Права и свободы человека в Российской Федерации являются высшей ценностью. Конституционный характер данной правовой гарантии свидетельствует об особом положении и особом месте этой гарантии в системе свобод и прав гражданина и личности. В то же время, несмотря на конституционный характер данной гарантии, в Российской Федерации этот вопрос относится к производству дознания и предварительного следствия.
Под надзором за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания понимается регламентированная правовыми нормами деятельность прокурора, наделенного полномочиями на досудебной стадии уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования, что является ее целью.
Одним из основных направлений деятельности прокурора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также уголовное преследование, в соответствии с полномочиями, установленными Уголовно-процессуальным кодексом РФ. [1]
Надзирающий прокурор уполномочен осуществлять надзор за возбуждением уголовных дел, проведением следственных действий, применением мер процессуального принуждения, рассмотрением отводов, ходатайств и жалоб, сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства, принятием процессуальных решений о приостановлении и прекращении уголовных дел.
Предварительное следствие и дознание являются важной составляющей системы борьбы с преступностью, и их роль в обеспечении законности и безопасности трудно переоценить. Когда эффективность этих форм борьбы с преступностью нередко достигается за счет незаконных, а порой и преступных нарушений прав и свобод человека и гражданина со стороны органов, осуществляющих предварительное и досудебное расследование.
Кроме того, они наделены правом рассматривать жалобы граждан, поданные в порядке ст. 124 УПК РФ, отменять необоснованные и незаконные процессуальные решения следователей и дознавателей, требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.[1]
В целях защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации осуществляется особая форма надзора и контроля за деятельностью органов дознания и предварительного следствия – судебный надзор за деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Несмотря на приоритетную задачу обеспечения прав и свобод человека и гражданина, эта деятельность прокуратуры тесно связана с рядом проблем и трудностей, требующих законодательного решения.
Именно по этому вопросу прокурорского надзора за органами дознания и предварительного следствия уделил особое внимание Д.Ю. Паршунин, который писал: «Процессуальные полномочия прокурора в отношении органов следствия имеют свои особенности и проблемы, заслуживающие внимания».[2, с. 133] Так, дознание, в отличие от предварительного следствия, характеризуется наличие конкретного органа дознания у лица, подозреваемого в совершении уголовного преступления.
Прокурор обязан контролировать законность и эффективность присвоения лицу статуса подозреваемого на данном этапе расследования, так как после определения лица в качестве подозреваемого его статус меняется.
Прокурор также проверяет, учтены ли права подозреваемого и может ли он реализовать свои права на защиту. Поэтому надзирающий прокурор должен проверить, соблюдает ли дознаватель положения ст. 223.1 УПК РФ, и потребовать от него незамедлительно направить копию соответствующего уведомления лицу, подозреваемому в совершении преступления.
Важно также отметить, что законодатель не установил срок, втечение которого дознаватель обязан направить такое уведомление, и незамедлительность действий дознавателя в данном случае обосновывается только требованием прокурора.
В исследовании О.С. Безотосной делается вывод о том, что в настоящее время следователь не обладает достаточными полномочиями для эффективного осуществления своей функции по надзору за законностью требований о возмещении ущерба в упрощенном порядке. В связи с этим необходимо расширить полномочия следователя, чтобы усилить гарантии соблюдения прав личности в уголовном процессе, не нарушая при этом процессуальной независимости следователя. [3, с. 90]
В связи с этим многие юристы, работающие в этой области, считают желательным внести в УПК РФ следующие изменения: во-первых, прокурору должно быть предоставлено право истребовать по письменному ходатайству материалы проверки сообщения о преступлении, расследованном следственным органом; во-вторых, полномочия прокурора добиваться исключения нарушений федерального законодательства должны распространяться на стадию возбуждения уголовного дела. Кроме того, расследования, подобные рассматриваемому в настоящее время, имеют свои преимущества, например, в виде сокращения сроков следствия и вынесения судами более мягких приговоров.
В.В. Стрельников утверждает, что компенсаторная деятельность прокуратуры, осуществляющей надзор за законностью расследования уголовных дел, позволила бы прокурору самостоятельно отменять незаконные решения следователей и дознавателей путем вынесения постановлений, отменяющих решение об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела. [4, с. 22]
Таким образом, в прокурорском надзоре за деятельностью органов дознания и предварительного следствия существует множество проблем, пробелов и несоответствий, которые требуют срочного законодательно го решения.
Список литературы
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 25.12.2023) – Текст: электронный // КонсультантПлюс. Профиль: Юрист [Электрон. периодич. изд.]. – Москва : КонсультантПлюс, 2023. – Загл. с титул. экрана. – (дата обращения 13.01.2024). – Режим доступа : по подписке
- Паршунин, Д. Ю. Правозащитная функция прокуратуры Российской Федерации / Д. Ю. Паршунин. – Текст: непосредственный // Закон и право. – 2020. – №2. – С. 131-136
- Безотосная, О. С. Проблемы правового регулирования надзорной деятельности прокуратуры / О. С. Безотосная. – Текст: непосредственный // Проблемы науки. – 2016. – №12 (13). – С. 87-96
- Стрельников, В. В. Совершенствование работы органов прокуратуры по координации деятельности правоохранительных органов Российской Федерации / В. В. Стрельников. – Текст: непосредственный // Гражданин и право. – 2016. – № 1. – С. 16-30