58,7 млрд. руб.) При этом в 61 субъекте Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом, который составил 68,9 млрд. руб., в 24 субъектах Российской Федерации – с дефицитом в сумме 9,2 млрд. руб.

Субъекты РФ, имеющие наибольший дефицит местных бюджетов по состоянию на 01.04.2022:

- Республика Татарстан – 2,3 млрд. руб.

- Челябинская область – 2,0 млрд. руб.

- Тюменская область – 1.8 млрд. руб.

- Удмуртская Республика – 0,6 млрд. руб.

- Саратовская область – 0,3 млрд. руб.

В соответствии со статьей 96 БК РФ, в состав источников финансирования дефицита местного бюджета включаются:

‒ разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение;

– разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций;

– разница между полученными и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы РФ;

– разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

– изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

– иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

Покрытие дефицита бюджета, как правило, происходит за счет средств кредитных организаций, что связано с простотой и удобством их привлечения. Однако  такие  меры  не  только  не  устраняют  проблему  дефицита  собственных средств,  а  еще  больше  усугубляют  ее  новыми  долговыми  обязательствами. Таким  образом,  кредиты  являются  выходом  лишь  на  короткий  период,  для решения же проблемы в целом необходимы глобальные меры, направленные не на покрытие дефицита, а на его избежание [3, с. 297].

Чтобы уйти от дефицита бюджета и увеличить финансовую устойчивость необходимо укреплять собственную доходную базу путем увеличения налоговых и неналоговых доходов. Большая часть налоговых поступлений направляется в региональный и федеральный бюджеты. Выходом из такой ситуации может служить изменение бюджетной и налоговой политики государства. Кроме того, должно быть произведено усиление работы комиссии по налоговой базе и недоимке, погашению задолженности по зачисляемым в местные бюджеты налогам.

Неналоговые доходы в основном состоят из доходов от сдачи имущества в аренду и доходов от продажи материальных и нематериальных активов. Существенную часть составляют доходы от использования имущества и прав, находящихся в муниципальной собственности. Для их увеличения предлагается проведение инвентаризации для ввода в экономический оборот неучтенных земельных участков  и муниципального имущества.

Таким  образом,  предложенные  меры  по управлению бюджетным дефицитом могут стать перспективой для дальнейшего социально-экономического развития муниципальных образований.

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
  2. Поляков, И. В. Игнатьева // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах, Курск, 28 июня 2019 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 78-81.
  3. Кулакова, М. В. Дефицит местного бюджета: причины возникновения и источники финансирования (на примере муниципального образования «город Архангельск») / М. В. Кулакова // Будущее Арктики начинается здесь: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Апатиты, 25–26 апреля 2019 года. – Апатиты: Мурманский арктический государственный университет, филиал в г. Апатиты, 2019. – С. 291-298.
  4. Липайкина, И. И. Местный бюджет и проблемы его дефицитности / И. И. Липайкина, М. И. Липайкина // Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – № 6(22). – С. 287-290.
  5. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее