Сферы и звенья финансовой системы

Сферы и звенья финансовой системы

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Просмотры

2621

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 10 (108), Март ‘23

Дата публикации 20.03.2023

Поделиться

В данной статье рассматривается финансовая система России, ее сферы и звенья, так как сферы и звенья финансовой системы тесно связаны между собой.

Финансовая система - это система, в которой финансовые учреждения способствуют передаче средств и активов между заемщиками, кредиторами и инвесторами. Ее целью является эффективное распределение экономических ресурсов для содействия экономическому росту и получения прибыли от инвестиций для участников рынка [3, с.85].

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

  • совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);
  • совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;
  • система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Финансовая система РФ включает следующие звенья:

1. Государственный бюджет - это официальный план расходов и доходов государства на определенный период времени, обычно на год. Бюджет утверждается правительством или парламентом и определяет, какие средства будут выделяться на государственные программы, проекты, социальные программы, оборону, инфраструктуру, образование и другие области.

Государственный бюджет состоит из двух основных элементов: доходов и расходов. Доходы могут быть собраны из налогов, пошлин, сборов, продажи государственного имущества и других источников. Расходы включают в себя затраты на организацию государственных программ и услуг, выплаты грантов и субсидий, погашение долгов и другие расходы.

Государственный бюджет играет важную роль в экономической жизни страны, так как он определяет, какие проекты будут финансироваться, и какое количество денег будет направлено на каждый из них. Он также имеет значительное влияние на налоговую политику и экономический рост.

2. Внебюджетные фонды - это специальные фонды, которые формируются за счет обязательных платежей и предназначены для финансирования определенных видов деятельности государства. Они создаются для того, чтобы отделить финансовые ресурсы, полученные от определенных налогов и сборов, от общего государственного бюджета и использовать их для конкретных целей.

В России существует несколько внебюджетных фондов, таких как Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и другие. Каждый из них отвечает за свою сферу деятельности и получает доходы из определенных налоговых и иных обязательных платежей.

Деньги, поступающие в эти фонды, используются для оплаты пенсий, пособий по социальному страхованию, медицинских услуг и других социальных программ. Они также могут использоваться для развития соответствующих отраслей экономики [1, с.112].

Внебюджетные фонды имеют свои особенности управления и контроля, так как они не подчиняются непосредственно правительству и парламенту. Они подчиняются специально созданным управляющим органам, которые отвечают за эффективное использование ресурсов фонда.

3. Государственный кредит - это заемные средства, которые государство получает у других стран, международных финансовых организаций, частных инвесторов или внутри страны через эмиссию облигаций и других финансовых инструментов. Государственный кредит может быть использован для финансирования различных государственных программ, проектов, инфраструктуры, а также для погашения долгов.

Государственный кредит может быть, как внутренним, то есть полученным внутри страны, так и внешним, то есть полученным у иностранных кредиторов. Внешний кредит может быть получен в различных валютах, и его выплаты обычно осуществляются в соответствующих валютах.

Получение государственного кредита может иметь как плюсы, так и минусы. С одной стороны, это может помочь государству финансировать свои программы и проекты и обеспечить экономический рост. С другой стороны, это может привести к увеличению государственного долга и росту процентных платежей по кредиту [5, с.92].

Государственный кредит также может иметь важное значение для экономической безопасности страны. Например, кредиты от международных финансовых организаций могут быть предоставлены в рамках помощи развивающимся странам и иметь цель сокращения бедности, устранения дисбалансов в экономике и повышения уровня жизни.

4. Фонды страхования - это специальные финансовые организации, которые занимаются сбором страховых взносов и выплатой компенсаций при наступлении страховых случаев. Они создаются для того, чтобы помочь людям защитить свои интересы и обеспечить финансовую стабильность в случае непредвиденных обстоятельств.

Фонды страхования могут предоставлять различные виды страхования, такие как медицинское страхование, страхование жизни, страхование имущества, страхование автомобилей и т.д. Страховые взносы, которые платят клиенты, помогают фондам страхования формировать свои резервы и обеспечивать возможность выплаты компенсаций при возникновении страховых случаев.

Фонды страхования могут быть как государственными, так и частными. В некоторых странах, например, медицинское страхование может быть обязательным и финансируется из государственных фондов страхования. В других случаях, частные фонды страхования могут предоставлять услуги страхования на коммерческой основе [4, с.72].

Для обеспечения финансовой стабильности фонды страхования обычно имеют свои собственные правила и процедуры по управлению рисками и инвестированию своих средств. Они также могут подвергаться регулированию со стороны государственных органов и надзорных органов, чтобы гарантировать защиту прав клиентов и обеспечить стабильность финансовой системы.

5. Фондовый рынок - это рынок ценных бумаг, где акции компаний продаются и покупаются. Фондовый рынок является частью капитального рынка и позволяет инвесторам приобретать доли в собственности компаний и получать доход от их роста в цене или выплаты дивидендов.

На фондовом рынке акции компаний продаются и покупаются на основании спроса и предложения. Цены на акции изменяются в зависимости от ожиданий инвесторов относительно будущих результатов компании и других факторов, включая экономическую ситуацию в стране или мире.

Фондовый рынок может быть, как национальным, то есть представляющим рынок акций в одной стране, так и международным, где акции компаний из разных стран продаются и покупаются на одной бирже.

На фондовом рынке существуют различные инвестиционные стратегии, которые могут быть использованы инвесторами. Некоторые инвесторы стремятся получить доход от краткосрочных изменений цен на акции, используя технический анализ и другие методы. Другие инвесторы предпочитают долгосрочные инвестиции, чтобы получить доход от роста цен на акции и выплаты дивидендов.

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода [2, с.93].

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Подводя итог, можно сделать вывод, что финансовая система представляет собой совокупность разных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.

Список литературы

  1. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.
  2. Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.
  3. Гладковская, Е.Н. Финансы: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.Н. Гладковская. – СПб.: Питер, 2018. – 320 с.
  4. Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 496 с.
  5. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 393 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее