В связи с активным развитием экономических отношений, для государственного и частного управления контрольно-надзорная деятельность играет важную роль. На практике применяется большое количество разнообразных видов контроля, благодаря которым можно выявлять сильные и слабые стороны деятельности различных организаций. С помощью организации контрольной деятельности можно обеспечивать положительные условия для рационального применения запасов и средств, а также выявлять кризисные и предкризисные процессы в любых организациях.
Ключевой задачей контрольно-надзорной деятельности является обеспечение полноценного соблюдения действующего законодательства в рамках создания любых категорий финансовых ресурсов. Вместе с этим, при помощи контроля нужно оценить экономическую эффективность разнообразных операций в финансово-хозяйственной деятельности участников рыночных отношений.
В контексте данной статьи необходимо проанализировать контрольно-надзорную деятельность, которая применяется при расчётах с бюджетом и внебюджетными фондами в связи с уплатой налогов и сборов. Особенное внимание нужно обращать на этот объект контроля, поскольку он считается значимым для выполнения всеми участниками рынка разнообразных налоговых обязательств перед государственной системой [1, с.14].
Проведение проверочных расчётов, а также полная и своевременная уплата разнообразных налогов и сборов, направляющихся в бюджет и внебюджетные фонды, по праву считается базовой целью контрольно-надзорной деятельности в этом направлении. Организовывается такая работа по ряду значимых направлений, которые будут перечислены ниже:
- Осуществление комплексного контроля информации по расчётам на всех предприятиях. Для этого может применяться тестирование.
- Определение правильности выявления базы налогообложения.
- Оценка правильности использования налоговых ставок, а также других компонентов налогов и сборов. Всё этого можно установить при помощи пересчёта или мониторинга.
- Корректное применение различных льгот при их расчёте и уплате. Для этого может производиться сверка всех нормативных материалов с фактическими данными по конкретной организации.
- Исследование вопросов, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость. Для этих действий может применяться набор первичных документов, и пересчёт проводимых операций.
- Анализ поступлений всех налоговых платежей в чётко установленные в законодательстве сроки. Изучение процесса ведения налоговой отчётности и проверка полученных данных по налогам и сборам.
Для того, чтобы контрольно-надзорные органы имели возможность проверять все расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, следует применять несколько важнейших информационных источников. Данными источниками являются:
Рисунок 1 – Источники информации для проведения проверок расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами
С целью реализации текущих проверочных мероприятий, каждому квалифицированному проверяющему нужно свериться с данными, имеющимися в составе предыдущих проверочных действий. Такой специалист должен определить все основные виды расчётов предприятия по разнообразным налогам и сборам, которые направляются в бюджет и внебюджетные фонды. Важно помнить, что в ходе проведения контрольно-надзорной деятельности эксперт анализирует связь синтетических и аналитических счетов в бухгалтерском учёте, выявляя порядок его ведения и взаимного контроля.
Как известно, во всех организациях, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, система расчётов с внебюджетными фондами отражается на следующих счетах:
- Счёт 68 «Расчёты по налогам и сборам».
- Счёт 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
На данных счетах определяются все основные выплаты по социальному страхованию, пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, помимо налогов.
В рамках организации проверочных действий нужно обязательно производить сопоставление начисленных налогов с источниками, которые применяются для их дальнейшей оплаты. Основными источниками в этом случае могут быть размер чистой прибыли, фонд оплаты труда сотрудников, себестоимость продаж и ряд других положений [2, с.127].
Под контрольно-надзорную деятельность могут попадать все расходы, которые следует относить на будущий налоговый период и принимать к вниманию особенности их распределения. Значимость таких расходов во многом связана с тем, что база налогообложения может изменяться. Поэтому всё это приводит к изменению размера уплачиваемого налога в бюджет Российской Федерации.
Прежде чем осуществлять проверку расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам, проверяющему нужно обязательно ознакомиться и проанализировать текущий объём базы налогообложения, налоговые ставки и иные элементы налогов. Подобная работа важна для того, чтобы понять, каким образом эти данные могли измениться в изучаемом периоде. В связи с этим нужно обязательно проверять актуальность правовых актов, учитывая все их изменения или дополнения.
Поскольку налоговое законодательство в Российской Федерации меняется достаточно часто, на этапе предварительной проверки нужно определить те налоги, которые субъект должен уплачивать, а также установить полноту выполнения всех обязательств, и ознакомиться с правовыми актами. Прежде чем осуществлять комплексную проверку, нужно изучить материалы предыдущих проверочных мероприятий, которые проводились со стороны органов налогообложения. Любые ошибки, выявленные ранее, дадут возможность упростить текущий набор проверочных действий. Тщательную проверку нужно проводить в отношении расчётов по налогу на прибыль, по налогу на добавленную стоимость, по акцизам, по НДФЛ, и по налогам, которые направляются в государственные внебюджетные фонды.
Учитывая тот факт, что основное количество выплат у организации приходится именно на эти налоги, то такие действия приводят к возникновению большого числа нарушений. Всё это приводит к возникновению наказания в виде санкций. Более того, с учётом активного развития экономических отношений следует обязательно уделять внимание налогообложению импортных и экспортных операций, так как многие субъекты сегодня занимаются внешнеэкономической деятельностью [3, с.64].
Как показывает практика, самыми часто встречающимися ошибками при проведении подобных проверок, можно назвать следующие:
- База налогообложения исчислена неверно.
- Некорректно ведётся учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами. Для внутренних и внешних субъектов эта ситуация приводит к потере информативности данных.
- Сроки платежей не соблюдаются.
- Предприниматели неправильно используют льготы.
- Зачастую возникают ситуации, когда предприниматели скрывают или занижают объём прибыли.
Принимая во внимание тот факт, что контрольно-надзорная деятельность за предпринимателями при исчислении и уплате налогов, а также других обязательных платежей в внебюджетные фонды, считается важной частью государственного и муниципального контроля, следует систематизировать все проблемы, которые имеются в этой сфере и влияют на анализ контрольно-надзорной деятельности, и предложить меры по их устранению:
Таблица 1 - Основные проблемы организации государственного и муниципального контроля в Российской Федерации и способы совершенствования
Основные проблемы, связанные с функционированием системы государственного и муниципального финансового контроля |
Способы совершенствования системы контроля |
Среди структурных проблем можно выделить следующие:
|
Увеличение результативности системы государственного и муниципального финансового контроля. Совершенствование процесса подготовки и переподготовки кадров, которые занимаются контрольной деятельностью. Создание и использование перечней единых концептуальных основ для реализации государственного финансового контроля на территории России. Обязательно важно устанавливать перечень стандартов для осуществления финансового контроля и внедрять единую методологию его проведения. Следует обязательно применять новейшие информационные технологии. Целью их применения выступает совершенствование процесса государственного и муниципального финансового контроля. Информационная открытость в таком случае важна. Закрепление основ развития службы внутреннего контроля и организация комплексного взаимодействия с другими структурами |
Среди методологических проблем в организации государственного и муниципального финансового контроля можно выделить следующие:
|
|
Информационными проблемами, которые нарушают процесс организации государственного и муниципального финансового контроля, можно назвать следующие:
|
Вышеизложенная информация позволяет сделать вывод о том, что при выявлении различных проблемных аспектов, которые связаны с организацией расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам, необходимо устранять ошибки максимально быстро и эффективно. Однако, в этой системе виновниками могут быть не только сами предприниматели, но и органы государственной власти, проводящие контроль. Учитывая этот тезис, нужно обеспечивать высокий уровень эффективности государственного и муниципального финансового контроля при расчёте с бюджетом и внебюджетными фондами различных хозяйствующих субъектов, работающих на российском рынке.
Список литературы
- Горькова В. А. Учет, анализ и контроль расчетов с бюджетом по налогам и сборам //Финансы и реальный сектор экономики в современных условиях. – 2021. – С. 12-15.
- Савельева Н. А. Государственные внебюджетные фонды и некоторые методы контроля расчетов с ними //Основные пути решения проблем в области бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля и аудита в условиях цифровизации экономики Российской Федерации. – 2020. – С. 126-128.
- Хомутова О. А. Организация контроля расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам //Актуальные вопросы экономики. – 2021. – С. 63-66.